Тип урока: урок получения новых знаний.
Форма проведения: урок-путешествие.
ТДЦ:
воспитательный аспект:
– продолжить работу по формированию положительного отношения к процессу обучения;
– воспитывать чувство взаимопомощи при работе в парах.
образовательный аспект:
– обеспечить усвоение материала на базовом уровне;
– формировать языковые грамматические, правописные умения и навыки.
развивающий аспект:
– продолжить работу по обогащению словаря детей новыми словами;
– развивать и совершенствовать грамматический строй речи,
связную устную и письменную речь, зрительную и слуховую память, логическое мышление, коммуникативные умения.
Цель урока: познакомить учащихся с образованием глаголов в форме прошедшего времени; с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам и числам.
Оборудование (средства): мультимедиа, карточки с заданиями для детей, учебники.
Ход урока
1 этап. Организационный момент
- Под каким девизом мы работаем на уроках русского языка?
(Грамоте учиться — всегда пригодится.)
- Давайте вспомним правила, которые помогут дружно работать и приобретать новые знания.
(Сначала подумай, потом скажи).
(Учись слушать, научишься и говорить).
(Не стыдись ошибиться, стыдись не учиться).
(Знаешь, сам, помоги товарищу).
- На каждом уроке русского языка получаем новые знания. И сегодня мы не только повторим пройденный материал, но и откроем новые секреты русского языка. А какие, вы узнаете сами, но чуть позже.
- Каким вы хотите видеть этот урок? (Интересным, с трудностями).
- А что для этого каждый из нас должен делать? (Наблюдать, догадываться, обобщать).
- Каждый из вас может себе обещать: Я…анализирую, размышляю, думаю, делаю вывод.
- Дети, настройте себя на плодотворную работу.
- Настроились? Я желаю вам удачи.
Запишите дату и вид работы. (1 слайд. Презентация)
2 этап. Актуализация опорных знаний
- Прослушайте строки, которые помогут определить тему урока.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (Глагол!) (2 слайд)
- Почему говорят, что глагол – самая живая и самая богатая часть речи?
(Глагол обозначает действие, а действие - сама жизнь).
- Это первоначальный урок о глаголе? (Нет).
- Откуда у глагола такое название? Вспоминайте: Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро…
- Рассказать нам об этом может “Толковый словарь живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля:
“Глагол - слово, речь, мысль… Глаголь - название буквы Г в славянской и русской азбуке”.
- Кто такие путешественники? На чем они могут отправляться в путешествие?
- Мы будем путешественниками и поплывем в удивительную страну Глаголию. С нами в путешествии будет умная сова и дядюшка Глагол. (3-4 слайд)
“Путешествие по стране Глаголии”
1. “Море смысла”
Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
- А вот и первое задание от Дядюшки Глагола: “Разбейте глаголы на группы по смыслу”. (Работа в парах). (5 слайд) (Приложение 1)
(Проверка)
2. Остров “Словарный”. (6 слайд)
- Прочитайте толкование словарных слов-глаголов, замените одним словарным словом.
Разговаривать, обмениваться мнениями. (Беседовать)
Испытывать желание, хотеть. (Желать)
Ярко блестеть, сияя переливаться светом. (Сверкать)
- Почему эти слова называем словарными? (Написание нужно запомнить)
- Запишите слова в столбик, отметив орфограммы.
Беседовать, желать, сверкать. (7 слайд)
- Что общего у этих слов? (Н.ф. или инфинитив, несов. вид)
- Что такое неопределённая форма глагола? (глаголы по которым нельзя определить ни лицо, ни время, ни число. Они чаще всего имеют суффиксы ть, ти или оканчиваются на чь).
- Почему вы решили, что это глаголы несов. вида? (Отвечают на вопросы что делать?)
- Образуйте от данных глаголов глаголы совершенного вида. Запишите их во второй столбик.
- Что изменилось в составе слов? (Появилась приставка).
3. Временный перевал Остров “Что делать? Что сделать?” (8 слайд)
Играют 2 команды (мальчики и девочки).
Девочки встают из-за парты, если слышат глаголы несов. вида, мальчики – глаголы сов. вида.
