Уже давно в образовательных кругах обсуждается вопрос о введении новых стандартов. И вот, наконец, они уже сформулированы. Вот основные требования к курсу технологии по новым стандартам:
- Технология должна быть практическим базовым курсом для формирования у школьников УУД (универсальных учебных действий).
- Технология должна быть интегративным курсом, большое внимание должна уделять взаимосвязи с другими предметами, такими как: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство.
- Вместо действий по шаблону дожна быть индивидуализация творческих возможностей.
- Большое внимание нужно уделять коллективному творчеству детей, работам в парах, в малых и больших группах.
Задачи курса “Технологии” включают в себя формирование у учащихся навыков работы с новыми инструментами и материалами, расширение знаний о трудовой деятельности человека в различные исторические периоды (ремесла, народные промыслы и т.д.), знакомство с историко-культурным наследием России и осмысление и освоение этапов проектной деятельности. Дети изучают и учатся работать с природными материалами и материалами, являющимися результатом труда человека, знакомятся с видами профессиональной деятельности человека начиная с древних времен и осмысливают их значение для общества. А главное — знакомство это происходит через призму практической деятельности. Таким образом, в процессе изучения предмета “Технология” ребенок познает природу, общество, мир во всем его единстве и многообразии.
Еще одной важной особенностью курса “Технология” является наличие материала, позволяющего на практическом уровне обучать детей проектной деятельности. Основной задачей обучения становится освоение алгоритма построения проектной деятельности сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно. Результатом обучения становится не только освоение приемов работы с новыми материалами и инструментами, но и формирование навыков работы над проектом: продумывание идеи проекта, анализ готового изделия, построение плана работы, непосредственно выполнение работы и, наконец, ее презентация, анализ и оценка, т.е. приемов работы от замысла до презентации поделки.
Давайте рассмотрим, какие бывают разновидности проектов.
• Виды проектов по характеру деятельности:
- Проект практической направленности (например, изготовление салфетниц для школьной столовой).
- Исследовательский проект (сравнение орнаментов в искусстве разных народов).
- Информационный проект (история какого-либо вида рукоделия, ремесла, промысла, материала).
- Творческий проект (создание панно в какой-либо технике).
• Виды проектов по длительности:
- Мини-проекты (один урок или часть урока);
- Краткосрочные проекты (4—6 уроков);
- Долгосрочные проекты (четверть, триместр или полугодие).
Все проекты могут выполнятся как в группах, так и индивидуально.
Продукт проектной деятельности:
- Изделие прикладного творчества (панно, игрушка, изделие бытового назначения и проч.).
- Видеофильм (как делают кукол).
- Выставка (работы, иллюстрирующие технику или тему).
- Газета (стенная с рисунками, текстом, фото и пр.).
- Игра (моделирование деятельности фирмы по производству чего-либо).
- Коллекция (инструментов и приспособлений, видов материалов, например, бумаги).
- Модель (здания, автомобиля, корабля и проч.).
- Мультимедийный продукт (фото, видео, компьютерная графика).
- Театральная постановка (кукольный спектакль со своими изделиями).
- Справочник (например, способы работы с пластилином с примерами всех техник).
- Сравнительно-сопоставительный анализ (сравнение техник вышивки и изонити).
- Учебное пособие (комплект выкроек к мягким игрушкам).
Использование в процессе обучения проектной деятельности создает условия для формирования общих учебных навыков (алгоритма учебных действий), навыков самоконтроля и самооценки, способствует формированию личностных качеств (аккуратность, внимательность, взаимопомощь и т.д.), позволяет научить детей общаться, развивать универсальные учебные действия. Кроме того, ребенок усваивает содержание учебного предмета в активной познавательной деятельности: играя, конструируя, проектируя один, вместе с товарищами и учителем в классе или с родителями дома. Ученик не получает готовое задание, а сам вырабатывает его путем поиска информации, проведения опытов, наблюдений, обсуждая с товарищами, обучаясь вести диалог, делать выводы, проверять себя, демонстрировать итоги своей работы, результат своего труда — поделку, изделие, защищать проект на выставке, в классе, школе.
Проектная деятельность — это всегда четкий алгоритм учебных действий, строгое выполнение технологии реализации и в то же время достаточная свобода творчества ученика. Организовать жесткое выполнение плана, правил, инструкций и в то же время помочь учащимся реализовать свою творческую индивидуальность в работе — вот в чем должен проявиться профессионализм учителя.
Приступая к работе над проектом, учитель должен прежде всего определить цель всей работы: зачем нужно создавать это изделие, почему мы делаем его как проект. Замысел проекта возникает внутри учебной деятельности как логическое завершение учебной темы, но в то же время, имея практическую направленность, он выходит за рамки учебного процесса и является значимым для ученика. Это позволяет мотивировать учащихся на создание проекта и достичь положительного результата. В процессе работы параллельно решается задача речевого развития детей, выработки навыков анализа и планирования работы, поэтому следует обсудить с ними все этапы работы, обратив внимание на те из них, выполнение которых требует от учеников наибольших усилий. После завершения работы следует проанализировать и оценить выполненное изделие. Все это поможет ребенку осознать важность своего труда, осмыслить процесс выполнения работы, допущенные ошибки и достижения. Это послужит мотивацией к работе, будет способствовать развитию трудовых навыков учащихся, речи, познавательных способностей и умения учиться. С этой же целью полезно предлагать ребенку рассказать кому-то (брату, сестре, бабушке и др.), как он работал над изделием, что было особенно трудно, что получилось хорошо, а что не удалось.
