Оборудование: плакат «На войне маленьких не бывает», записи музыки Рахманинова, 7-й симфонии Шостаковича, песен «Жил в Ростове Витя Черевичкин», «Бухенвальдский набат», фонограмма песни «Пусть всегда будет солнце!», плакаты с заключительными словами, электронная презентация, «письма «детей, одежда, стилизованная под военное время.
Ход мероприятия
Ведущий 1: Тем, чьё детство опалено огнём Великой Отечественной войны, посвящается… (Приложение 6, 2 слайд)
Звучит музыка Рахманинова. (Приложение 1)
Чтец 1:
Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство ворвалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.
Ведущий 2: Дети и война понятия не совместимые. Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством.
Ведущий 3: Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, а кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. (3 слайд)
Ведущий 4: Кто возвратит детство ребёнку, прошедшему через ужас войны? Что поняли, увидели, запомнили дети войны?
Ведущий 1: Об этом они могут рассказать сами.
На сцену выходят дети.
Чтец 2:
Мы – маленькие очевидцы,
Последние из могикан,
Нам до сих пор тревога снится,
И до сих пор отбой не дан.
Девочка: Осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи остались две булки тёплого хлеба…
Мальчик: Не прячьте мою маму в ямку, она проснётся, и мы с ней пойдём домой…
Девочка: Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите, сына уведите, чтобы не смотрел…».
Девочка: Отца вытолкали на улицу, а я бежала за ним по снегу босиком и кричала: «Папочка, папочка…». А бабушка причитала дома: «Где же бог, куда он прячется?». Бабушка не могла пережить такое горе, плакала всё тише и тише и через две недели умерла на печке, а рядом спала я и обнимала её, мёртвую. В доме больше никого не осталось.
Ведущий 2: Война помешала детям учиться, отняла школы, заставила чаще держать в руках лопату, заступ, чем карандаш. Война вырвала ребят из родных мест. Опытом своей жизни, а не из книг постигали они великую истину: «Родина у нас одна!». Вот что пишут они в своих письмах, написанных на этикетках консервных банок, на страницах старых конторских книг и газетах.
Выходят девочки в стилизованной под военное время одежде. В руках у них «письма».
Девочка 1: 24 ноября 1942 года.
Здравствуй, Ада! Меня зовут Тоня. В школе у нас очень много дел. Пилим дрова,
шьём кисеты, делаем конверты, ходим в госпитали дежурить, читаем раненым газеты,
и многое других дел там находится.
Мой адрес: Татарская АССР, г.Агрыз, ул.К.Маркса, д.5-а, Барановой Тусе.
Девочка 2: 29 июня 1944 года.
Шлю привет из солнечного города Андижана. Как я жалею, что этот проклятый,
кровожадный зверь Гитлер разлучил меня со школой. Но ничего, , скоро его
прогонят, тогда я снова вернусь в школу и буду учиться. Училась я в 8 классе и
пришлось бросить и начать работать. Сейчас я работаю старшим кондуктором в
городе Андижане.
Мой адрес: г. Андижан, кондукторский резерв, Одинцовой Марине.
Девочка 3: 5 мая 1945 года.
Я учусь в 7 классе, но немножко хромаю по математике. Обещаю вам, что исправлю
геометрию с 3 на 4, даже на 5. Народ у нас истощённый, хлеба дают мало: на
рабочие карточки – 500 гр., на служащие – 400 гр. И на иждивенцев и детей по 200гр.
Безо всяких прибавок и кондитерских изделий. В столовой дают синенький суп, да
для тракторного парка ячменную кашу, и всё. Но ничего, у нас сейчас весна, всё
зелено. На огородах уже стали сеять овощи.
Мой адрес: Туркменская ССР, Марыйская обл., Иолотанский р-н, совхоз Сандыкачи, Ильиной Алле.
Ведущий 3: Многие дети погибали не только на фронтах, но и на оккупированных фашистами городах, и в блокадном Ленинграде.
Звучит фрагмент из 7-й симфонии Шостаковича. (Приложение 2)
«Ленинградские дети»… Когда звучат эти слова, у человека сжимается сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. Они вместе со взрослыми несли все тяготы в условиях блокады. В осаждённом городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали. (4 слайд)
Чтец 3:
Я к ним подойду. Одеялом укрою,
О чём-то скажу, но они не услышат.
