Тема: "Вокруг весною все живет и дышит"

Разделы: Начальная школа


Цель: развитие в детях способности чувствовать красоту природы, которая человеком может быть выражена по-разному: в словотворчестве, в красках и формах, в звуках; умения отображать эту красоту в собственном творчестве.

Эпиграф к уроку:

Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
И. Никитин.

Организационный момент.

Ребята, повернитесь к нашим гостям и пригласите их на наш урок. Будем гостеприимными и подарим урок всем, кто сегодня с нами. Садитесь.

Вот какой план урока я предлагаю вам. Сегодня, на 2725 уроке нас ждет:

  1. Сюрпризы детей.
  2. Поэтическая гостья.
  3. Сюрприз У.
  4. Наше творчество.

Актуализация опорных знаний.

Мы готовы выслушать тех, кто приготовил сегодня сюрпризы для нас. Кого бы вы хотели послушать (дети читают рассказ по картинкам “Летний визит”).

Большое спасибо, я предлагаю вам определить тему нашего урока. Поможет в этом музыка.

  • Как она вам поможет? Самоосмысление.

Написал ее П. И. Чайковский (портрет) Из цикла “Времена года”.

Приготовьтесь слушать.

Звучит Апрель – “Подснежник”.

  • Как вы думаете, о каком времени года эта пьеса?
  • Что помогло вам догадаться? Самовыражение.

Открывается тема урока: “Вокруг весною все живет и дышит”.

  • Какие картины природы вы представили себе, слушая эту музыку?
  • Какое сочетание красок преобладало на ваших картинах?

Я приготовила к уроку репродукции картин с весенними пейзажами.

Посмотрите, как они наполнены светом, теплом и радостью.

Рефлексия (под музыку дети рассматривают картины).

А. К. Саврасов “Грачи прилетели”.
А. М. Грицай “Подснежники.
А. М. Герасимов “Весенний дождь”.
А. А. Рылов “В голубом просторе”.
Н. М. Ромадин “Розовая весна”.
И. И. Левитан “Весна. Большая вода”.

  • С помощью чего передается такое настроение?

Разные художники изобразили на разных картинах разные весенние сюжеты, но что их объединяет?

  • Что особенно волнует и трогает вас весной?

Действительно, это очень трепетно весной.

Фронтальная работа со словами.

  • А сейчас подберите пары слов – существительных:
Зелень
Лепет
Трепет
Тепло
Сверканье
Жизнь
Приход
 нивы
 рощи
 жаворонка
 дождя
 вод
 души
 весны

Подбор слов должен быть связан с приходом, наступлением весны.

Мы вместе с моей помощницей сейчас прочитаем стихотворение В. А. Жуковского:

Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод, –
Вас назвавши, что прибавить,
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?

(Одна из учениц выразительно читаем стихотворение, и дети чувствуют, насколько образны, поэтичны эти сочетания.)

Индивидуальная работа в тетради.

Запишем это в наши тетради. Обратим внимание на орфографию и пунктуацию.

Молодцы. Думаю, теперь вы легко запомните его.

Многие поэты, художники, композиторы и писатели посвятили свои произведения описанию весенней природы, потому что весна – сама художник.

Я тоже приготовила вам сюрприз.

Рассказ В. Сухомлинского “Мальчик и колокольчики ландышей”.

  •  Приготовьтесь слушать эту сказку. Будьте внимательны, постарайтесь заметить все образные обороты, которые использовал автор.

Наступила весна. Из ожившей земли показалась зеленая стрелочка. Она быстро разделилась на два листочка. Они стали похожи на широкие лодочки. А между ними появился маленький, тоненький дрожащий росток. Он поднялся, наклонился к одному листочку и однажды утром расцвел нежно-белыми Колокольчиками. Это были Колокольчики Ландышей.
Их увидел маленький мальчик. Его поразила красота цветов. Он не мог оторвать глаз от этого чуда. Мальчик протянул руку, чтобы сорвать цветы.
Но Колокольчики прошептали:
– Мальчик, для чего ты хочешь нас сорвать?
– Вы мне нравитесь. Вы очень красивые.
– Хорошо, – вздохнули Колокольчики. – Срывай, но перед этим скажи, какие мы красивые.
Мальчик посмотрел на Колокольчики Ландышей. Они были прекрасны. Они были похожи и на белое облачко, и на крыло голубя, и еще на что-то удивительно-красивое. Мальчик все это чувствовал, но сказать не мог. Он стоял возле Ландышей, зачарованный волшебной красотой цветов. Стоял и молчал.
– Растите, Колокольчики, – тихо вымолвил мальчик.

(Выслушиваются ответы детей – прикрепляются на доску.)

У нас остался еще один пункт плана. Сейчас мы с вами тоже попробуем создать такие удивительные образы.

