Цели урока:
- Закрепить знания по теме “Электризация”, продолжить развитие умений наблюдать физические явления, проверять теоретические положения с помощью эксперимента, пользоваться приборами; обеспечить возможность выполнения экспериментов с учетом уровня развития каждого учащегося; показать практическое применения явления.
- Воспитание мировоззренческих понятий: причинно– следственные связи в окружающем мире; познаваемость окружающего мира и человечества; воспитание любви к природе;
- Развитие навыков и умений классифицировать и обобщать, формулировать выводу по изученному материалу; развитие культуры речи; развитие навыков работы.
Оборудование: эбонитовая палочка, шерстяной лоскуток, гильза на нити, воздушные шары, металлический стержень, деревянная палочка, полиэтиленовые и бумажные пленки, компьютер, проектор, схемы , портреты ученных, электрофорная машина, электрометры.
Оформление: на доске дата, тема, эпиграф к уроку; вывешены портреты ученных, парты расставлены для работы в группах по 3 –4 чел.
1. Организационный проект.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на базе Володарской средней школы № 1 проходит Слет специалистов. На него приглашены ученые со всего мира, работающие в области электростатики. Они будут глубже рассматривать такие вопросы, как “Что такое электризация и как ее объяснить?” “Какие два рода зарядов существуют в природе, и как они взаимодействуют?” “Что такое проводники и диэлектрики?” и, конечно же практическое применение статического электричества.
Слет проходит под девизом: “Человек не может изменить законы природы, но он может познать из, а затем использовать себе во благо”.
И вы, ребята, можете попасть на этот слет, но сначала надо оформить заявку. А для этого надо ответить на мои вопросы.
2. Актуализация знаний. Блиц – опрос.
Учитель: Мы знаем, что электризация – это явление сообщения зарядов телам. В электризации участвуют два тела. Она происходит при соприкосновении двух тел. При электризации оба тела получают заряды, равные по величине, но противоположные по знаку.
1. При трении о шелк стекло заряжается (полож)
2. При трении эбонитовой палочки о мех она заряжается (отрицат)
2. На рисунке изображены три пары шариков, подвешенные на нитях.
Какая пара шариков (а,б,в)
а) не заряжена б)имеет одноименные заряды в) имеет разноименные заряды
а) б)
4. К шарику поднесена потертая о мех палочка.
Какой по знаку заряд имеет шарик?
5. К шарику поднесена потертая о шелк стеклянная палочка.
Какой по знаку заряд имеет шарик?
6. Опыт с электрофорной машиной и султанами.
а) Два султана притягиваются друг к другу. Почему?
б) Султан наэлектризовали с помощью эбонитовой палочки. Поднесли с краю к одному
султану, потом к другому. Что наблюдаем? Почему?
7. Если тело заряжено отрицательно, то избыток или недостаток электронов на нем?
8. Если тело заряжено положительно , то …
9. Экспериментальная задача: “Как определить заряд ручки потертой о волосы, имея гильзу, эбонитовую палочку и кусочек меха?
Учитель: Мы знаем, что по способности проводить электрические заряды вещества условно делятся на проводники и диэлектрики. К проводникам относятся все металлы, почва, растворы солей и кислот в воде, тело человека.
К непроводникам относятся фарфор, эбонитовое стекло, янтарь, шелк, пластмасса, воздух.
10. Экспериментальная задача “Есть два электрометра, один из них заряжен.
Какой из палочек деревянной, стальной или пластмассовый нужно соединить
электрометры, чтобы они оказались
а) заряженными
б) второй остался бы заряженным
11. На какое из заряженных тел действует с меньшей силой электрическое поле шара а.
Учитель: Мы знаем, что атом состоит из ядра и движущихся вокруг него электронов.
12. Из каких частиц состоит ядро атома?
Учитель: Эти частицы не могут покинуть ядро, очень большие силы удерживают их там. А вот электроны могут оторваться от ядра и стать свободными. Именно такие есть в металлах. Электрон – это…
13. А вот экспериментальная задача: “Электризуем шарик, потерев его о волосы. За шариком тянутся волосы. Прижимаем шарик наэлектризованной стороной к вертикальной стене или потолку”.
(Объяснение: При натирании шарика о голову электроны переходят с волос на резиновую оболочку шарика. Шарик заряжается отрицательно, волосы – положительно). Заряженный шарик создает вокруг себя электрическое поле, которое воздействует на окружающие тела наводит заряд противоположного знака. Разноименное заряженные тела притягиваются.
14. На доске изображен атом 36Li . В какую частицу он превратится, если от него уйдет 1е ?Присоединится лишний электрон?
Учитель: Хорошо, ребята. Все ваши заявки приняты. И вы все стали участниками слета специалистов.
Физкультминутка (ерзанье на стуле, шарканье ногами, потирание рук, круговые вращения рук на плечах).
Вы поняли, ребята, что здесь сейчас тоже происходила электризация. Ведь она происходит при соприкосновении, например, снимаете одежду, гладите кошку, расчесываете волосы).
3. Работа в группах.
Итак, на наш слет приехали ученные разных специальностей: это физики – экспериментаторы, физики – теоретики, образующие группу “Мозговой штурм”, историки, физики – практики, образующие группу “Умники и умницы”
Вы все готовились к этому слету. Ученые – экспериментаторы подготовили опыты, группа “Мозговой штурм”, используя учебники, справочники попробуем объяснить их, историки заглядывали в Интернет и нашли интересный исторический материал, а “Умники и умницы” покажут практическое применение электризации.
