Цели урока:
- Образовательная: Изучить III закон Ньютона, его особенности и значение, сформировать умение у учащихся применять III закон Ньютона для решения практических, логических, качественных задач.
- Развивающая: развивать умение наблюдать, анализировать. Делать
выводы, формировать учебно-коммуникативные навыки и умения учащихся:
– отвечать на вопросы в соответствии с их характером;
– уметь вести диалог с целью уточнения, получения, систематизации информации, с целью закрепления данной темы;
– строить рассказ о физическом законе на основе плана;
– умение пользоваться физическими приборами. - Воспитательная: воспитывать культуру учебного труда, уверенность, самостоятельность, умение слушать своих товарищей.
- Здоровьесберегающая: Обеспечить школьникам возможность сохранения здоровья во время обучения физике.
Домашнее задание: Параграф 12, упражнение 12 (1, 2) письменно.
Подготовить рассказ о III законе Ньютона, пользуясь конспектом и планом ответа о физическом законе.
Оборудование урока:
- Демонстрационное – на стол учителю:
– пробирка с водой (1/3), пробка. Спиртовка, спички, штатив;
– спичечный коробок на нитке, спички, лезвие, штатив;
– машинка заводная;
– 2 тележки (одна – с грузом, другая – без груза), гибкая линейка, спички. - Кинофильм “Третий законе Ньютона”.
- Лабораторное оборудование – учащимся на парты: 2 динанометра, нить.
- Конспекты для учащихся “Третий закон Ньютона” на партах.
- Записи на доске:
– Тема урока “III закон Ньютона”.
– Вопросы к фильму:
– Сформулируйте “Третий закон Ньютона”.
– Могут ли силы возникать по одной?
– Какова природа этих сил?
– Можно ли эти силы складывать?
– Слова:
1. “Законы Ньютона”
2. I закон
3. II закон
4. III закон8
– Домашнее задание: Параграф 12, упражнение 12 (1,2) письменно; рассказ по плану и конспекту.
– Портрет И.Ньютона;
– Рисунок “Мальчик сидит на доске”, стрелки из бумаги цветной, пластилин. - Мультимедиапроектор, компьютер, презентация.
- Дополнительно:
Карточки в двух вариантах (по 4 задания в каждом) с выбором ответа.
Ход урока
I. Мобилизующее начало урока. Взаимное приветствие учителя и учащихся.
Организация класса.
Цель: Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие; обеспечение нормальной обстановки.
– Проверка отсутствующих;
– Проверка рабочих мест, внешнего вида учащихся;
– Организация внимания (использование здоровьесберегающих технологий: упражнения
с “восьмеркой”. Учащиеся стоя делают “восьмерку” правой рукой в воздухе, затем
то же левой рукой).
II. Актуализация знаний учащихся.
Цель: проверка итогов предыдущей работы, воспроизводство знаний полученных на уроках, создание мотивации на освоение нового материала.
1) К доске вызвать 2-х учащихся: выполнить задачи № 1 и № 2 из домашнего упражнения 11.
Учитель: Есть вопросы по домашнему заданию?
2) Работа с классом.
(Пока два ученика работают у доски.)
Учитель: На предыдущих уроках мы изучим I и II законы Ньютона.
Учитель: ответьте на вопросы:
1. Почему машинка покоится?
2. Сформулируйте I закон Ньютона. Как математически записать I закон Ньютона?
3. Как изменить скорость тела?
4. Что такое сила?
5. Дайте ответ о II законе Ньютона по плану (слайд – план ответа о физическом
законе).
6. Как математически записать II закон Ньютона?
7. Напишите на доске кратко запись I закон Ньютона и II закон Ньютона.
8. Оцените ответ о II законе Ньютона (слайд – план рецензии)
9. По приведенным рисункам ответьте на вопросы: “Как движется тело?”, “Куда
направлено ускорение?” (слайд). Дайте краткий ответ.
10. Проверка задач из Упражнения 11 (1,2) (устные ответы детей).
III. Изучение нового материала.
Итак, ребята, мы изучили I и II закон Ньютона. Мы узнали, при каком условии тело сохраняет свою скорость постоянной в ИСО, о том, что в результате взаимодействия тело приобретает ускорение, которое прямо пропорционально силе и обратно пропорционально его массе. Но ни I, ни II закон Ньютона не говорит нам о том, что же будет происходить со вторым взаимодействующим телом. Речь пойдет о III законе Ньютона.
