Урок-путешествие "А вы умеете писать письма?". 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Цели:

  1. “Погружение” учащихся в историю возникновения письма.
  2. Знакомство с эпистолярным жанром.
  3. Формирование навыков письменного речевого общения в определенных сферах жизни.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с видами писем, с речевым этикетом, культурой выражения чувств.
  2. Подготовить учащихся к сочинению в жанре письма.
  3. Расширить словарный запас учащихся, развивать образное мышление.
  4. Развивать навык грамотной речи.
  5. Научить учащихся строить собственное высказывание, переводить устную речь в письменную.
  6. Отработать основные правила написания письма.
  7. Вспомнить постановку знаков препинания при обращении.
  8. Редактирование предложенного учителем текста письма.

Тип урока: урок-путешествие.

Формы обучения: коллективная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, РКМ.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, раздаточный материал, узелковое письмо. УМК: программа по русскому языку 5-9 класс (Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская); учебник русского языка . 5 класс.

Эпиграф к уроку:

Письма – это беседы с отсутствующими друзьями.
Цицерон

Ход урока

I. Вступительное слово учителя:

Ребята, я очень рада видеть вас сегодня на уроке, так как нам вновь предстоит прикоснуться к удивительной тайне… А к какой, я надеюсь, вы догадаетесь, отгадав загадку:

В мире я незаменимо.
Это подтвердят все зримо.
Мне доверены секреты,
Через меня дают ответы.
Индекс, адрес, марка есть,
И достоинств всех не счесть…
Знают страны, города
Без меня никак нельзя!
(Письмо)

– Правильно, ребята. Ну а для того, чтобы разгадать тайну письма, я предлагаю вам совершить путешествие.

При переходе от одной станции к другой, за правильность выполненного задания в качестве вознаграждения вы будете получать букву. К концу нашего путешествия из собранных вами букв вы должны составить слово. Работать вы будете на индивидуальных листах, которые сдадите в конце урока. (Приложение 1)

Итак, вперед! Наша первая станция – “Размышляй-ка!”

Беседа – вовлечение в деятельность. (Станция “Размышляй-ка!”) (Слайд 1.) [5]

  • В начале нашего разговора я сказала, что мы прикоснемся к тайне. Как вы думаете, как это понятие связано с письмом? (В письме люди передают самое сокровенное, важное для них.)
  • Какого содержания могут быть письма? (Дети отвечают на вопрос, используя ярлычки на конвертах.)
  • А как вы думаете, можно ли читать чужие письма? (Нет, нельзя.)
  • Как узнать, что у вас в руках чужое письмо? (На конверте должен быть обязательно указан адрес и адресат.)
  • Прочтите эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете слова римского оратора и писателя Цицерона? (Выслушиваются ответы учащихся.)
  • Какие ассоциации вызывает у вас слово “письмо”?

1. А. Составление кластера. (Слайд 2.)

1.А. Знакомство со значением слова “письмо”. (Слайд 3.) [3]

  • Подумайте и ответьте, слово “письмо” однозначное или многозначное? Докажите свою точку зрения. (Слово “письмо” многозначное, так как оно имеет 4 значения.)
  • Как вы думаете, над каким значением слова мы будем работать сегодня на уроке. (Над первым: написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь.)

Учитель оценивает учащихся (за правильный ответ учащиеся получают фишки: звездочка – ответ на “5”, квадратик – на “4”, треугольник – “3”) и вывешивает на доске букву “О”.

II. Станция “Узнай-ка”. [1]

  • Можно ли представить себе жизнь без телевизора? А без электричества? (Нет.)
    А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности. (Невозможно.)

Сигналы-символы. (Слайд 4.)

Когда-то народы были бесписьменными. Кое-где такие народы существуют и в наше время. Как же они обходились и обходятся без письма? (Выслушиваются варианты ответов учащихся или заранее подготовленных детей.)

У каждого народа есть свои символы-сигналы. В Африке известия передавались от одного поселения к другому дробью большого барабана-тамтама.

Канадские индейцы разводили костры, дым которых был виден далеко. Этот дым многое мог сообщить людям на большом расстоянии. А у австралийских аборигенов есть даже специальное слово, обозначающее “читать дым”.

(Учитель демонстрирует узелковое письмо.)

  • Как вы думаете, что означает эта веревка с узлами? (Выслушиваются предположения учащихся.)

Это, ребята, узелковое письмо. Многие индейские племена для сообщения использовали специально завязанные узелки. Но узелковое письмо может быть и из шнуров с ракушками. Например: 6 ракушек – объяснение в любви, ответ девушки из 8 ракушек – согласие на брак. Самое длинное “письмо” состоит из 49 рядов ракушек, на его “написание” потребовалось 6–7 тысяч ракушек.

