Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. В настоящее время большое внимание уделяется дополнительному образованию учащихся разного возраста. Его основные цели: формирование и развитие активной творческой личности, способной к саморазвитию, самоопределению и самообразованию. Одним из увлекательных и творческих видов дополнительного образования в МБОУ СОШ №2 является театр моды “Вдохновение”, деятельность которого кроме важной воспитательной и образовательной функции способствует развитию творческих способностей учащихся. Как известно, творчество – это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс – это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество. Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность “выхода за пределы ситуации”, сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся:
- приобщить учащихся к творческой работе;
- привить интерес к творчеству, поиску;
- развить навыки созидания, самореализации.
В творчестве театра моды “Вдохновение” одним из направлений в создании коллекций моделей является использование народных мотивов. Традиции народного костюма складывались веками, бережно сохранялись и передавались из поколения в поколение, оставаясь неиссякаемым источником для творческого вдохновения. Колорит народного костюма, его декоративность, оригинальность и сейчас заставляют нас восхищаться. Торжественность, праздничность, умение тонко оперировать контрастными и тональными сочетаниями красок свидетельствует о присущем народу качестве видеть красоту в жизни и эстетически оформлять свой быт. Принципы композиционного построения народного костюма, четкость форм, линий, продуманная конструкция, взаимосвязь декора с конструкцией и формой, соответствие материала и формы назначению костюма являются для современных специалистов примером дизайнерского подхода к созданию новых образцов. Все эти черты костюма составляют содержание понятия “народные мотивы”. В современном мире преобладает демократичный имидж, в котором размыты социальные, возрастные и национальные рамки, стираются грани между мужским и женским костюмом, между деловой и повседневной одеждой, дневной и вечерней и, казалось бы, нет места тем древним рукоделиям, которыми наши “прапрабабушки” долгими зимними вечерами создавали наряды, подлинные произведения искусства. Однако, это далеко не так. Несмотря на то, что традиционный народный костюм давно ушел из повседневного обихода, этнический, фольклорный стиль занимает достойное место в коллекциях Высокой Моды, в иные годы он становится ведущим направлением, а порой спокойно стоит в общем ряду модных тенденций. Наверное, потому, что в народном костюме воплощены представления многих поколений о красоте, гармонии, целесообразности. Здесь веками, как в природе, отбирались, отшлифовывались формы, покрои, декоративные элементы. Русский костюм часто вдохновлял и вдохновляет по сей день и русских и зарубежных модельеров. История не прерывается, каждая новая её страница неизменно связана с другой – из прошлого в будущее. Костюм – часть материальной культуры народа, красноречивым и понятным языком рассказывает о народе, создавшем его [1].
В настоящее время изменился подход к принципу использования народных мотивов в современной одежде: основную роль в дизайне играет образное решение модели. Заимствованные народные традиции должны быть адаптированы и осовременены с учетом образа жизни, времени, существующих и перспективных направлений моды. Таким образом, изучение и творческая трансформация народного искусства способствует как развитию, обновлению, обогащению современного костюма, так и эстетическому и нравственному воспитанию личности, формированию творческих способностей [4]. Ярким примером тому является новая работа нашего коллектива “Магия Арктиды”. При разработке этой коллекции моделей мы не ставили задачей строгое соблюдение требованиям традиционного народного славянского костюма, напротив, нам захотелось разработать коллекцию современных моделей, в которых угадывается веяние древней славянской культуры в одежде.
Идея, которая легла в основу коллекции – это стремление создать визитную карточку коллектива из далёкого северного посёлка газовиков. Первое с чего мы начали свою работу, это со сбора информации об истоках истории и культуры славянских народов. Прочитав книгу известного астролога Павла Глобы “Учение древних Ариев”, нам понравилась одна из гипотез происхождения древних славян. Она заключается в том, что когда-то на Русской земле была своя культура и своя религия, невыдуманная, не привнесенная извне, не насажденная насильно, а изначальная, первозданная, несущая в себе истинные знания о мире и месте человека в нем. Она просуществовала очень долгое время, служа основой миропонимания всех обитателей Арктиды — чудесной северной страны, ныне сокрытой под массивными глыбами арктических льдов. С какой точки планеты не посмотри, эта страна занимала северное положение относительно других государств, поэтому её жителей называли живущими “за северным ветром” [2]. Эту коллекцию мы решили назвать – “Магия Арктиды”.