Спрошу, не ответят…
А в комнате трое,
Нас в комнате трое, но двое не дышат.
Я знаю не встанут. Я всё понимаю…
Зачем же я хлеб на три части ломаю?
Ведущий 4: До наших дней дошёл дневник ленинградской девочки Тани Савичевой, который нашли в пустой, полностью вымершей квартире. Её известен всему миру. В нём Таня писала о своей семье.(5 слайд) (Ведущий читает текст на слайде)
Ведущий 1: Таню смогли вместе с другими ленинградскими детьми вывезти в 1942 году в глубь страны. Многие дети находились в детских санаториях и больницах. Здесь их лечили, кормили, учили. Здесь их возвращали к жизни. Иногда блокада оказывалась сильнее. И тогда их хоронили. Таня умерла 1июля1944года.Ей было 11 лет. Её дневник можно увидеть сейчас в музее на Пискаревском кладбище. (6 слайд)
Ведущий2: В киноэпопее «Великая Отечественная война» есть эпизод, который может потрясти любого человека. Женщины провожают детей из блокадного Ленинграда. Катер отчаливает от берега. И матери видят, как на него пикирует бандит со свастикой, как тонут, гибнут их дочери, сыновья .И лишь белые панамки плывут по воде. (7 слайд)
Ведущий 3: Самые обездоленные дети войны-малолетние узники фашистских лагерей и гетто. У них отняли не только дом, материнскую ласку, хлеб – у них отняли Родину и свободу.
Ведущий 4: Они напоминали подбитых птенцов. Рукава не по росту длинных, полосатых, грязных, затасканных курток свисали с маленьких плеч и создавали впечатление подстеленных крыльев. В глазах – испуг. Маленькие старички. Вот, что рассказали дети, спасённые Советской Армией…(8 слайд)
Мальчик: «Нас, детей, заставляли работать по 15–20 часов – на лямках возить гружённые разным грузом повозки. Чаще всего мы отвозили трупы умерших к специальному блоку, где они складывались и оттуда вывозились в крематорий. Работали мы с 4 часов утра до вечера. В конце октября 1944года производивший проверку немец дал нам «кару»за то, что не было чисто в блоке. Нас, 150 человек, построили на улице около блока и отвели в купальню, где раздели донага, облили холодной водой, голых повели по улице в свой блок, после чего многие дети заболели…». (9 слайд)
Девочка: «Когда нас пригнали в лагерь в 22-й блок, там нас били палками, особенно приставленные к нам женщины-немки…»
Ведущий 1: Детей, родившихся в лагере, эсэсовцы отбирали у матерей и умерщвляли. При выявлении беременности у прибывших женщин вызывали преждевременные роды. В случаях сопротивления – направляли в газовую камеру…
Ведущий 2: В Лодзи есть памятник: огромное разорванное материнское сердце. В годы войны в одном из мрачных кварталов этого города устроили детский концлагерь. Тут малышей готовили для отправки в лагеря уничтожения общего типа, в частности в Освенцим. Не все дети были задушены там, в газовых камерах, многие погибли ещё здесь – от болезней, голода, побоев. Наверное, не только материнское сердце – само небо разрывалось над этим предместьем, … Однако не обязательно ехать в Польшу, чтобы узнать, как палачи уничтожали детей.
Ведущий 3: В литовской деревне Пирчюпис вместе со взрослыми-отцами, матерями, дедушками и бабушками – также горели живые дети.
Девочка читает текcт на слайде. (10 слайд)
Звучит песня «Бухенвальдский набат» (музыка В. Мурадели, слова А. Соболева.
(Приложение 3)
Ведущий 4: Война в жестокой слепоте своей соединяет и несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. Беспощадной волею войны дети оказались в пекле страданий и невзгод и вели себя как герои, осилили, вынесли то, что не всегда под силу даже взрослому. В войну дети были токарями, пахарями, разведчиками, сынами полков...