Как медведи оказали людям медвежью услугу? (Слайд 5)

  • Посмотрите на слайд и подумайте, какую медведи оказали людям медвежью услугу? (Выслушиваются предположения учащихся.)

В очень далекие времена на земле не было ни одного дома и люди жили в пещерах. В некоторых пещерах обитали медведи. Но древние люди каким-то образом выселили древних Топтыгиных из их медвежьих углов.

Огляделись люди по сторонам и вдруг увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Царапины навели древних людей на очень интересную мысль: значит, на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так медведи оказали людям медвежью услугу.

Рисуночное письмо–пиктограмма. (Слайд 6)

  • Как вы думаете, удобное ли было рисуночное письмо? Почему?

Некоторые рисунки имели смысл, который можно было выразить не одним словом, а целым предложением. Только представьте себе, сколько нужно было изобрести рисунков, чтобы обозначить все, что окружает людей, и все, что они хотели сказать друг другу. Думаю, много. И изучать эту грамоту пришлось бы не недели и месяцы, а годы.

Чтение с остановками сказки Киплинга. [2]

Как было написано первое письмо? (Слайд 7)

Об этом забавно рассказал Киплинг в сказке, которая так и называется “Как было написано первое письмо”.

Однажды девочка Таффи отправилась со своим отцом к реке наловить к обеду карпов. Но тут им не повезло: у отца сломалось копье. Таффи подумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала другое копье.

Было очень досадно, что никто из них не умел ни писать, ни читать! В это время в сторону стоянки племени шел Незнакомец, который не понимал их языка. Таффи решила передать с ним записку для матери, чтобы кто-нибудь принес копье.

1-я остановка.

  • На чем Таффи решила написать записку? (На бересте.)
  • А чем? (Острым камешком или обломком копья.)
  • Предположите, что могла изобразить на рисунке Таффи?

Итак, она нацарапала такие рисунки: папу со сломанным копьем, копье, которое нужно принести, самого Незнакомца с копьем в руке, чтобы он не забыл его. Чтобы он легче нашел дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. Наконец она нарисовала маму с копьем в руке.

2-я остановка.

  • Оправдались ли ваши предположения?
  • Вам, все понятно? (Да.) Вот и Таффи так решила…
  • Можете ли вы предположить, как прочел рисунки Незнакомец?
  • Посмотрим, оправдаются ли ваши догадки?

Однако Незнакомец “прочел” эти рисунки совсем по-другому. Он подумал, что отец Таффи – вождь племени и что он в опасности. “Если не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются со всех сторон”,– подумал он.

3-я остановка.

  • Оправдались ли ваши предположения?
  • Кого Незнакомец принял за врагов? (Бобров!)
  • Можете ли вы предположить, что произойдет дальше?

“Я пойду и приведу ему на помощь все его племя!” – решил Незнакомец.

И уже совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме! Мама поняла его так:

Незнакомец проткнул ее мужа копьем, Таффи попала в плен, целая шайка злодеев их охраняет!

4-я остановка.

  • Оправдались ли ваши предположения?
  • Кого же мама приняла за злодеев? (Опять тех же бобров.)

Ох, и попало же Незнакомцу от разъяренных женщин этого племени! А тот ничего не мог им объяснить: ведь он не знал их языка…

Ну, и чем же кончилось это дело? Когда все выяснилось, все долго смеялись, а вождь племени сказал: “О Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлепать (теперь все так стали звать Таффи), ты сделала великое открытие! Придет время, когда люди назовут его УМЕНИЕМ ПИСАТЬ!

Учитель оценивает учащихся в течение беседы и чтения и вывешивает на доске букву “О”.

III. Станция “Напиши-ка!” (Слайд 8)

Задание: учитель предлагает учащимся написать записку за Таффи ее маме, обговаривая требования к записке.

(Слайд 9). Закрепляется понятие об обращении.

Учащиеся работают на индивидуальных листах. Приложение 1 .Заслушиваются несколько учащихся, и выбирается наиболее правильно оформленная записка. Приложение 2.

Учитель оценивает учащихся и вывешивает на доске букву “Ы”.

IV. Станция “Грамотей”. (Слайд 10–11) [3]

Работа над стихотворением А. Шибаева “Грустные вести”.

  • Почему А. Шибаев назвал стихотворение “Грустные вести”?
  • Как вы думаете, почему автор письмо называет письмишком?
  • Какой оттенок придает этому слову суффикс – ИШК-?

Учитель предлагает учащимся выступить в роли корректора и исправить ошибки, допущенные в письме Мишей. Рекомендуется сделать акцент на то, что письмо должно быть написано, прежде всего, грамотно. Приложение 1.

После выполнения задания осуществляется взаимопроверка по слайду “Проверь себя!”

Учитель оценивает учащихся как за выполнение задания, так и за взаимопроверку и вывешивает на доске букву “Д”.

