Цели урока.
Обучающие.
- Обеспечить понимание учащимися место данной темы по ориентированию в общей теме “Способы ориентирования человека в природной среде”.
- Организовать деятельность учащихся по изучению способов ориентирования и умения использовать их на практике.
Развивающие.
- Обеспечить развитие у школьников умения ориентироваться в природной среде
- Создать условия для практического применения теоретических сведений.
- Содействовать развитию у учащихся логического мышления, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные.
- Содействовать развитию у детей умения рассуждать, общаться, работать самостоятельно.
- Воспитывать у учащихся умения ориентироваться на местности, проявляя чувство коллективизма и товарищества.
Оборудование урока:
- Приложение 1.
- Приложение 2.
- Приложение 3.
- Компасы.
- Проектор и экран.
- “Волшебная коробка”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Готовность учащихся к уроку (учебники, дневники, тетради, ручки, компасы, карты-схемы).
Пусть хорошее настроение поможет нам решить все задачи и усвоить тему урока.
2. Вводная часть.
Сейчас вы изучаете большую тему “Способы выживания человека в природной среде”.
Тема сегодняшнего урока является частью этой общей темы. А определить её вы должны будете самостоятельно.
Попробуйте правильно ответить на задания весёлого теста.
Этот тест составил Вася Шутилкин для своего дедушки Ориентиркина Петра Фёдоровича. Вам нужно выбрать 2 правильных ответа.
1 слайд (тест). Презентация
В поход обязательно нужно взять:
- Бумагу и ручку (на случай, если заблудишься, напишешь письмо)
- Компас (чтобы найти дорогу домой)
- Сапоги – болотники (чтобы не намочить ноги)
- Кирпичи (чтобы сложить небольшую походную печку)
- Хлеб, соль, спички
3. Изучение нового материала.
2 слайд (карта-схема)
Итак, перед вами карта-схема (Приложение 2) нашего урока. Во время урока она нам поможет. Как вы видите, заполнена она не до конца, а заполнить мы её должны будем по ходу урока.
Вы уже сказали, что одним из главных предметов, необходимых в походе является компас. Ну, а если дедушка забыл взять компас и заблудится, то ему могут помочь в этом солнце, звёзды, луна.
Посмотрите на свои карты-схемы, для начала нам нужно определить тему урока.
В самом центре карты-схемы написано латинское слово “oriens”.
3 слайд (oriens)
В каком русском слове есть такой же корень “ориен”? (Кстати, и в фамилии дедушки есть такой корень).
Ответы учащихся…
Молодцы! А теперь давайте запишем тему урока “Ориентирование”.
4 слайд (тема: ориентирование по компасу, Солнцу, Луне, звёздам)
Что же такое ориентирование?
5 слайд (Ориентирование - умение
определять на местности стороны горизонта по
компасу,
Солнцу, звёздам и местным признакам).
Стр 49. (Некоторые факты)
Итак, сегодня мы узнаем, как ориентироваться по компасу, звёздам, Солнцу, Луне.
Познакомимся с понятиями азимут, гномон
Первый способ ориентирования по компасу. В картах-схемах напротив компаса поставьте знак “+”.
А теперь внимание на доску.
6 слайд
Компас изобретён около 3 тысяч лет назад, в Китае, посмотрите, какими они были. В наше время компасы уже другой формы, более удобны, но, принцип работы тот же.
(Раздать компасы)
Перед вами компасы.
Компас – это прибор, который помогает определить стороны света.
Для работы его нужно положить на ровную горизонтальную поверхность или ладонь. Красная стрелка всегда показывает на юг, а синяя на север. Справа будет восток, а слева запад.
Определив стороны света нужно выбрать направление для движения. Для более точного выбора направления введён термин азимут.
7 слайд (рисунок по определению азимута)
В ваших картах-схемах есть рисунок, на котором вы должны подписать азимут.
Азимут – это угол между направлением на север и на какой либо предмет местности, он измеряется в градусах.
Сейчас я предлагаю вам определить азимут на … (коробку, стоящую на столе).
Для определения азимута совмещаем синюю стрелку с “0”. Затем от центра компаса в направлении коробки кладём ручку. Угол между “0” и линией направления будет являться магнитным азимутом.
Следующий способ – ориентирование с помощью Солнца. В ваших картах-схемах поставьте знак “+” напротив Солнца.
Чтобы узнать стороны света с помощью Солнца, нужно определить полдень.
8 слайд (гномон)
Для этого втыкаем в землю колышек и время от времени отмечаем конец тени, самая короткая тень будет в полдень. Это приспособление называется гномон. (Подпишите рисунок в своих картах-схемах)
9 слайд (солнечный полдень)
Перед вами рисунок, как правильно определить стороны света.
Если в полдень встать спиной к солнцу, то тень от головы будет указывать на север и т.д.
Следующий способ – ориентирование по звёздам. В ваших картах-схемах поставьте знак “+” напротив Звёзд.
10 слайд (поиск Полярной звезды)
Оказывается, определить стороны света ночью ещё проще, чем днём - не нужно даже компаса, потому что Полярная звезда неизменно будет указывать на север.
Для её определения нужно отрезок, соединяющий крайние звёзды БМ отмерить 5 раз в сторону ММ. Конечная точка будет полярной звездой. (Принцип циркуля).
В ваших картах-схемах подпишите рисунок - “Поиск Полярной звезды”.
Следующий способ – ориентирование по Луне. В ваших картах-схемах поставьте знак “+” напротив Луны.
11 слайд (полнолуние, растущая, убывающая луна)
В полночь полная Луна будет указывать на юг.
Растущая - на Запад.
Убывающая – на Восток.
(Подпишите на рисунке в ваших картах-схемах полную, растущую и убывающую луну)
(Как определить растущую и убывающую Луну)
12 слайд (карта-схема)
Как вы видите, в вашей карте-схеме остался ещё один способ определения сторон света – по часам.
Этот способ ориентирования вы отработаете дома. А так же повторите то, что мы изучили с вами на сегодняшнем уроке.
4. Закрепление.
А что мы узнали сегодня на уроке?
Чему научились?
Вывод.
Какой вывод можно сделать? Нужно ли уметь ориентироваться на местности? (Да, нужно)
Сегодня мы познакомились с ориентированием по компасу, звёздам, Солнцу, Луне, а на следующем уроке вы узнаете и другие способы ориентирования.
Вот вы ребята определили азимут на эту коробку, а ведь эта коробка не простая, в ней пожелание для вас. (Приложение 3)