Проектный метод в повышении качества образования в сельском детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


(текстовая информация к слайдовой презентации, см. приложение 1)

Из истории возникновения метода проектов в педагогике

Метод проектов зародился во второй половине XIX века в школах США. По мнению американского философа и педагога Джона Дьюи, основоположника данной технологии опыт и знания ребенок должен приобретать путем “делания”, в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных проектов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы.

Условия успешности обучения по Дж. Дьюи

  • Проблематизация учебного материала
  • Активность ребенка
  • Связь обучения с жизнью.

В России метод проектов внедрялся в образовательную практику с 1905 года. Педагоги того времени считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, способствует воспитанию коллективизма.

В 1931 году метод проектов был осужден как чуждый советской школе, поскольку в его использовании были допущены перегибы.

Возродился же он в начале девяностых годов прошлого столетия. Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к этой форме организации обучения, так как изменения, происходящие в системе развития образования, диктуют педагогу необходимость выбирать боле эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

В Концепции модернизации российского образования (от 29 декабря 2001 года №1756-Р п.2) отмечено, что “развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны”.

В настоящее время особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Работа по проектам обеспечивает режим развития дошкольного учреждения, наращивание его образовательного потенциала. Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. “Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Цели проектной деятельности

  • Проекты помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей
  • Осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее
  • Способствуют развитию творческих способностей детей
  • Способствуют умению наблюдать
  • Способствуют умению слушать
  • Способствуют развитию навыков обобщать и анализировать
  • Способствуют развитию мышления
  • Помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно
  • Развивают воображение
  • Развивают внимание, речь, память.

Составные компоненты проекта

  • Формулирование цели проекта, выбор актуальной задачи на определенный отрезок времени – план деятельности по достижению цели (что и почему надо сделать)
  • Выдвижение гипотезы выполнения задач проекта
  • Работа над проектом – практическая часть
  • Оформление результатов – презентация проекта
  • Обсуждение результатов работы – определение задач для новых проектов.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов

  • Игровые (участники играют конкретных персонажей)
  • Исследовательские (в нем дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сочинений, газет)
  • Информационно-практические (в нем дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни)
  • Творческие (результат – сказка, постановка).

На практике любой проект представляет собой и исследовательскую, и творческую, и практическую и игровую деятельность детей.

Наиболее эффективным в плане реализации познавательного развития старших дошкольников является исследовательский проект. Остановимся на его структуре.

Работа над проектом происходит в несколько этапов:

  • Организационно-подготовительный;
  • рефлексивно-диагностический;
  • практический;
  • заключительный.

1-й этап – организационно-подготовительный:

  • подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
  • изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;
  • пополнение предметно-развивающей среды;
  • подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.

2-й этап – рефлексивно-диагностический:

  • анализ педагогом своих профессиональных возможностей, предполагаемых затруднений (к кому обратиться за помощью, в каких источниках найти информацию, какие предметы использовать, с какими предметами научиться работать), заинтересованность коллег темой проекта;
  • выявление уровня интереса и знаний детей по теме проекта;
  • формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

3-й этап – практический (организация исследовательской деятельности):

  • сбор, анализ и систематизация информации в соответствии с проблемой и задачами исследования (из книг, интернета, энциклопедий, газет, рассказов, фотографий и других материалов);
  • разработка индивидуальных планов педагогов по теме проекта (организация совместной и самостоятельной деятельности детей);
  • творческая познавательная деятельность детей (основные виды детской деятельности);
  • презентация продуктов детской деятельности;
  • обобщение и распространение опыта работы по проекту (защита проекта);

4-й этап – заключительный:

  • Определение задач для новых проектов.

По длительности различают кратковременные (от 3 дней до 3 недель) и длительные проекты (от одного месяца до полугода). Успешность длительных проектов зависит от умения педагога постоянно удивлять детей новыми событиями.

Эффективность использования метода проектов

Изучив методическую литературу и познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, мы убедились в эффективности использования “метода проектов” в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.

Сейчас, работая по методу проектов уже три года, можно сделать следующие выводы:

1. Метод проектов возможно использовать в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду, что позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний.

2. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Действуя самостоятельно, дети овладевают разными способами нахождения информации об интересующем их предмете или явлении, использовании эти знаний для создания новых объектов деятельности. Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена одной проблемой. Например, давая детям представление о природе села, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с обитателями лесов, этажами леса, разновидностями деревьев, их ролью в жизни человека и животных, на занятиях художественно-эстетического цикла с образами животных в произведениях писателей, с передачей образов природы в народно-прикладном искусстве и творчестве художников-иллюстраторов, в игровой деятельности закрепляет приметы времен года, на музыкальных занятиях вместе с детьми решают экологические проблемы. И, конечно, не остается без внимания работа с родителями.

3. Метод проектов можно выступает как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ.

Прежде чем приступить к работе с детьми по методу проектов, мы провели целенаправленную просветительскую работу с родителями. Познакомили их с инновационной технологией, раскрыли ее преимущества и целесообразность использования с детьми дошкольного возраста. Отметили необходимость участия родителей в реализации проектов.

На первых этапах работы не все родители активно включались в реализацию проектов, ссылались на занятость и нехватку времени. Но позже они поняли, как это важно для самого ребенка, потому что еще одним из приоритетных направлений в методе проектов является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

4. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Это подтверждают социометрические исследования, проводимые ежегодно психологом ДОУ.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проектов способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

С учетом опыта работы со старшими дошкольниками, а также с учетом программы развития ДОУ (одним из инновационных направлений которой является: “наполнение содержания воспитательно-образовательной работы с детьми региональным компонентом”) в дошкольном учреждении были разработаны проекты: “Служба 01”, знакомящий детей с профессией “пожарный”, “Мы с моею бабушкой лучшие друзья”, целью которого является поиск путей и средств формирования ценностей семьи, “Хлеб всему голова”, который включает серию занятий, целью которых является ознакомление дошкольников с процессом производства хлеба, формирования представлений почему хлеб надо беречь. Проект “Кукла, куколка, куклёнок” способствует поло-ролевому развитию детей, обогащает представления дошкольников о себе, формирует основы нравственной культуры. Проекты “Мы с друзьями целый мир”, “Мой любимый детский сад”, “Я и мои сверстники”, воспитывают у детей чувство привязанности к детскому саду, любимым людям, дружеские отношения среди сверстников. Проект “Елочка – зеленая иголочка” способствует становлению экологических представлений у дошкольников. Недавно разработанный проект “Растем вместе с книгой” воспитывает у детей любовь к книге, чтению.

Реализуя совместные проекты, мы увидели изменения в наших воспитанниках. Действуя самостоятельно, дети научились:

  • разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях (чтение книг, просмотр видеофильмов, экскурсии, общение с окружающими людьми и т.д.);
  • У детей сформировалось представление, что источником информации является окружающий мир.
  • Приступая к изучению новой темы, дети достаточно легко называют предполагаемый источник информации, знаний.
  • Умеют использовать полученные знания для создания новых объектов деятельности.
  • Дети делятся своими впечатлениями, событиями, происходящими в их жизни. Умеют выразить свою точку зрения, не бояться высказывать свои предложения.
  • Участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников, видят свой вклад в общее дело, радуются успехам.

Материал проектной деятельности МДОУ – детский сад общеразвивающего вида “Солнышко” с. Боровиха был представлен на региональной выставке “Инновационная деятельность как условие реализации регионального комплексного проекта модернизации образования” в 2009 году. Творческая работа отмечена Дипломом 1-й степени. Проект “Кукла, куколка, кукленок” представлен на региональной образовательной выставке в АКИПКРО г. Барнаула в 2010 году (получен диплом участника выставки), проект “Библиотека, книга, я – вместе верные друзья” отмечен дипломом и специальным призом на городском конкурсе “Педагогический Олимп”, дипломом лауреата на Всероссийском конкурсе “Росточек: мир спасут дети” г. Новосибирск.

Анализ работы с включением метода проекта в систему работы нашего ДОУ показал его педагогическую ценность. Наблюдается рост профессионализма, квалификации и коммуникативной компетенции, что влечет за собой личностное развитие педагогов и детей, социальную активность родителей.