V. Станция “Определи-ка!” (Слайд 12)

Коллективный анализ писем из сценария мультфильма “Трое из Простоквашина” с целью определения вида письма. Отражение анализа в таблице. Приложение 1.

Письмо 1. (Работает 1-й ряд.)

Здравствуй, дорогой дядя Федор!
Поздравляем тебя с Новым годом. Расти веселым, здоровым, упорным в труде.
Кот Матроскин и пес Шарик.

  • Прочитайте первое письмо.
  • С какой целью оно написано?
  • Как бы вы его назвали? (Это письмо-поздравление.)
  • По какому поводу посылают письмо-поздравление?
  • Кому мы отправляем такие письма?
  • Как мы обращаемся к родным и близким?

Письмо 2. (Работает 2-й ряд.)

Дорогие мама и папа!
Получили Ваше письмо. Живем мы хорошо, просто замечательно. Пришлите, пожалуйста, для Шарика фоторужье. Это и охота и зверей убивать не надо.
Дядя Федор.

  • Прочитайте второе письмо.
  • Как обращается дядя Федор к родителям?
    Фраза “Получили Ваше письмо” говорит о состоянии переписки.
  • А что можно написать о состоянии переписки, когда писем долго нет?
  • Что содержит основная часть?
  • С какой целью написано это письмо?
  • Как его можно назвать? (Это письмо-просьба.)
    Верно это письмо-просьба.
  • О чем могут просить люди в своих письмах?

Письмо 3. (Работает 3-й ряд.)

Здравствуй, дядя Федор!
Давненько не было от тебя писем. Погода у нас хорошая. Снегу намело по колено. Шарик с Матроскиным поссорились. Начинают раздел имущества. Скоро печку делить начнут, а потом избу. Приезжай поскорее.
Почтальон Печкин.

  • Прочитайте третье письмо.
  • Что содержится в начале письма?
  • Какая фраза говорит о состоянии переписки?
  • Что сообщается в основной части письма?
  • Как можно назвать это письмо? (Это письмо-информация.)
  • Чем заканчивается письмо?
  • Итак, с какими видами писем вы познакомились? (Слайд 13)

Учитель оценивает учащихся в ходе беседы и вывешивает на доске букву “Л”.

VI. Станция “Творческая”. (Слайд 14)

Творческое задание в парах (практическая работа) (5–7 минут) Приложение 1.

Задание 1-й группе:

Написать письмо своему другу (подруге) с просьбой прислать книгу “Живопись”.

Задание 2-й группе:

Написать письмо-информацию своим родителям о пребывании на лыжной туристической базе. Постарайтесь, чтобы письмо получилось интересным. Можете дополнить письмо рисунком.

Задание 3-й группе:

Написать письмо-поздравление своим близким (бабушке, дедушке, маме, папе, брату, сестре и т.д.). Постарайтесь доставить радость своим письмом. Приложение 2.

Учитель оценивает учащихся и вывешивает на доске букву “М”.

VII. Станция “Итоговая”. (Слайд 15.)

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Когда было особенно интересно?
  • Какие трудности возникали?
  • Чему мы научились?

Учитель вывешивает на доске букву “Ц”.

Итоговое оценивание учащихся: учитель предлагает учащимся выполненные письменные задания и фишки, полученные за устный ответ, вложить в подписанный конверт и сдать на проверку. Учащиеся получают две оценки: за устную работу в течение урока и письменную.

Наше путешествие в тайны письма подошло к концу. Сегодня мы только приоткрывали занавес в удивительный мир письма. Впереди нас ждет много интересного. Я думаю, что вы догадались, какое слово зашифровано. (Молодцы.)

Верно, вы – МОЛОДЦЫ!

VIII. Домашнее задание. (Слайд 16,17,18)

Ребята, буквально несколько минут назад вам пришло письмо от Деда Мороза. Прочтите его.

Здравствуйте, ребятишки,
девчонки и мальчишки!
Я – ваш Дедушка Мороз.
Нагрузил подарков воз,
Но не знаю: как же быть
И кому мне их дарить.
Адресата нет, имен,
Нет фамилии сластен…
И в Устюге тишина…
Я жду писем детвора!

Дед Мороз
28 декабря 20__

  • К кому обращается Дед Мороз?
  • Что вы узнали из письма?
  • О чем просит Дед Мороз?

Напишите письмо Деду Морозу. Приложение 3. Не забудьте о памятке при написании письма-ответа. Успехов вам! Дед Мороз ждет от вас писем! Приложение 2.

Использованная литература:

  1. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии. – М., 1991.
  2. Киплинг Р. Маленькие сказки. – М., 1993.
  3. Лозинская Т.П. Лингвистический анализ на уроках русского языка. 5-6 класс. – М., 1997. – С. 73–74.
  4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 2009.
  5. Сипкина Н.А. Дружеское письмо// Урок русского языка в 6-м классе.