Цель собрания: показать простые и доступные средства профилактики психоэмоционального напряжения.
Материал: видеопроектор, экран, магнитная доска, оборудование для игр, саше с лечебными травами, чайный набор, папка-фотовыставка, брошюры рецептов, картина елки, магнитные шишечки и снежинки.
Ход собрания
1. Информационная часть
Психолог. Добрый вечер уважаемые родители. Сегодня мы с вами собрались поговорить о психоэмоциональном состоянии наших детей.
Психоэмоционнальное напряжение является одной из характеристик психического состояния человека.
Передаётся детям состояние нервного напряжения родителей, вольно или невольно втягивающих детей в круг своих забот, которые им пока ещё не по силам.
Нерациональное, скудное питание, плохо организованный сон, дефицит свободы движений, реакция организма на погоду, неразрешённость детских проблем могут так же стать источниками психоэмоционального напряжения.
Современный исследователи предлагают немало способов управления психикой. Но я полагаю, что утверждение: “В здоровом теле - здоровый дух!”, служившее людям в течение веков, не потеряло своего значения. Поэтому я хочу сориентировать вас на использование, прежде всего средств физического воспитания для профилактики психоэмоционального напряжения.
Основные признаки стрессового состояния у детей
Признаки стрессового состояния ребёнка:
- чувство бодрости;
- радости;
- азарта;
- гнева;
- страха;
- тревоги;
- печали;
- вины;
- растерянности;
- стыда;
- и т.п…
Индикатором этих чувств является настроение ребёнка. Устойчивое положительное настроение свидетельствует об успешной адаптации ребёнка к социально-гигиенической среде образовательного учреждения и его позитивном психическом состоянии. Частая же смена настроения или устойчиво отрицательное настроение говорит об обратном.
Психоэмоциональное напряжение лишает ребёнка естественного для его возраста состояния радости и приводит к неврозам. При неврозе ухудшается управления функциями организма. Поэтому дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, но часто жалуются на головную боль. Кроме того, у них могут быть нарушения ритма сердечной деятельности, часто отмечается повышение артериального давления.
Стрессорное воздействие на детей могут оказывать:
- нерациональный режим жизнедеятельности;
- дефицит свободы движения;
- недостаточность пребывания на свежем воздухе;
- нерациональное питание и плохая его организация;
- неправильная организация сна и отдыха детей;
- авторитарность стиля общения с детьми взрослых при отсутствии к ним внимания и заботы;
- необоснованное ограничение свободы ребёнка;
- интеллектуальные и физические перегрузки;
2. Практическая часть
Основные средства профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей
Учёными давно доказано, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка.
Вред недостаточной двигательной нагрузки известен. Но не менее опасно пренебрежение таким важным компонентом здорового образа жизни, как сон питание, закаливание.
В соответствии с формулой здоровья на первом место в этой цепочке должна быть поставлена организация сна, затем организация питания, а далее оптимизация двигательной деятельности, тренировки терморегуляционной системы организма ребёнка.
Неуравновешенность, суетливость, забывчивость, путаница в речи, некритичность в отношении своего поведения, по мнению учённых, часто свидетельствует о том, что ребёнок не досыпает. Об этом же говорит привычка тереть глаза, как будто их засыпало пылью. Хроническое недосыпание превратилось в настоящую проблему детской медицины. По данным статистики, детей, начиная с ясельного возраста недосыпающих по 1-2 часа в сутки, примерно 5%. Причина – неумелая организация сна дома.
Вопрос родителям: Сколько времени должен спать ребёнок?
Ребёнок 2-3 лет должен спать не менее 14 часов в сутки.
Бытует мнение, что нет ничего страшного в том, что ребёнок засыпает под звуки телевизора, разговоры. Считается, что такая спартанская манера воспитания позволяет вырастить ребёнка неизнеженным. Но, отмечают специалисты, это довольно серьёзное заблуждение.
Специальные исследования показали, что в такой обстановке не может быть глубокого, полноценного сна, нервная система не получает полноценного отдыха.
Ребёнок становится беспокойным, без повода раздражительным, часто плачет, теряет аппетит, худеет. Иногда у детей наблюдается вялость, заторможенность, апатия. Поэтому я не рекомендовала бы вам, уважаемые родители, вступать в противоречия с законами физиологии.