Ударьте рукой по столу. Что вы испытали?
– Боль.
– Почему? Ведь это вы бьете стол, а не он вас.
На рисунке изображен мальчик. Он сидит на доске.
– Что произошло с доской?
– Она прогнулась.
Ответы на эти вопросы мы узнаем, если изучим III закон Ньютона.
III закон Ньютона объясняет явление отдачи при выстреле. Откат пушки и есть результат отдачи при выстреле (слайд). III закон Ньютона лежит в основе реактивного движения (слайд), движения кальмара и т.д.
Откройте тетради и запишите тему урока.
1) Вспомним опыт с 2-мя тележками. Ученица выходит к доске и демонстрирует классу опыт с двумя тележками. Для опыта взяты две одинаковые тележки, на которых стоят непрозрачные банки. Одна банка пустая, а другая банка с грузом внутри. К одной тележке прикреплена гибкая линейка и завязана ниткой. Тележки приводят в соприкосновение, затем нитку пережигают, после чего тележки разъезжаются в противоположные стороны на разные расстояния. Ученица говорит о том, что обе тележки получают при взаимодействии друг с другом ускорение. Эти ускорения направлены в противоположные стороны. Тележки при взаимодействии изменили свою скорость по разному, так как их массы не одинаковы. Отношения модулей ускорений двух взаимодействующих тел равно обратному отношению их масс.
Вывод: если первое тело действует на второе с силой F1, то второе тело действует на первое с силой F2, равной по модулю и противоположной по направлению. Учащиеся догадываются о том, что на тележке, которая получила меньшее ускорение при взаимодействии стояла банка с грузом. Проверяем это, открываем банки.
2) Посмотрим кинофильм “III закон Ньютона”.
После просмотра кинофильма мы ответим на вопросы:
– Как формулируется III закон Ньютона?
– Могут ли эти силы возникать по одной?
– Какова природа этих сил?
– Можно ли эти силы складывать?
Просмотр кинофильма.
Ответы на вопросы к фильму.
3) Откроем учебник на странице 49, прочитаем формулировку, кратко запишем III закон Ньютона на доске и в тетрадях “Силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению.
Учитель: Ньютон сформулировал третий закон так: “Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе – действие двух тел друг на друга между собой равны и направлены в противоположные стороны”.
4) Сделаем паузу (Упражнения для глаз).
5) А теперь исследуем на опытах III закон Ньютона.
Вопросы: Как вы думаете, что произойдет, если…
– Опыт с динамометрами.
– Опыт с пробиркой.
– Опыт с лезвием.
6) Рассмотрим особенности III закона Ньютона.
У вас на партах лежат конспекты (слайд).
Обсудим рисунки.
IV. Закрепление.
1) А теперь попробуем объяснить.
– Почему линейка прогнулась под мальчиком? (Стрелки прикрепить!).
– Почему руке больно, когда мы ударяем ею по парте?
2) Прослушаем подготовленное сообщение о том, как Ньютон проводил опыты (Приложение 1).
3) Работа по рисункам (на доске).
– Мяч ударился о стенку и подействовал на стенку силой F1. С какой силой стенка действует на мяч?
– Луна притягивает к себе Землю. Притягивает ли Земля Луну? Какова природа этих сил?
4) Попробуем составить рассказ о III законе Ньютона по плану (слайд).
V. Итоги урока.
Учитель: Итак, ребята сегодня на уроке мы изучили III закон Ньютона. Что нового узнали на уроке, чему научились?
*Если останется время, раздать карточки и листочки для ответов (работа в парах, взаимопроверка) (Приложение 2).
Литература.
- Современный урок физики в средней школе / В.Г. Разумовский, Л.С. Хижнякова, А.И. Архипова и др.; под ред. В.Г. Разумовского, Л.С. Хижняковой – М. Просвещение, 1983.
- А.В. Усова, З.А. Вологодская. Самостоятельная работа учащегося по физике в средней школе. – М. Просвещение, 1981.
- В.Ф. Шаталов. Опорные конспекты по физике.
- А.Е. Марон, Е.А. Марон. Физика 9 кл. Дидактические материалы. – М. Дрофа, 2007.