Концептуальная цель: свободное самоопределение воспитанников и их творческая самореализация.
Аудитория: 10 класс
Тема занятия: тема Родины в произведениях В.Высоцкого и И.Талькова.
Стратегическая цель: развитие чувства достоинства, эмпатии и ответственности; точности, ясности, уместности речи; умения аргументировать.
Задачи.
- Озвучить произведения В.Высоцкого и И.Талькова, в которых раскрывается тема Родины.
- Расширить чувство привязанности и представления о родных местах за счёт познания своей страны, через произведения, жизненный опыт и эмоциональные переживания В.Высоцкого и И.Талькова.
- Выявление школьниками собственных противоречий на пути анализа темы Родина.
Проблема: незнание учащихся истинных чувств и эмоциональных переживаний В.Высоцкого и И.Талького о Родине.
Проблемный вопрос: как раскрыта тема Родины в произведениях В.Высоцкого и И.Талького?
Варианты решения.
- Родина – это страна, которая способна любить и ненавидеть.
- Родина – это страна способная отстоять себя в века.
- Родина – это оплот всего лучшего, что создано человечеством.
- Родина – это не только природа, но ещё и человеческие взаимоотношения, уклад и традиции живущих.
Оптимальный вариант: 4 + 3 + 2 + 1.
Родина – это не только природа, но ещё и человеческие взаимоотношения, уклад и традиции живущих; Родина – это оплот всего лучшего, что создано человеком, страна способная отстоять себя в века и страна, которая способна любить и ненавидеть.
Эпиграф.
“Благодаренье Богу и хвала,
Что у России есть сыны такие,
Что не скудеет наша Русская Земля
И что взошло на небосклоне ваше имя,
Так дай вам Бог и в возрасте Христа,
Коснувшись Чаши, миновать Креста”.
Комментарий хода внеклассного мероприятия. | Применение педагогических технологий. | Комментарий роли педагогических технологий в воспитательной деятельности. |
Кл.рук. предлагает вспомнить
давнюю традицию русских классиков – обращаться
к теме путей и судеб России, её роли в
цивилизованном мире. Напоминает, что это
традиция Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Есенина,
Тютчева, Брюсова. Приводит примеры: Так, в
стихотворении Брюсова “Старый вопрос” герой
размышляет о том, “кто мы в этой старой Европе?” Во многом этому произведению созвучны и “Скифы” Блока. Однако Блок поставил этот вопрос уже в новой исторической обстановке, по-новому. В “Скифах” Блок видит Россию в прошлом щитом “меж двух враждебных рас” страной, чьи богатства грабились в течение долгих веков (“копя и плавя наши перлы”). Это страна, которая способна любить и ненавидеть, способна отстоять себя в веках, способна стать оплотом всего лучшего, что было создано человечеством. Это страна – сфинкс, загадочный и непонятный для старого мира, противоречивый и многогранный. Тема Родины многократно звучит в стихах Есенина. Они проникнуты чувством огромной любви к своей стране. Настоящий поэт любит свою страну всегда, даже если она убога, несправедлива, порочна. В изобилии слов о дорогом уголке земли Кл.рук. предлагает остановить свой выбор на произведениях В.Высоцкого и И.Талького с целью расширения чувства привязанности и расширения о родных местах за счёт познания своей страны, через произведения, жизненный опыт и эмоциональные переживания В.Высоцкого и И.Талького. Работа над проблемным вопросом: Как раскрыта тема Родины в произведениях В.Высоцкого и И.Талького? (см. Приложение №1)
Кл.рук. вместе с детьми анализирует: Обоих авторов – исполнителей связывают личные качества. Оба с полным равнодушием относились к официальным почестям, титулам и званиям, оба не выносили трусости, презирали в людях фальшь и ложь. Лучшие песни В. Высоцкого и И.Талькова - для жизни. Они друзья людей. В песнях этих есть то, что может поддержать в трудную минуту, - неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой. А еще в них есть память. Память пройденных дорог, промчавшихся лет. Наша с вами память. О ком бы мы ни говорили — об Талькове или Высоцком — мы не уйдем от их сопоставления и противопоставления. Чтобы лучше и глубже понять каждого из них, мы будем их сравнивать, и от этого сравнения каждый из них останется в выигрыше. Давно уже сказано и доказано: поэт в России - больше чем поэт. В.Высоцкий и И.Тальков писали и пели песни о том, что их волновало. Свобода творчества - их принцип. Их метод борьбы с несправедливостью и со злом, за правду и добро - их песни. Их долг - максимально донести до ума и сердца слушателя то, о чём болит и кричит душа. (см. Приложение №2)
|
Технология дифференцированного
обучения и воспитания
Технология проблемного обучения и воспитания
Технология эффективной речевой деятельности |
Направлена на обеспечение
адресного построения воспитательного процесса;
достигается внутренней и внешней
дифференциацией; приводит к успешности учащихся
в воспитательной деятельности, созданию
здоровьесберегающей среды, гуманному поведению.
Развивает чувства достоинства, эмпатии и
ответственности.
Обеспечивает активную направленность воспитательного процесса; опирается на принципы: личностно-деятельностный, креативности, вариативности, практической ориентации, систематичности. Достигается алгоритмом проблемной деятельности. Приводит к повышению мотивации познавательной деятельности, конструктивному отношению воспитанников к такому явлению, как “проблема”. Развивает умение аргументировать.
Направлена на обеспечение качества речи педагога и воспитанников; опирается на принципы: научности, экзистенциальности, интеграции, практической направленности, рефлексивности. Достигается средствами: активизация устной речевой деятельности воспитанников, разнообразие речевой деятельности педагога, мониторинг качества речи. Приводит к осознанию ценности слова, потребности заботиться о качестве речи, умению выражать мысли в действенной словесной форме. Развивает точность, ясность, уместность речи. |