К сожалению, ритуал укладывания ребёнка в постель превращается в тягостную для ребёнка процедуру. К тому же сами взрослые часто не соблюдают требования к охране сна ребёнка.
а) Основные условия полноценного детского сна.
1. Спальная комната в любое время года перед сном ребёнка должна быть хорошо проветрена. В момент укладывания ребёнка форточку лучше закрыть. Но когда ребёнок уляжется и родители убедится , что он хорошо укрыт одеялом и заснул, форточку следует открыть снова. Обычно взрослые боятся открыть форточку или окно, что бы не простудить ребёнка. Это не правильно. Просто нужно ориентироваться на температуру воздуха на улице и в помещении и, оценив разницу, отрегулировать длительность проветривания.
2. У ребёнка должен быть выработан рефлекс на быстрое засыпание. Добиться этого не так уж и сложно. При тщательно соблюдаемых условиях укладывание ребёнок засыпает уже через 5 мин.
Я предлагаю вам взглянуть на нашу фотовыставку (см. приложение – “фотовыставка”). Приложение
В момент укладывания должна звучать фоновая музыка. Когда ребёнок ляжет, нужно включить запись шума морского прибоя или дождя. Эти звуки должен ребёнок слышать изо дня в день. Обязательно пение колыбельных песен. Закончив пение колыбельной, нужно подойти к ребёнку и прошептать только для него предназначенное ласковое слово. Например, “Засыпай, Танюша… Спи, мой хороший” и т.п. Быстрый эффект даёт нежное поглаживание едва касаясь волос, бровей, головы ребёнка, его лба, рук, плеч. При умелых действиях взрослого ребёнок тотчас расслабляется и засыпает.
А сей час, я предлагаю вам проявить свои знания и сыграть в игру “Закончи колыбельную песенку”.
б) Психологические аспекты организации питания детей.
Психологический комфорт детей во много зависит от того, как организованно питание. Здесь важно всё: качество предлагаемых блюд, их соответствие потребностям растущего организма, разнообразие меню и сама процедура приёма пищи. В качестве средств профилактики психоэмоционального напряжения приём пищи должен организовываться как большая релаксационная пауза. Для этого в столовой должна звучать спокойная музыка, неплохо установить аквариум, декоративный фонтан или мониторы с меняющимися изображениями пейзажей.
Что бы дети получили удовольствие от еды, необходимо использовать следующую технологию стола:
- взрослые должны есть вместе с детьми;
- приём пищи должен проходить, только в специально отведённом для этого месте (столовая);
- за столом должно проходить общение;
- манеры детей за столом обсуждению взрослых не подлежат.
Почему за столом с детьми должен обязательно сидеть взрослый? Что бы создать дружескую атмосферу, научить детей расслабляться, отдыхать. А ещё своим примером он исподволь, ненавязчиво приучает детей к хорошим манерам, приходит на помощь к ребёнок в трудную для него ситуацию.
Хорошо известно, что вести беседу за столом – это мастерство, научится которому не так уж легко. Главное – беседа не должна носит ни обучающего, ни назидательного характера. Разговор следует вести на нейтральные темы. Можно поговорить, например, о продуктах, их которых приготовлен обед, о том, что из еды ребёнку больше всего нравиться, поделиться впечатлениями о прошедшем отрезке дня и т.д.
Как правило, вести разговор начинает взрослый, но если ребёнок перевёл разговор на другую тему, то пусть так и будет. Быть выслушанным – право ребёнка, которое непременно должно быть соблюдено при двух условиях:
- если в это время во рту у нег нет пищи;
- если он вступил в разговор, не перебивая при этом другого сотрапезника.
Сейчас я хочу представить вам видеофильм, который покажет вам, как ваш малыши умеют кушать (см. приложение – “Детский сад, обед”). Приложение
Не следует принуждать ребёнка есть. Необходимо помнить, что каждый человек рождается на свет с присущим только ему хорошо функционирующим механизмом голода, который показывает когда следует есть, а когда остановиться. Если взрослые и сам ребёнок не мешают этому механизму, то на отсутствие аппетита ни кто не жалуется и рост происходит нормально. Вмешательство в действие этого тонкого устройства может вызвать серьёзные эмоциональные трудности в развитии ребёнка, которые возможно будут проявляться в течение всей жизни.