Самовыражение через самостоятельную работу в группе.

Давайте разделимся на группы (4–5 групп).

Распространим это предложение с помощью образных оборотов, красивых слов. Из двух предложенных постараемся создать длинное предложение.

Учитель делает для себя набросок:

Когда после долгой холодной зимы, наконец, своими широкими шагами ПРИХОДИТ долгожданная теплая ВЕСНА, то вокруг все наполняется солнечным светом, радостным настроением, изумрудными переливами листочков и травинок, звонкими трелями птиц и новыми ароматами просыпающейся жизни.

Самовыражение.

(Дети зачитывают свои предложения.)

ПРИХОДИТ необыкновенно красивая, красочно-чудесная, долгожданная ВЕСНА, и тогда на деревьях распускаются почки, расцветают цветы, прилетают птицы и все вокруг просыпается и оживает.

Когда ПРИХОДИТ животрепещущая ВЕСНА, то природа, проснувшись, наполняется яркой, цветущей жизнью, и все вокруг становится ярче, цветущей, праздничней.

В прекрасную пору в нашу жизнь ПРИХОДИТ, а скорее вкрадывается красивая, кипящая энергией, пахучая, наполненная яркими красками ВЕСНА, которая все вокруг заставляет дышать, жить, расти, радоваться, и которую любят все живые существа, без исключения.

Вдруг ПРИХОДИТ красавица ВЕСНА, и вся природа становится похожа на только что родившегося цыпленка – пушистого, золотистого, нежного-нежного.

Совсем незаметно, тихими шагами ПРИХОДИТ теплая и нежная ВЕСНА со своими чудесами: новой жизнью, светлой любовью, солнечными улыбками, которые вселяют романтику во все добрые сердца.

Итог урока.

  • Давайте отметим, какие задания на уроке оказались самыми трудными, самыми интересными, самыми успешными.
  • Какие ученики давали правильные ответы? Кого бы вы отметили на уроке?
  • Каким получился наш урок?

Информация о домашнем задании.

Молодцы. Мы не заканчиваем разговор о весне, на следующем уроке мы продолжим нашу работу, а чтобы было о чем говорить, предлагаю вам такое задание: готовясь к уроку, я нашла четверостишия о весне. В них описаны весенние приметы с помощью образных словосочетаний. Подберите или сочините такие четверостишия, чтобы у нас получился полный сборник о весне.

***

Весна явилась точно к сроку
И за свои взялась дела:
Наполнила деревья соком –
Душистый дождик пролила.

Потом вернула в лес пернатых,
И, чтобы им жилось легко,
Протерла солнце мягкой ватой
Из белоснежных облаков.

Весна трудилась неустанно,
Ей подпевал веселый гам.
Она цветочные поляны
Стелила щедро по лугам.

Ей все живое было радо,
Природа улыбалась ей.
Весна приходит, как награда,
После холодных, серых дней.

***

Тоненькая девочка – весна
Робко приоткрыла снова двери,
В мир большой опять пришла она
К тем, кто в нее верит и не верит.
Свежее дыхание земли
Пробудило матушку природу,
Мокнут в первых лужах воробьи,
Ощутив весеннюю свободу.
Еще снег с дождем наперебой,
И погода спорит с непогодой,
А земля под талою водой
По утрам грозится гололедом.
Верный символ – солнышка тепло
Отогреет нежные ладошки,
И комочек счастья все равно
К каждому найдет свою дорожку.
Растревожит всех, разбередит
Новью окружит и закружится
Овесенит всех, благословит,
Чтоб опять в сердца с любовью влиться!

***

Проходила весна
По опушке
Сквозь весенние
Синие сны,
И тихонько светились
Веснушки
На лице у девчонки
Весны.
Шла девчонка
В зеленой юбчонке,
Голубою росою звеня.
И, завидуя
Рыжей девчонке,
Незаметно
Вздохнула земля.
И не зря
В это вешнее утро
Там, где легкие ножки
Прошли,
Расцвели одуванчики,
Будто
Золотые веснушки Земли!

***

Чист, прозрачен воздух ароматный
Хорошо весной в лесу гулять,
Видеть неба купол необъятный,
Ландыши лесные собирать.

Смотрит на тебя цветок душистый,
Удивляя белизной своей,
Капли росы светлой, чистой, чистой
Трепетно колышутся на ней.

Он такой пленительный и нежный,
Словно отблеск ангельской мечты.
Ты рукою грубой и небрежной
Не касайся скромной красоты.

Жизни чудо хрупкое прекрасно:
Ландыши лесные расцвели.
И зовут их люди не напрасно –
Колокольцы матушки Земли.

Спасибо за урок! Попрощайтесь с нашими гостями и пригласите еще к нам на уроки в новом учебном году. Отдыхайте.