Занятие в старшей группе "Почему бывают зима и лето"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели урока.

1. Дать представление о зависимости смены времени года от положения земли, по отношению к солнцу. Закрепить знания детей о признаках времен года.

2. Воспитывать интерес к познанию мира.

3. Познакомить с новыми понятиями: ось земли, Северное и Южное полушарие, экватор, Северный полюс, Южный полюс и дать им определение.

4. Индивидуальная работа.

Предшествующая работа:

На предыдущем занятии знакомились с планетами солнечной системы.

Оборудование: глобус, поясок, флажок, плакат с изображением движения земли вокруг солнца, картинки на каждого ребенка, цветные карандаши.

Организация детей: дети сидят за столами.

Ход занятий

В-ль: На предыдущем занятии мы с вами говорили, что все планеты вращаются вокруг солнца по своей собственной орбите. А на этом занятии я расскажу о закономерности вращения земли вокруг солнца и своей оси. Время, за которое земля совершает полный круг вокруг солнца называется год. На земле год продолжается 365 суток или 12 месяцев.

В-ль: Сколько месяцев в году? (12 месяцев)

В-ль: И вот в течении этого времени наступают разные времена года. Какие? (Зима, весна, лето, осень).

В-ль: Какое время года идет сейчас у нас с вами? (Осень)

В-ль: Какое время года наступает после осени? (Зима)

В-ль: А после зимы? (Весна)

В-ль: А за весной? (Лето)

В-ль: А какое время года наступит за летом? (Осень)

В-ль: Правильно, опять осень, вот за это время земля прошла по своей орбите полный круг – прошел год.

А сегодня мы подробнее остановимся на том, как земля вращается вокруг своей оси. (Показываю)

Вот она на рисунке проткнула, как пика, земной шар от “макушки” до “макушки”. На самом деле настоящую землю никто, конечно, не протыкал: ее ось воображаемая.

В-ль: Ты, Коля, можешь вообразить, что у тебя есть ось, вокруг которой ты вращаешься. Покажи, как это происходит.

А ты Люда, Рома…

В-ль: Вот так и земля вращается вокруг своей оси. В тех местах где “пика проткнула шар” находятся полюса – Северный и Южный. (Показываю на глобусе)

Теперь “подпояшем” землю “пояском” точно посередине. (Показываю)

В-ль: Это экватор, он тоже условный, воображаемый. Половина шара находится выше экватора, называется Северным полушарием, а нижняя – Южным полушарием. (Показываю)

В-ль: Все эти слова – ось, полюса, экватор, полушария – придумали для того, чтобы легче и удобнее можно было рассказать о земле и других планетах.

В-ль: А как вы думаете в каком полушарии расположена наша страна? (В Северном)

В-ль: Да, наша страна расположена в Северном полушарии. Вот здесь. (Прикалываю флажок)

В-ль: Ученые выяснили, что времена года сменяют друг друга только в том случае, если ось планеты наклонена.

А что произойдет, если ось нашей планеты была бы направлена вертикально вверх?

В-ль: Правильно, погода бы на земле не изменилась в течении всего года.

Например, на Венере весь год жаркое лето, а на Нептуне – зима.

А как вы думаете почему? (Ось этих планет направлена вертикально вверх, а не наклонена)

В-ль: А вот на таких планетах, как Марс и Сатурн, так же, как и на земле есть зима и лето, осень и весна.

В-ль: Почему? (Ось этих планет наклонена).

В-ль: Вот я взяла лист бумаги и нарисовала Солнце, а вокруг него орбиту Земли, путь по которому наша планета бежит целый год (показываю).

В-ль: Видите, Северное полушарие, в котором находится наша страна, “отвернулась” от солнца. (Показываю)

В-ль: Мало солнечных лучей сейчас доходит до него, вот и разгулялся мороз, заморозил Реки, озера, заставил людей надеть теплую одежду. Какое время года у нас на Северном полушарии? (У нас зима)

В-ль: Зато Южное полушарие обращено к солнцу, ему достается много тепла и света, поэтому там что? (Лето)

В-ль: Но земля не стоит на месте – она бежит без остановок по своей орбите. Постепенно северное полушарие поворачивается к солнцу. Все жарче на нем солнце пригревает солнце землю, тает снег, зеленеет трава, пробиваются первые листочки. Какое время года наступает на земле? (Весна)

В-ль: А в Южном полушарии с каждым днем становится все прохладнее, там на пороге что? (Осень) (Показываю)

В-ль: Но наша планета продолжает свой путь вокруг солнца, поворачиваясь сама вокруг оси. Вот уже половина пути. Взгляните на рисунок видите? Какое время года у нас в Северном полушарии? (Лето)

В-ль: А южное полушарие совсем “отвернулось” от солнца. Значит там наступило что? (Зима). (Показываю)

В-ль: Но земля продолжает свое движение по своей орбите. И через 3 месяца земля пробежит еще четверть и в нашем Северном полушарии похолодеет вступит в свои права что? (Осень)

В-ль: А через 3 месяца наступит что? (Зима). Опять наступит зима и придет новый год.

В-ль: Сейчас немного отдохнем.

Физминутка:

Носом – вдох,
А выдох – ртом
Дышим глубже…
А потом – марш на месте
Не спеша –
Как погода хороша!

В-ль: Ребята, подумайте и назовите по каким признакам можно определить время года. Я вам называю время года, а вы перечисляете признаки данного времени:

- признаки зимы (ответы детей),

- признаки весны (ответы детей,

- признаки лета (ответы детей),

- признаки осени (ответы детей).

В-ль: Теперь возьмите листочки и посмотрите, там нарисованы четыре картинки. Они одинаковые. Ваша задача дорисовать детали соответствующие определенному времени года. Изобразите все времена года.

В-ль: С какого времени года, ты Катюша начнешь рисовать? (С зимы)

В-ль: Почему именно с зимы? (Нвый год начинается зимой)

В-ль: А следующая картинка7 (Весна)

В-ль: А за ней что наступит? (Лето)

В-ль: но а последняя картинка? (Осень)

В-ль: Мы с вами только что говорили о признаках всех времен года. Вспомните, приступайте к работе.

В-ль: Вы справились с поставленной задачей. Я вами довольна.

В-ль: На сегодняшнем занятии мы с вами узнали как и почему происходит смена времен года.

В-ль: Интересно прошло занятие?

В-ль: А на следующем занятии я расскажу вам, почему день сменяет ночь, от чего это происходит. Хотите узнать?