Предлагаются для родителей “Рецепты от Алёнки”.
в) Профилактика психоэмоционального напряжения средствами физического воспитания
Отправной точкой при организации двигательного режима детей должна стать естественная потребность организма в движении. Она составляет в среднем от 6-8 тысяч локомотаций в сутки для детей 2-3 лет. Около 60-70% этого количества движений должно приходиться на период пребывания ребёнка в образовательном учреждении.
Оптимальным двигательным режим будет считаться при следующих условиях:
- соотношения покоя и двигательной деятельности составляет 30% к 70%;
- в течение дня у детей не наблюдаются признаки рассеянности внимания или явно выраженного утомления;
- имеет место положительная динамика физической работоспособности детей;
- артериальное давление детей в течение всего дня соответствует возрастной норме.
По степени активности детей можно разделить на три группы:
- нормальные;
- моторные;
- малоподвижные.
Отмечено, что дети с нормальной двигательной активностью имеют лучшие показатели в развитии, нежели дети второй и третьей групп. У них более устойчивы психика и настроение.
У малоподвижных и моторных детей процессы саморегуляции менее совершены. Мало того исследователи отмечают, что у многих из них развиваются такие негативные черты характера, как зависть, нерешительность, агрессивность, неуравновешенность и т.д.
Оздоровительная утренняя гимнастика
Цель утренней гимнастики – поднятие мышечного тонуса и создание хорошего настроения ребёнка.
Чтобы создать и сохранить устойчивое положительное настроение детей, в комплекс утренних гимнастик включают только хорошо знакомые детям физкультурные упражнения.
Интерес к гимнастике поддерживается большим разнообразием упражнений и игр. Например, сегодня гимнастика может состоять из серии подвижных игр, завтра дети могут поработать на полосе препятствий…
Предлагаю вашему вниманию слайд-шоу “Здоровье в порядке – спасибо зарядке!” (см. приложение “слайд-шоу”). Приложение
Как вы можете убедиться, утренняя терапевтическая гимнастика - это комплекс мер физического и психического воздействия, способствующих профилактике психоэмоционального напряжения детей, тренировке сердечнососудистой системы, развитию способностей организма лучше усваивать кислород.
Водные процедуры как компонент физкультурной терапии
Известно, что наиболее эффективным средством тренировки терморегуляции аппарата организма человека являются водные процедуры. Не менее эффективно воздействуют водные процедуры на психоэмоциональное состояние, снимая стресс и напряжение. Не случайно возбуждённому человеку предлагают выпить воды, уставшему – умыться или принять душ, а человека, упавшего в обморок, обрызгивают водой.
Регулярные закаливающие процедуры повышают устойчивость нервной системы человека к неблагоприятным воздействиям, повышают его работоспособность. Поэтому приучать ребёнка к водным процедурам не только полезно, но и необходимо.
Самые простые и самые щадящие водные закаливающие процедуры – это ходьба босиком по мокрым дорожкам, влажное обтирание верхней части туловища рукавичкой или массажным полотенцем. Эту процедуру легко усваивают самые маленькие детишки.
Хороший успокаивающий эффект дают тёплые ножные ванны (особенно с отваром трав) перед сном. Для этой процедуры достаточного небольшого пластмассового тазика. Вода в него наливается чуть выше щиколоток.
Но лучше малышам принять тёплые ванны для рук. В ванночки наливается тёплая вода, и ребёнку предлагается искупать игрушку из мягкого поролона. Неплохо в воду добавить отвары трав: валерьяны, пустырника. Хороший эффект даёт добавление в воду специальных ароматических масел, обладающих успокаивающим действием: ромашка, лаванда, мята. Длительность такой процедуры 8-10 мин., после чего ребёнка укладывают спать. Сон после неё очень крепкий.
Для укрепления физического и психического здоровья очень полезно систематическое посещение бани. Баня снимает утомление. Банный жар, прогрев кожу и мышцы, ткани и органы, вызывает у детей приятную расслабленность, раскованность. А такое безмятежное, неотягощённое, лёгкое настроение психологически очень комфортно и сохраняется около суток.