Работа над проектом включает в себя несколько этапов:
— подготовительный (определение цели, постановка задач, анализ готового изделия, определение ресурсов, планирование работы);
— реализация (самостоятельное выполнение работы по плану, промежуточное обсуждение результатов, оформление работы);
— презентация результатов проекта (значимость работы, где и как ее можно использовать);
— оценка результатов проекта (четкость выполнения плана и последовательность операций, использование материалов и инструментов, эстетичность работы, активность каждого участника, характер общения и взаимопомощи при выполнении работы, презентация работы).
Важной частью проектной деятельности является умение рассказать о своей работе, представить свой проект, защитить его. Публичную защиту проекта обычно называют презентацией. Зачастую, презентация превращается в краткий пересказ своей работы. Однако, формы представления работы могут быть настолько оригинальны и разнообразны, что в конкурсе проектов именно яркая презентация играет иногда решающую роль в привлечении внимания ко всей работе.
Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:
- Мини-спектакля по теме проекта, сказки или истории об изделии или образе;
- Демонстрации видеофильма;
- Мастер-класса, демонстрирующего технологию или процесс изготовления изделия;
- Путешествия (например, воображаемое путешествие в Китай, чтобы узнать историю происхождения шёлка);
- Экскурсии (в мастерские);
- Рекламы (рекламная компания изготовленного продукта):
- Устная (объявление, рассказ, стихи);
- Письменная (плакат, газета, листовка и проч.);
- Рекламный ролик;
- Рекламные сувениры.
- Ролевой игры (в фирму, в производство);
- Соревнования (две группы детей выполняют изделие разными способами);
- Телепередачи (можно играть в известную передачу или изобразить программу на каком-то телеканале, например, “Планета животных”. Героем этой передачи может быть поделка животного).
- Интервью (с автором изделия, с потребителем).
Итак, проект, как правило, состоит из двух основных частей: сам проект и его презентация. Умение представить свой продукт является очень важной составляющей работы. Поэтому продумывать презентацию нужно одновременно с разработкой идеи проекта. Детей нужно постоянно приучать рассказывать о своей работе. Помимо развития речи, это вызывает повышение осознанности своих действий. Это иногда влияет и на сам процесс создания изделия. Когда ребёнок знает, что ему нужно будет рассказать о своей поделке, он начинает более тщательно продумывать шаги, подбирать материалы. Если это художественная работа, то попросите рассказать о замысле, о чувствах, о том, что лучше всего удалось.
Полезно вносить в уроки технологии экономический момент. В системе Занкова разработан факультатив по экономике Татьяной Викторовной Смирновой . Она написала удивительные экономические сказки. В них даже самым маленьким детям с первого класса объясняются в сказочной форме основные экономические закономерности и понятия. Особенностью сказок является их глубокая нравственная основа. Несмотря на то, что герои сказок активно учатся грамотному ведению бизнеса, для них общечеловеческие ценности гораздо выше, чем получение прибыли любой ценой. Многие экономические темы, такие как реклама, конкуренция, оказание услуг, открытие своего дела прекрасно можно практически проиллюстрировать и обыграть на уроках технологии. Дети с большим удовольствием и со знанием дела мастерят не просто поделку, а изготавливают полезный продукт, проводят маркетинговые исследования, сочиняют рекламу.
Обучение работе над проектом позволяет развить различные способности ребенка: личностные, коммуникативные, технологические, социальные, художественные и др. Проектируя, ребенок учится формулировать цель, соотносить поставленную цель с условиями ее достижения, выстраивать программу действий в соответствии с собственными возможностями, добиваться реализации цели, безусловного завершения работы, различать виды ответственности внутри своей учебной деятельности.
Обучение ребенка происходит в ходе практической работы. Учитывая это, необходимо предоставлять ребенку максимум самостоятельности, помогая ему при изготовлении некоторых изделий, а не выполнять вместо него ту часть работы, которая ему по силам. Здесь важен сам процесс изготовления, когда развитие произвольных движений руки действительно оказывает положительное влияние на развитие внимания, воли, аккуратности и мышления детей. При этом нужно позаботиться о том, чтобы работа вызывала положительные эмоции у детей (хвалить за каждую удачу, за выдержку и внимание, воздерживаться от нелестных замечаний и т.д.).
Учителю надо помнить, что в ходе занятий по изготовлению доступных ребенку изделий следует развивать его глазомер, мелкие мышцы руки, речь и необходимые практические умения и навыки. Кроме того, нужно учить ребенка подготавливать рабочее место, настраиваться на продолжительную работу, слушать объяснение, выполнять в соответствии с инструкцией необходимые действия, доводить начатое до конца. Все это поможет в решении главной задачи начального обучения — научить ребенка учиться, а это позволит в дальнейшем использовать полученные знания и умения в реальной повседневной жизни.