Применение элементов инновационных коммуникативных методик обучения английскому языку как средство повышения качества образовательного процесса (на основе применения метода проектов, метода кейсов, метода погружения)

Разделы: Иностранные языки


Коммуникативные методики обучения ставят перед собой много различных задач. И среди них важное место занимает цель обучения иностранному языку, минуя психологическую преграду боязни разговорной речи.

В процессе достижения коммуникативной цели реализуются воспитательные, развивающие и образовательные задачи. Организация учебного процесса начинается с выбора правильной педагогической стратегии. Задача педагога: заинтересовать. Обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроках условий, в которых невербально донести информацию до окружающих, нельзя. Следовательно, даже при наличии страха, но при вынужденности общаться, человек начнёт это делать.

Игровые методики здесь помогут как нельзя лучше. Неважно, сколько человеку лет - играть мы любим все. Выбирая игровые методики, надо сначала наработать базу пассивного словаря, постепенно выводя из него лексические единицы в активный словарь.

Я стараюсь использовать элементы различных игровых методик, составляя задания, как для индивидуальной, так и для групповой деятельности. Чуть подробнее хотелось бы остановиться на трёх широко известных методиках. Это: метод проекта, метод кейсов и метод погружения, которые я использую на своих уроках.

“Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути” (Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, 2000, с. 67).

Популярность метода проектов обусловлена тем, что в силу своей дидактической сущности он позволяет решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно использовать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, поскольку в разные моменты познавательной, экспериментальной или прикладной, творческой деятельности учащиеся используют совокупность всех перечисленных интеллектуальных навыков и умений.

Основная цель обучения иностранным языкам – формирование коммуникативной компетенции, что предусматривает не только практическое владение иностранным языком, но и умение работать с информацией: печатной, звуковой на разных носителях, т.е. владение умениями критического и творческого мышления.

Использование метода проектов при обучении английскому языку позволяет учащимся использовать иностранный язык как средство познания, способ выражения собственных мыслей, восприятия и осмысление мыслей других людей. Это наиболее действенный способ переключить внимание учащихся с формы высказывания на содержание. Т.е учащийся начинает использовать разговорную речь и сам чувствует свои “пробелы” на этом плане. Желание самореализоваться движет им в освоении большего объема иностранного языка.

Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

Игровой метод имеет богатый обучающий и психотерапевтический потенциал. Игра создает умственное напряжение, без которого невозможен активный процесс обучения. Игра посильна практически каждому учащемуся, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Компетентность в решении игровых задач усиливает мотивацию к изучению языка. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущение посильности заданий - все это дает возможность учащемуся преодолеть стеснительность, мешающую употреблять в речи слова иностранного языка. Постепенно снижается тревожность и скованность, появляется позитивный образ самого себя.

Овладение лексическим материалом требует от учащихся многократного его повторения, что утомляет своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. А применение игрового метода обучения способствует также выполнению и других важных задач по обучению иноязычной лексики:

1) Создание психологической готовности учащихся к речевому общению

2) Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими лексического материала.

3) Тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к спонтанной речи.

Другой методикой коммуникативных систем обучения является метод кейсов. Кейс является одним из компонентов организационно-методического обеспечения. Кейсы в целом должны соответствовать тем же требованиям, что и дискуссионные задания. Разница в том, что кейс – это описание реальной или вымышленной ситуации профессиональной или учебной (смоделированной) деятельности, в которой отражены аспекты изучаемой темы или тематического блока, а задания в большей степени связаны с анализом и оценкой действий учащихся. При работе с кейсом учащимся предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, необходимый для усвоения при решении данной проблемы. Таким образом, актуализируется процесс повторения пройденного материала.

К дидактическим принципам кейса можно отнести следующие: индивидуальный и дифференцированный подход, предоставление свободы в обучении, обеспеченность учащихся достаточным количеством материалов, возможность обратится к преподавателю в любое время, формирование навыка умения работать с информацией.

Так называемые “Case-studiеs” – учебные конкретные ситуации специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в “команде”, проводить анализ и принимать управленческие решения. Существуют несколько видов кейсов.

Классификация кейсов может производиться по различным признакам. Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. При этом различают:

  • иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;
  • учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;
  • учебные ситуации – кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;
  • прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.

Ознакомление учащихся с текстом кейса и последующий анализ кейса чаще всего осуществляются за несколько дней до его обсуждения и реализуются как самостоятельная работа учащихся; при этом время, отводимое на подготовку, определяется видом кейса, его объемом и сложностью.