Уже с малых лет нужно приучать ребёнка парится веником. Особое достоинство берёзового веника состоит в том, что пар от него способствует сильному расширению конечных мельчайших разветвлений бронхов, улучшая вентиляцию лёгких. Для положительного воздействия на нервную систему ребёнка специалисты советуют воспользоваться дубовым или липовым веником. А для снятия усталости, подойдёт лучше всего пихтовый веник. Эти веники лучше использовать в вечернее время. А вот веники из листьев рябины, травы с соцветьями пижмы обыкновенной усиливают процессы возбуждения нервной системы. Они устраняют расслабляющее влияние банных процедур, хорошо подготавливают ребёнка к интенсивным интеллектуальным нагрузкам первой половины дня.
Я хочу пригласить вас в фитобар, где мы познакомимся с лечебными травами и попробуем травяного чаю.
Родителям предлагаются саше с лекарственными травами, и они должны по запаху определить, что за трава находится в саше (см. приложение “фитобар”. Приложение). В конце игры родителям предлагается травяной чай.
Профилактика психоэмоционального напряжения у детей с помощью прогулок
Польза прогулки для здоровья ребёнка несомненна. И возможность вдоволь побегать и подышать свежим воздухом оказывает терапевтическое воздействие на организм детей. Прогулка поднимает и мышечный, и психический тонус детей, а так же способствует их личностному развитию.
Психотерапевтическая прогулка – это пешая прогулка. Ходьба в плане профилактики психоэмоционального напряжения не менее полезна, чем оздоровительный бег. Во время психотерапевтической прогулки, необходимо идти, стараясь сохранять спортивный шаг.
Остановку дети должны делать самостоятельно. “Стой!” - произносит ребёнок и останавливается. И вы должны остановиться вместе с ним, независимо от того, предполагалось здесь остановиться или нет. А на этих остановках вы организуете с ребёнком игры (коммуникативно-лингвистические, развлекательные, оздоровительные) смотря по ситуации и местоположению. В связи с этим маршрут психотерапевтических прогулок необходимо заранее продумывать.
Иногда на “остановках можно зайти с ребёнком в магазин или аптеку и позволить ему самостоятельно купить, например, хлеб.
Другими словами прогулка используется для создания реальной жизненной ситуации общения с незнакомыми людьми. Преодолевая застенчивость, осваивая речевые формулы общения, дети становятся увереннее.
По возвращению с прогулки можно спросить ребёнка, что ему понравилось больше всего и попробовать это нарисовать (рисуете, конечно, вы сами, да и вспоминать помогаете то же вы).
Оздоровительные игры
Игры, которые я вам предложу, предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками.
Кроме релаксационной они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции.
Физические и психические компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны. Игры укрепляют различны группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушения зрения и осанки. Непринуждённость обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность взрослого на создание у детей эмоционального подъёма – всё это создает у детей состояние особого психологического комфорта.
Организация оздоровительных игр не требует создания специальной площадки или наличия особого оборудования. Игры могут проводиться как индивидуально, так и коллективно. Наблюдения за детьми во время проведения оздоровительных игр дату достаточно информации о необходимости и характере индивидуальной работы с ними. Например, при проведении некоторых игр, можно определить, у кого из детей нарушена функция равновесия, или можно оценить гибкость туловища.
Длительность игр зависит от содержания и может варьироваться от 1 до 2 мин. Общая длительность игр в среднем составляет 4-6 мин. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него. Игры не должны повторяться (только изредка), что бы детям было интересно. Поэтому в моём арсенале их очень много. Особых возрастных требований к оздоровительным играм нет. А сейчас я хочу предложить вам несколько оздоровительных игр, которые провожу с вашими детьми.
Оздоровительные игры “Ходим как звери”, “Где же наши ручки?”, “Весёлый мячик”. (Cм. приложение “Игры”). Приложение
И так раскрыв вам сегодня сущность психоэмоционального перенапряжения у детей раннего возраста, я показала возможные способы его предупреждения в ДОУ и в семье. Особое внимание я уделила методикам организации детского сна, питания, оздоровительных игр. Я хотели бы надеяться, что данная тема представляет для вас интерес. Если это так, то повести на нашу ёлочку шишечки, а если вам показалась эта тема бессмысленной повести - снежинки (см. приложение “Итог”, “Фотоотчёт”). Приложение