Ведущий 1: Сыны полков. Юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями они попадали на войну. Освобождённые из плена. Братья и сёстры погибших. Сироты или счастливые дети живых родителей… Они не знали, как сложится их жизнь через месяц, день или час. Но храбрость и этих до срока возмужавших сердец, недетская сила мозолистых рук были связаны в едином порыве, принёсшем нам Победу. (11 слайд)
Ведущий 2: В одном из партизанских отрядов Белоруссии сражался тринадцатилетний пионер Марат Казей. За храбрость и отвагу Марат Казей награждён медалями «За боевые заслуги» и «За отвагу».
Однажды фашистам удалось окружить пионера– разведчика. Враги во что бы то ни стало хотели взять юного партизана живым. Марат взорвал около себя гранату.
Он погиб сам, но вокруг него полегло и немало врагов. За свой подвиг пионер Марат Казей был посмертно награждён орденом Отечественной войны 1 степени. В селе Станьков, Дзержинского района, Минской области, в родном селе Марата, стоит памятник. На мраморном обелиске написано: «Вечная слава пионеру Казею Марату Ивановичу». В Минске также открыт памятник Марату Казею. (12 слайд)
Ведущий 3: Дети были также подпольщиками, связными, ходили в разведку, подбрасывали в мешки с продуктами рубленую проволоку, похищали боеприпасы и оружие, передавали его партизанам, содействовали побегам узников из фашистских концлагерей, резали телефонные провода, подрывали мосты, помогали советским семьям, распространяли рукописные листовки со сводками Совинформбюро, оповещали население о начинающихся облавах, держали в страхе предателей…
Ведущий читает информацию на слайде. (13, 14 слайды)
Звучит песня «Жил в Ростове Витя Черевичкин». (Приложение
4)
Ведущий 4: Мальчишки, мальчишки…Красивые песни сложили про вас. О вас говорят: страну заслонили собой. Так оно и было.
Ведущий 1: Медалью «За оборону Сталинграда» был награждён восьмилетний Игорь Михайлов. Во время обороны крепости на Волге мальчик находился на батарее своего отца Константина Алексеевича Михайлова. Вместе с бойцами Игорь стойко и храбро переносил опасности и лишения. Как мог, помогал бойцам: приносил им газеты, воду, собирал и передавал командованию немецкие листовки и не раз выслеживал вражеских разведчиков.
Когда немцы были разбиты под Сталинградом, Игорь на самолёте прилетел к родным в Москву. А осенью 1944 года он поступил в первый класс 95-й школы. (15 слайд)
Ведущий 2: В суровые годы войны дети в тылу вместе со взрослыми старались помочь фронту. (16 слайд)
Он читает информацию на слайде. (17 слайд)
Ведущий 3: За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с захватчиками, звание Героя Советского Союза было присвоено Александру Чекалину, Леониду Голикову, Марату Казею, Зине Портновой, брату и сестре Космодемьянским… (18 слайд)
20 тысяч школьников получили медаль «За оборону Москвы». 15249 юным ленинградцам вручена медаль «За оборону Ленинграда».
Ведущий 4: Особые заслуги! А они были мальчишками. Ещё не достигнув совершеннолетия, ребята достигли таких высот мужества, что оказывались достойными Золотых Звёзд Героев, орденов, медалей. Награждая, их называли по имени и отчеству как взрослых, потому что их воинская и трудовая доблесть не была доблестью «в масштабе детского возраста»: она стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых.
Чтец 4:
В блокадных днях
Мы так и не узнали,
Меж юностью и детством
Где черта?
Нам в 43-ем выдали медали,
И только в 45-м –
Паспорта.
Ведущий 1: Вечно будет жить в наших сердцах память о юных героях, отдавших свою жизнь за свободу и счастье людей.
Чтец 5:
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна…
Выходят все участники вечера с плакатами в руках.
– Я нарисую яркое солнце!
– Я нарисую синее небо!
– Я нарисую свет в оконце!
– Я нарисую колосья хлеба!
– Мы нарисуем осенние листья,
Школу, ручей, друзей беспокойных.
И зачеркнём нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны.
Чтец 6:
Поднимите рисунки выше,
Чтобы все их видеть могли,
Чтобы всем был сегодня слышен
Голос юных граждан земли.
Всеми участниками вечера исполняется песня «Пусть всегда будет солнце!» (Приложение 5)