1. А) Физики – экспериментаторы. Показывают опыт: на лампочке держится
линейка, наэлектризуем две полоски, полиэтиленовую и бумажную и поднесем к
линейке. Она начнет двигаться. Почему? Просим его объяснить.
Б) “Мозговой штурм” объясняет.
В) Историки: “У нас есть материал. Сообщение о Фалесе. Портрет.
Г) Практики: “Мы нашли применение этого явления”.
1-й ученик: Мне мой знакомый водитель машины рассказывал, что большой электрический заряд накапливается в сухую погоду на шинах автомобилей в результате их трения об асфальт. Возникает опасность проскакивания искры. Особенно опасны электрические заряды, которые возникают при переливании бензина. Бензин сильно электризуется и может возникнуть пожар и взрыв. Поэтому сзади машин прикрепляют металлические цепи для заземления, а в бензин добавляют магниевую соль, олеиновую кислоту, снижающие степень электризации.
Слайд (фото автомобиля с антистатиком).
2-й ученик: Я сегодня увидел на уроке, что за счет электризации работает электрофорная машина, которую мы использовали для демонстрации опытов.
3-й ученик: А я прочитал в журнале “Техника – молодежи”, что явление электризации используется в ксероксах.
Слайд (фото ксерокса).
2. Учитель: Молодцы, какой у вас еще опыт, Уважаемые экспериментаторы.
Опыт № 2: два воздушных шарика при трении о волосы отталкиваются друг от друга , а при трении друг об друга – притягиваются. Почему?
“Мозговой штурм” объясняет.
Историки. Сообщение о Роберте Симмере.
Сообщение. Портрет.
Практики:
Ученик 1. Моя мама работает на хлебозаводе. У них введена новая технология приготовления теста. Крупинки муки заряжают положительно и при помощи воздушного потока подают в камеру, где они встречаются с отрицательно заряженными капельками воды, содержащей дрожжи. Крупинки муки и капельки воды притягиваются друг другу и образуют однородное тесто. Слайд (пекарня)
Ученик 2. Я нашел в Интернете интересное сообщение. В технике применяется метод покраски, сущность которого заключается в следующем: движущиеся на конвейере окрашиваемые детали (например, корпус машинки) заряжают положительно, а разбрызгиваемую краску – отрицательно; поэтому частички краски устремляются к положительно заряженной детали и прочно с ней сцепляются. Слой краски получается тонкий, равномерный и плотный.
Слайд. (Покраска авто)
Ученик 3. У меня тоже есть новости. Российские химики создали с учеными – медиками лечебное белье. Оно сделано из шелковых и химических волокон, которые очень прочны, не разбухают в воде и непроницаемы. При соприкосновении с телом благодаря трению возникают электрические заряды на теле одного знака, на белье– другого. Время от времени между ними происходят микроразряды, которые и оказывают лечебное воздействие. Слайд (лечебное белье).
3. Физики – эксперты получили…
Впрочем, отгадаете загадки, тогда и узнаете об открытии.
Загадки № 2.
Сначала – блеск,
За блеском – треск,
За треском – плеск.
№ 1.
Летит птица орел,
несет в зубах огонь,
огневые стрелы пускает,
никто ее не поймает! (Молния.)
а) Показывают на электрофорной машине.
б) “Мозговой штурм объясняет: “Я нашел в энциклопедии объяснение этого явления. В атмосфере воздух находится в постоянном движении. Благодаря трению частицы воздуха электризуются и, скапливаются очень большие заряды. Они-то и являются причиной молнии”.
Учитель: Давайте посмотрим фильм о молнии. Видеофильм “Молния”.
Что скажут историки?
1-й ученик. “Мы нашли в литературе много материала об ученых, исследовавших молнию. Например, попытки ученых объяснить молнию как электрический заряд относится к началу 18 века и связывается, прежде всего, с именем М. В. Ломоносова.
Портрет.
2-й ученик. “Вместе с Ломоносовым изучением молнии занимался Георг Рихман. Во время одного из опытов, проводившихся в грозу, Рихман был убит молнией”.
Портрет.
3-й ученик. В 1752 году. Б. Франклин использовав воздушный змей, доказал, что молния – сильный электрический разряд(электрический огонь – как ученые его называли.).
“Умники и умницы”.
Ученик. “Я хочу объяснить значение русской народной пословицы “От грозы в воде не спрячешься” Вода проводник, и если ты зайдешь в воду, то получишь электрический разряд.
Ученик. А мне пришла записка с просьбой разобраться в смысле этого выражения “Гроза застала в поле, садись на землю”. Я отвечу и дам вам полезные советы. Известно, что молния бьет в высокие одиночные предметы, поэтому надо сделаться маленьким и сесть на землю, сгруппировавшись.
4. Итоги урока.
Пришло время завершить работу слета. Подведем итоги. Сегодня вы узнали много нового и интересного о статическом электричестве, выяснили его положительные и отрицательные стороны, познакомились с практическим применением явления электризации. Но главные открытия у вас впереди. Дерзайте. Читайте книги, энциклопедии, работайте в Интернете.
Оценки.
Д/з. Творческое: нарисовать примеры электризации, найти интересные сообщения.