При подборе материалов бесспорной была белая цветовая гамма, как основа коллекции (белый цвет связан с идеей божественного света, чистоты и священности). Выбор лёгких, прозрачных тканей был обусловлен тематикой коллекции: суровая Северная земля – Арктида представлялась нам как девушка, очаровывающая своей хрупкостью, утончённостью линий, прозрачным мерцанием льда и снега, переливами северного сияния, блеском звёздного неба полярных ночей и преломлением цветового спектра солнечного луча бесконечного полярного дня. Основой конструкции костюма стало маленькое платье-футляр, рукавами которому служила наброшенная на плечи расписная шаль. Верхняя одежда – плащ, головной убор и чулки стали данью нашего сурового северного климата, где все части тела должны быть прикрыты и защищены. Заслуживают внимания способы ношения русской народной плетеной и кожаной обуви в сочетании с ажурными чулками и шнурками (ремнями), которые могут служить основой для разработки новых моделей молодежной и детской обуви или целых ансамблей, комплектов. В этой связи нас заинтересовали образцы нижегородской крестьянской обуви, напоминающей туфли конструкции “лодочка”, дополненные вязаными шерстяными чулками, которые мы интерпретировали по-своему.
Славянские народы жили в гармонии с природой, во многом обожествляя ее, поэтому отношение к природе в нашей коллекции образно выражено в костюмах, посвящённых основным стихиям, которым поклонялись наши предки: Земля, Вода, Ветер, Солнце, Огонь, Лес и Космос. Цветовая гамма костюмов соответствовала выбранным стихиям. А элементы декора – их символам. Элементы народного костюма просматриваются и в этих моделях: головной убор в виде стилизованного кокошника-берета, подрез платья и плаща выше линии талии, шаль, прикрывающая плечи, создающая образ рукавов – крыльев, богатый декор аксессуаров и др. [3].
Разработка коллекции “Магия Арктиды” в виде эскизов моделей. |
|
1. Стихия Огня; 2. Стихия Солнца; 3. Стихия Леса; 4. Стихия Воды; 5. Стихия Земли; 6. Стихия Ветра; 7. Стихия Космоса. |
Длительное время ушло на разработку эскизов и подбор орнаментов, цветовой гаммы, подборки цветов, материи. Наконец настало время развивать идеи дизайна и попробовать себя в качестве стилиста. Не хотелось прятать волосы под головной убор полностью, так как испокон веков на Руси длинные волосы считались у девушки предметом её гордости, демонстрировали её здоровье и красоту. Поэтому головной убор был сконструирован с возможностью продемонстрировать длинный и пышный пучок волос, стянутый на макушке. В процессе этой увлекательной работы учащиеся совершенствовали свои навыки выполнения готового изделия, умение создавать профессиональную презентацию проделанной работы.
Одним из ответственных и важных компонентов деятельности театра моды “Вдохновение” стало участие в фестивалях-конкурсах разного уровня, что позволяет получить оценку нашего творчества и знакомиться с творчеством других коллективов. Особенно почётным и волнующим для наших ребят было участие в Международном конкурсе-фестивале детского и юношеского творчества “Будущее планеты” в г. Санкт – Петербурге, где коллектив занял призовые места: диплом лауреата 2 степени в номинации “Сценический костюм” и диплом 3 степени в номинации “Современная молодёжная одежда”. Коллекция стилизованных моделей по народным мотивам “Магия Арктиды” получила высокую оценку, как зрителей, так и жюри. Это окрылило ребят, стало толчком для новых творческих идей.
Список литературы
- Андреева А. Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. Санкт-Петербург, 2006.
- Глоба П.П. Учение древних Ариев.– М.: Эксмо, Яуза, 2007.
- Каштанов Ю. Русский костюм. – Москва, 2006.
- Пармон Ф.М Народный костюм: истоки дизайна. Монография. – М., 2005.