(Закрыть, смотреть, ходить, пришить, читать, отпилить, прочитать, рисовать, уехать, плавать).
4. Ещё одно задание в Море смысла. (9 слайд)
Замени глаголом следующие фразеологические обороты. (Работа в парах) (Приложение 2)
Прикусить язык - замолчать.
Путаться под ногами - мешать.
Чесать языком - болтать.
Зарубить на носу - запомнить.
Как зеницу ока - беречь.
- Что скажем о глаголах? (Н.ф., вид)
3 этап. Изучение новой темы. (Постановка проблемы)
- Образуйте от глаголов н.ф. глаголы прошедшего времени и выделите суффиксы. (Проверка). (10 слайд)
Замолчал
Помешал
Болтал
Запомнил
Берёг
- Какой вывод мы можем сделать? (У глаголов, оканчивающих на -чь, происходит чередование конечного согласного корня и суффикс л отсутствует).
1. Временный перевал Остров “День ночь”. (11 слайд)
Условие игры:
Я читаю глаголы, в это время вы хлопаете в ладоши до тех пор, пока не услышите глаголы прошедшего времени. Как только вы услышали глагол прошедшего времени - останавливаетесь.
(Читает, веселится, рисовал, бегает, умывается, спал, шьёт, вяжет, метёт, пил, резал, прыгает, едет, подпрыгивает, пишет, думал, лёг).
- Как узнавали глаголы прошедшего времени? (Вопросы, суффикс -л)
Запишите в третий столбик сущ. (11-12 слайд)
Мама, мальчики, сосед, дерево, подруга.
- Что скажете? (Глаголы не подходят, надо изменить окончания, т.к. существительные ж.р. , м.р. , с.р., мн. ч.)
- Добавьте окончания.
- Какие окончания имеет глагол в прошедшем времени мн. числа?
В ед. ч. ж. р.? В ед. ч. ср. р.? В ед. ч. м. р.?
2. “Временной перевал” Физ- ка для глаз (13-16 слайд)
4 этап. Закрепление изученного
1. Остров прошедшего времени (17 слайд)
- От основы н.ф. образуйте глаголы прошедшего времени. Выделите суффиксы. (Работа в парах) (Приложение 3)
Проверка. (18 слайд)
- Какие ещё времена глаголов кроме прошедшего вы знаете? На какие вопросы отвечает наст. время? Буд. время?
(Глаголы в настоящем времени обозначают действие, происходящее в момент речи отвечают на вопросы: что делает? Что делают?
Глаголы прошедшего времени обозначают действие, которое уже произошло и отвечают на вопросы Что делал? Что сделал?
Глаголы будущего времени обозначают действие, которое будет происходить и отвечают на вопросы Что будет делать? Что сделает?)
2. Остров “Времени” (19-20 слайд)
- Образуйте от глаголов все времена. (Приложение 4)
Проверка.(21 слайд)
3. Остров “Сообрази” (22 слайд) (Приложение №5)
- Подчеркните глаголы прошедшего времени. Обозначьте род, число.
(Проверка). (23 слайд)
5 этап. Рефлексия. (24 слайд)
- Подошло к концу наше путешествие. (25 слайд)
- Предлагаю устно составить СМС сообщение другу. Что мы делали на уроке? (26 слайд)
- Говорите только глаголы! (Писали, думали, доказывали, объясняли, придумывали, говорили).
- В каком времени использовали глаголы?
- Что узнали о прошедшем времени?
- Как по окончанию определить грамматический признак глагола?
- От каких слов зависит число и род глаголов прошедшего времени? (От подлежащего выраженного существительным или местоимением)
- Что показалось трудным на уроке?
- Какое задание понравилось особенно?
6 этап. Домашнее задание
С. 74 упр. 46, правило с. 71, 72, 73.
Используемая литература
- Бакулина Г.А., “Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка”. 3 класс. Москва изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Учебник “Русский язык” автор Л. М. Зеленина, Т. Е.Хохлова.
- Замок - http://s19.radikal.ru/i192/1007/e0/d44e8c533ab4.jpg
- Дядюшка Глагол - http://s50.radikal.ru/i128/1007/af/76a0369df6a0.png