Цель:
- закрепление, повторение теоретического материала при изучении темы положительные и отрицательные числа, знакомство с историческим материалом по теме;
- развитие у каждого ученика вкуса к творческой, активной деятельности при решении задач; развитие чувства взаимопомощи и товарищества, умения проверять и оценивать выполненную работу;
- пробудить у учащихся интерес к изучению математики, расширить их кругозор; показать, что математика – чудесная наука.
Форма проведения: урок-повторение.
Оборудование: доска, проектор, ноутбук.
Ход урока
Нет на земле более загадочных построек, чем лабиринты. Они манят, запутывают, пугают и даже могут довести до отчаяния тех, кто в них оказывается. С лабиринтами связано немало мистических поверий. Взять хотя бы такое; войдя в лабиринт, человек попадает в «мир иной» и может лишиться жизни (Приложение 1, Слайд 1).
В России тоже есть свои лабиринты. Так, на Соловецких островах насчитывается около 30 лабиринтов и более 1000 насыпей-курганов и разнообразных символических узоров из камня. Большинство из них относится ко 11–1 тысячелетиям до н.э. До сих пор эти сооружения остаются одними из самых загадочных мест на Земле. На них нет никакой растительности, кроме мхов и ягодников. Высаженные растения и деревья погибают, а животные избегают этих мест.
Сегодня мы с вами пройдемся по лабиринтам знаний и постараемся не заплутать в них (Слайд 2).
Наш маршрутный лист:
- Вход в лабиринт
- Лабиринт истории
- Сказочный лабиринт
- Загадочный лабиринт
- Математический лабиринт
- Лабиринт домашних заданий
(Слайд 3–4)
Итак, сначала войдем в лабиринт знаний.
(слайды 5–10)
Благополучно преодолев все препятствия, мы попадаем в Лабиринт Истории.
Рене Декарт (1596–1650) французский философ, естествоиспытатель, математик.
Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Признанию отрицательных чисел способствовали работы Рене Декарта
Он предложил геометрическое истолкование отрицательных и положительных чисел – ввел координатную прямую
И этот лабиринт мы благополучно преодолели. И вот на пути – Загадочный лабиринт (Слайды 16–19).
Самое первое задание – игра «4кубика». В коробке находятся 4 игральных кубика, два белых и два черных. Берут наугад два кубика и бросают. Белый кубик показывает число выигрышных очков, а черный – число проигрышных. Нужно заполнить таблицу.
А вот и следующее задание. Решив, используя предыдущую таблицу, заданные примеры, отгадайте получившееся слово.
Сказочный лабиринт (Слайд 20)
И первой нас встречает «высокая, стройная, ослепительно белая женщина … шуба и шапка на ней были из снега». «Женщина была закутана в тончайшую белую тюль, сотканную, казалось, из множества снежных звездочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительно сверкающего льда, и всё же живая! Глаза её сияли, как две ясные звезды, но не было в них ни теплоты, ни покоя». (Слайд 21)
Учитель: Кто это?
Дети: Снежная королева из сказки «Снежная королева»
Учитель:
Поцелуи снежной королевы сделали Кая не чувствительным к холоду. Кай долго укладывал остроконечные льдинки. И вот, что у него вышло (Слайды 22–23).«Когда ласточка подлетела к цветку, эльф совсем перепугался. Он был такой крошечный, ласточка такая большая! Но он очень обрадовался, …, он никогда еще не видел такой красивой девочки. Он низко поклонился ей и спросил, как ее зовут».
(Слайд 24)Учитель: Как же зовут эту девочку?
Дети:
Дюймовочка из сказки «Дюймовочка»«Милая Дюймовочка, – сказал эльф, – не хочешь ли ты»
помочь мне решить пример:
-10+(-20)=
-26+66 =
27+(-19)=
-2+(-6) =
17+(-25)=-18+(-18)=
-8+5=
-3+10-6=
-1+(-1)- 2=
32+(-6)+(-32)=
-3+1=
(Слайд 25)
Индийский математик Брахмагупта (VIIв.) (Слайды 26–27).
Складывать и вычитать отрицательные и положительные числа научились
древнекитайские ученые еще во II веке до нашей эры.
Индийские математики представляли себе положительные числа как «имущества», а
отрицательные числа как «долги».
Индийский математик Брахмагупта вот как излагал правила сложения и вычитания:
Сумма двух имуществ есть имущество
Сумма двух долгов есть долг
Сумма имущества и долга равна их разности
А теперь самый сложный – Математический лабиринт (Слайд 28–30)
Самостоятельная работа
1 вариант
Сравните числа
-76…-70
-1000…0
45…-45
Запишите два соседних целых числа:
…<-21<…
…<-1<…
…<-1000<…
Подберите число, которое надо вставить вместо «…»
-7+…= -4
… + 8= -1
-12 + …=0
Вычислите:
-12 + 7=
-8 +(-13)=
6+(-14)=
Решите уравнение:
|x|=12
|x|=0
|x|=-1
2 вариант
Сравните числа
-100…-70
-20…0
1345…-1345
Запишите два соседних целых числа:
…<-41<…
…<1<…
…<-2000<…
Подберите число, которое надо вставить вместо «…»
-17+…= -4
… + 4= -1
15 + …=0
Вычислите:
-13 + 7=
-4 +(-16)=
4+(-11)=
Решите уравнение:
|x|=-6
|x|=0
|x|=17
И последнее – Лабиринт домашних заданий (Слайд 31–33).
№1081(1, 2 стр)
№1068
№1072