Цель: познакомить учащихся с художественным произведением А.П.Чехова «Ванька», с картиной В.Маковского «Свидание», обогатить учащихся эстетически и эмоционально.
Задачи для учащихся:
Образовательные:
- познакомить с произведением А.П.Чехова «Ванька», с картиной В.Маковского «Свидание»;
- формировать знания о средствах художественной выразительности в литературе и искусстве;
- организовать деятельность учащихся по восприятию рассказа Чехова и картины Маковского.
Развивающие:
- развивать умение находить и выделять приемы, средства выразительности;
- развивать логическое мышление при анализе художественного произведения и картины;
- расширять словарный запас учащихся;
- развивать умение правильно излагать мысли, строить ответы на вопросы, составлять текст-описание по картине.
Воспитательные:
- воспитывать через художественное слово, живопись сострадание к людям, нуждающихся в помощи, отзывчивость;
- воспитывать положительное отношение к учебе, своей деятельности через самооценку;
- формировать интерес к произведениям искусств через их анализ, личное восприятие и чувства;
- расширять кругозор учащихся через искусство, работу со справочной литературой.
Тип урока: комбинированный (совершенствование и применение теоретических знаний и освоение новых).
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный,
- частично-поисковый,
- проблемный,
- творческий,
- исследовательский.
Формы организации педагогической деятельности:
- индивидуальная работа,
- фронтальная работа,
- групповая.
Оборудование: толковые словари Ожегова, Даля, аудиозапись музыки Прокофьева «Меланхолическая», магнитофон, портрет писателя Чехова А.П., картина Маковского В. «Свидание».
Ход урока
1. Организационный момент
2. Определение темы урока
* Вот мрачно встают
Корпуса заводские,
Дымятся кирпичные
Трубы большие.
Из настежь открытых
Тяжелых ворот
Толпой невеселой
Выходит народ.
Последним бредет
Худощавый мальчонка.
Плохая – плохая
На нем одежонка!
Замучен работой
Он еле идет
И корочку хлеба
Сухого грызет
Ему эта корочка
Вместо обеда.
Н.Забила* Ты ходишь в школу, в третий класс,
Как тысячи детей.
Немало школьников у нас,
И каждый – грамотей!
А раньше, много лет назад,
Страною правил царь.
И были не у всех ребят
Тетрадки и букварь.
Учились дети богачей:
Сынки купцов, дворян.
Не много в школу шло детей
Рабочих и крестьян.
С. Михалков
– Почему я начала урок с этих стихов?
3. Актуализация знаний учащихся
Словарная работа учащихся с использованием толковых словарей Даля и Ожегова.
* отдать в учение
* хозяева; господа
* подмастерья
– Что вы знаете о жизни детей 19 века?
– Какие рассказы о жизни детей 19 века вы читали?
– Назовите, какие из произведений произвели на вас большое впечатление? Чем?
4. Проверка домашнего чтения рассказа Чехова «Ванька»
Чтение по абзацам.
– Что тронуло вас в этом рассказе?
– Перечитайте такие места.
– У кого понравилось чтение и чем?
5. Анализ произведения
– Поговорим о Ваньке. Какой была жизнь Ваньки у сапожника?
– С каким чувством пишет о Ваньке А.П. Чехов?
– Из каких слов это видно?
– Как вы понимаете эти выражения?
1 группа
*сидельцы
*людская кухня
2 группа
*отчесал шпандырем (ремень, которым сапожники прикрепляют работу к ноге)
*служить у господ в горничных
3 группа
*насилу очухался
*спровадили
Каждая группа находит толкование слов в словарях.
– Какие радостные картины деревенской жизни вспоминаются Ваньке?
– Как вы думаете, зачем Чехов строит свой рассказ, перебивая письмо Ваньки его
воспоминаниями о жизни в деревне?
– С помощью, каких выразительных средств Чехову удалось показать тяжелую жизнь
Ваньки?
а) речь Ваньки в разговорном стиле. Докажи.
б) фразеологические обороты: сечь, как сидорову козу; откуда не возьмись, летит
стрелой
в) разговорные слова: ейной мордой, харя, куцый дьявол, али, насилу очухался,
трескают.
– В рассказе нет олицетворений, метафор, эпитетов, но почему это произведение
считается художественным? (предоставляет читателю самому думать, пишет кратко,
скупо, но «самыми близкими к жизни словами»)
– Что вы можете сказать об авторе? Как он относится к жизни таких детей, как
Ванька?
5. Работа по картине В.Маяковского «Свидание»
– Посмотрите на картину Маяковского В. «Свидание».
– Что изображено на ней?
– Почему она так названа?
– Опишите мальчика. (Одежда, поза, чувства)
– Опишите маму его. (Поза, одежда, чувства)
– Какие краски использует художник в картине?
Работа по группам.
– Попробуйте составить рассказ о жизни этого мальчика на картине.
6. Обобщение изученного материала
– Что вы можете сказать по этой картине и рассказу А.Чехова о жизни детей прошлого века? Что их объединяет?
Прослушивание музыки Прокофьева «Меланхолическая».
– Какие чувства вызвала у вас эта музыка?
– Можно считать ее иллюстрацией к произведению Чехова?
– Найдите отрывок к иллюстрации учебника и на фоне музыки «Меланхолическая»
зачитайте его.
– Что общего между музыкальным произведением, рассказом и картиной?
7. Подведение итогов, самооценка
– Что нового узнали на уроке?
– Что извлекли из прочитанного и услышанного?
– Что почувствовали от произведений?
– Как можно выразить чувства человека через искусство?
– Оцените свою работу на уроке.
8. Домашнее задание
– Придумайте продолжение рассказу Чехова.
– Мог ли дедушка взять Ваньку обратно в деревню, если бы он даже узнал, как
тяжело живется внуку?
9. Рефлексия
– Что понравилось на уроке?
– Какое настроение возникло у вас от урока?