В 2009 году был утверждён и введён в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Стандарт направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования; преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. [1]
В основе Стандарта лежит системно-деятельный подход, который предполагает:
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования включают в себя:
- использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
- умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать со схемами. [2]
Таким образом, предлагаемая программа «Оригами» была мною разработана и утверждена на педагогическом совете в нашей школе, как программа для внеурочной деятельности, в связи с внедрением ФГОС для первых классов. Эта программа была уже мною апробирована в первом полугодии 2011 года.
Пояснительная записка
Направленность данной дополнительной образовательной программы: художественно-эстетическая.
Актуальность и педагогическая направленность: занятия оригами являются одной из форм пропедевтики изучения геометрии, позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, действовать в соответствии с простейшими алгоритмами, работать со схемами, распознавать простейшие геометрические фигуры, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Цель дополнительной образовательной программы «Оригами»: ознакомить учащихся 1 класса с элементарными геометрическими знаниями, заложить основы для понимания различных конструкций предметов, научить работать со схемами.
Задачи дополнительной образовательной программы «Оригами»:
Обучающие:
- познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
- сформировать умение следовать устным инструкциям и простейшим алгоритмам;
- научить делать различные игрушки в технике оригами и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей;
- научить работать со схемами;
- начать вырабатывать навыки использования чертёжных и измерительных инструментов.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук, внимание, память, конструктивное, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;
- развивать глазомер;
- дать возможность самим совершенствовать имеющиеся схемы и придумывать новые.
Воспитательные:
- прививать настойчивость в достижении цели;
- создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;
- учить самоанализу.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ:
В отличие от уже существующих программ, рассчитанных на обучение детей дошкольного возраста, на полный курс обучения детей в начальной школе, программ годичного обучения оригами в школе для любого возраста и двухгодичного курса изучения оригами на кружках, разработанная мною программа рассчитана на обучение детей в первом классе с нагрузкой 1 час в неделю.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами, беседы о природе и природных явлениях.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 6–8 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 0,5 учебного года.
Формы и режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю. Форма проведения занятий комбинированная (теоретический материал, практическая и игровая деятельность).
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
В результате обучения по данной программе учащиеся должны знать:
- базовые формы оригами, последовательность их изготовления;
- основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.);
- различные приёмы работы с бумагой.
В результате обучения по данной программе учащиеся должны уметь:
- следовать устным инструкциям;
- работать с простейшими схемами (в качестве схем также использовать готовые образцы);
- определять виды геометрических фигур;
- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- конструировать по образцу, по замыслу, проявлять творчество.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
проведение выставок работ учащихся:
– в классе;
– в школьном музее.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Что такое оригами? Виды бумаги. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Базовые формы оригами. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Изготовление цветов и их деталей. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Изготовление грибов к Празднику осени в школьной столовой. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Изготовление «Ходячего гномика». | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Изготовление «Голубя». | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Изготовление «Лебедя». | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Изготовление «Селезня» | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Моделирование ёлочных игрушек. | 5 | 1,5 | 3,5 |
10 | Оформление выставочных работ. | 1 | 0 | 1 |
Итого: | 14 | 5,5 | 8,5 |
Содержание программы
- Что такое оригами? Виды бумаги.
Методическое обеспечение программы.
- Специальная, методическая литература (см. список литературы).
- Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами.
- Ксерокопии схем создания изделий оригами.
- Образцы изделий.
Список использованной литературы.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 года.
- Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт начального общего образования.
- Коротеев И.А. Оригами для малышей. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1996.
- Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. – М.: «Айрис-Пресс», 2010.
- Оригами для детей и начинающих, как сделать поделки из бумаги, схемы сборки, модульные оригами.
- Схемы оригами. http://www.origama.ru/
- Путь оригами. http://www.origami-do.ru/index.htm