Дискуссия занимает центральное место в методе кейсов. Ее целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью интеллектуальной зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать. Основным фактором в дискуссии является степень ее руководства преподавателем. Руководя дискуссией, преподаватель должен добиваться участия в дискуссии каждого учащегося, выслушивать аргументы за и против и объяснения к ним, контролировать процесс и направление дискуссии, но не ее содержание. В данном случае полезно использовать элементы урока-конференции, где учащиеся самостоятельно выбирают себе темы и пути её раскрытия. Сообщения учащихся могут быть совсем небольшими, но нас интересует не объём, а качество представленной работы, глубина понимания и грамотное употребление грамматики.

На сегодняшний день все методики обучения иностранному языку можно разделить на традиционные и экспериментальные. Метод погружения лежит где-то на границе, так как он себя отлично зарекомендовал в традиционных методиках обучения, а также активно используется в новомодных экспериментальных методиках.

Основная задача – это помещение учащегося в такие условия, когда он будет вынужден общаться на английском языке. Наиболее распространенный способ – это организация занятий в стране изучаемого языка (такая практика существует в системе так называемого “обмена студентами”). Если такой возможности нет, то преподаватель может просто ограничить или запретить общение на родном языке на уроках. А в некоторых случаях для этого лучше использовать носителя языка в качестве преподавателя, который не владеет языком учащихся.

В соответствии с методикой "погружения", английский язык должен быть единственным средством общения между преподавателем и учащимися. Основной целью этого метода, на первых порах, является развитие языковых навыков у учащихся, чьим родным языком не является английский.

Сходу применять методику погружения не рекомендую, так как изначально каждый учащийся, особенно если он сталкивается с английским языком впервые, нуждается в элементарной базе слов и фраз, с которых он может начать общения. Кроме того, существуют ещё и правила чтения, и грамматические правила, и особенности написания. Поэтому преподаватели вполне оправданно уделяют наибольшее внимание на данном этапе усвоению и тренировке соответствующего грамматического и лексического материала. Методы применения которого основаны на использовании когнитивных и мотивационных способностей человека, “погружения человека в языковую среду”, и построение по тематическому принципу на основе языковых, условно-речевых и речевых упражнений, ситуаций и ролевых игр.

Постепенное внедрение в игровые ситуационные задания элементов метода погружения принесет долгожданные плоды, но со временем, когда учащиеся, что называется, “войдут во вкус” при самостоятельном разрешении определённых задач.

В старших классах средней школы закладываются основы владения иностранным языком. Именно этот этап является исключительно важным для формирования навыков и умений бытового общения, о чем свидетельствует тематика, представленная в большинстве монографий, стандартах и учебных пособий.

Но когда имеет смысл прибегнуть к этому методу изучения иностранного языка? Все очень просто, если Вы хотите достичь хороших результатов за короткий промежуток времени, то это Ваш шанс. Нет ничего лучше для быстрых результатов, чем глубокое погружение в языковую среду. Но следует помнить, что знания и языковые навыки, полученные таким способом, могут также быстро улетучиться без практики. Поэтому творческие задания, которые могут выполнять учащиеся помогут им постоянно пользоваться своей личной “копилкой знаний” во время всего периода обучения.

Учебной программой предусмотрено изучение иностранного языка на протяжении всего периода обучения. Для отстающих учащихся или новичков, пришедших из школ с другим иностранным языком можно организовать двухступенчатые курсы для учащихся и вовлечь учащихся старших классов посредством кружка или электива, у которых программа по английскому языку уже в основном пройдена, в организацию “недель английского языка”.

Результат не заставит себя долго ждать. Хотя, конечно, на все 100 % вовлечь учащихся в данные мероприятия просто невозможно, явно выделилась довольно большая группа, в которой изучать иностранный язык действительно хотят. Но желающие учащиеся делают ощутимые успехи, они чётко знают, чего хотят, посещая дополнительные задания и участвуя в творческих проектах. Плюс ко всему решается проблема: как провести досуг с пользой.

Метод погружения помогает достичь фантастических результатов. Быстро исчезает боязнь разговаривать. Процесс обучения увлекает, у учащихся возникает непреодолимое желание научиться всем тонкостям английского языка. Но помните, что метод погружения работает только при наличии у учащихся стремления к познанию английского языка.

Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления учащихся. Социальный заказ общества в области обучения иностранного языка выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого учащегося. Поэтому не случайно, что основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.

Наше время характеризуется поиском новых форм, методов и приемов обучения. И современная школа, как и система НПО, и система СПО наряду с ВУЗовской системой нуждаются в методах обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личности. Современное обучение направлено на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен.

На уроке иностранного языка особое место занимают формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный язык.

Эти задачи можно решить с помощью игровых методов обучения. В игре способности любого человека, а особенно подростка (не говоря уже о детях) проявляются в полной мере. Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если учащиеся при этом говорят на иностранном языке, игра открывает богатые обучающие возможности.

Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений.