Урок по теме "Наш край"

Разделы: Начальная школа


Цели обучения.

  1. Сформировать у учащихся представление о поверхности родного края. Учить работать с картой.
  2. Развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку POWER POINT, карточки индивидуального опроса, учебник для 4 класса “Окружающий мир” (I часть) А.А.Плешаков, карта Томской области, физическая карта России.

Ход урока

I. Организационный момент

- О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живём!
- Внимание на экран. (Слайд №1. Презентация)

- Почему сегодня наш урок начинается так необычно?

(Потому что говорить сегодня мы будем о нашем крае и о его поверхности). (Слайд №2)

II. Проверка знаний и умений

а) Чтение домашних сочинений.

б) Расскажите о нашем крае, используя карту.

в) Тест “Мой край” - индивидуально.

III. Работа над новой темой.

- Внимательно рассмотрите физическую карту России. (Слайд №3)

- Какой рельеф вы видите?

- Где расположена территория нашего края?

- Какие здесь встречаются формы рельефа?

- Чем характеризуются холмы?

- У горы тоже есть подошва, склон и вершина.

- В чем же разница?

- Вспомните, каким цветом на карту нанесены равнины, возвышенности, плоскогорья?

- Если говорить точнее, высота равнин – низменностей – 200 м, возвышенностей – 200-500 м, плоскогорий – 500-800 м.

- Догадайтесь, о чём идёт речь: “Они образуются с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы, под воздействием талой и дождевой воды увеличиваются. У них крупные осыпающиеся склоны, на которых почти нет растительности”. (Слайд № 4)

- Расскажите об оврагах, которые вы видели на экскурсии.

- Прочитайте в учебнике о борьбе с оврагами (с.150, 3-й абзац).

- А может не стоит бороться с оврагами, как вы считаете?

- Через много лет склоны оврага покрываются растительностью, он перестаёт расти и превращается в балку. Итак, мои юные исследователи, предлагаю вам сравнить овраги и балки, сходства и отличия занесите в таблицу. (Слайд №5)

IV. Физкультминутка.

По родному краю
Дружно мы шагаем. (Марш на месте)
Справа от нас – зелёный луг. (Поворот)
Слева находится лес. (Поворот)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки)
Филин крыльями машет.
Ух, аж захватывает дух! (Махи руками)
Солнце над берёзами светит нам. (Повороты головы)
Мы рады ягодам, грибам. (Наклоны)

V. Продолжение обсуждения новой темы.

- Надо ли сохранять поверхность земли?

Возможно, этот вопрос звучит странно. Мы с вами знаем об охране редких растений и животных, об охране воды и воздуха. Насколько важна охрана поверхности? Предлагаю рассмотреть фотографии. (Слайды №6, № 7, № 8, № 9, № 10)

- Какие чувства вы испытываете, глядя на эти фотографии?

- А что сделали бы вы, чтобы на Земле не было таких мест?

- Прочитайте в учебнике на стр. 148-149, что предлагает сделать Андрей Анатольевич Плешаков, автор нашего ученика.

- Ваше мнение по поводу его предложений?

- Мы с вами знаем, что ещё одной формой поверхности являются горы. Предлагаю вам прочитать на стр. 152-153 учебника о горах, которые создал человек. Они - незаживающая рана на поверхности Земли, это боль природы. Как называются эти горы?

- Как люди, живущие на равнине, оказались в горах?

- Чем опасны терриконы?

- Как люди борются с ними?

- Очень надеюсь, что когда вы вырастите, то постараетесь сделать всё, чтобы наш родной край стал ещё краше, и не было бы таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду.

VI. Закрепление изученного.

Игра “Узнай меня”

- Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось одеть белую шапку. (Слайд № 11)

- У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина. (Слайд № 12)

- Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть. (Слайд № 13)

- Я – углубление на земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарник. (Слайд № 14)

- Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли. (Слайд № 15)

- И в заключение нашего урока посмотрим фильм о нашем крае. (Слайд № 16)

VII. Итог урока.

Д/з: стр. 147-153, вопросы “Проверь себя”. (Слайд № 17)