Следует подчеркнуть, что школа ждет не столько “образованного”, сколько психологически подготовленного к школьной жизни ребенка, т.е. обладающего такими качествами, как трудолюбие, усидчивость, любознательность, творческое самовыражение, самостоятельность, способность к общению со взрослыми и сверстниками, готовность к сотрудничеству, положительному отношению к школе.
В Концепции содержания непрерывного образования приоритетными задачами системы дошкольного образования являются:
приобщение детей к здоровому образу жизни;
развитие инициативности, способности к творчеству, произвольности, формирование знаний об окружающем мире;
развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе;
Поэтому формирование компетентного отношения старших дошкольников к себе приобретает особую значимость в процессе подготовки к школе, что и стало важной задачей для нашего ДОУ.
Компетентное отношение к себе старших дошкольников включает следующие составляющие:
развитие самосознания (“образ – Я”, внешность, качества, социальная значимость);
умение оценить себя (самоуважение, себялюбие, самоуничижение);
умение вести себя в конкретных ситуациях (действия вызванные “образом – Я”).
В связи с этими составляющими определены критерии формирования компетентного отношения к себе:
положительное отношение к “образу – Я”;
адекватная самооценка;
уверенность в поведении (прямая осанка, прямой взгляд, энергичные действия, выразительная речь);
самостоятельность.
Исходя из этого коллектив ДОУ определил цель – формирование модели выпускника: ребенка, который положительно относится к себе, имеет адекватную самооценку, уверен в своих силах и способностях к определенного вида действиям, предлагает свои и принимает идеи других.
Работа проводилась по следующим направлениям:
разработка диагностического инструментария (анкеты для родителей и учителей начальной школы, вопросники для детей);
обогащение предметно-развивающей среды для развития социально-эмоциональной сферы ребенка;
организация образовательного процесса
(сегодня мы постараемся раскрыть эти направления, а в дальнейшем обсудить с вами результаты нашей работы)
Для реализации задач социально-эмоционального развития детей особое внимание уделяем созданию дидактических игр и пособий, которые помогают сориентировать детей на внимательное отношение к тому, как они выглядят, к другим людям, на сочувствие и сопереживание, на воспитание эталонов культурного поведения “Кубик эмоций”, “Мешочек вежливых фраз”, “Правила для воспитанных детей”, “Колпачок примирения”. А такое пособие как “Ворчун и Весельчак” используется в тех случаях, когда ребенку нужно показать отношение к чему-либо, но не высказывать вслух. Наглядное пособие “Что такое хорошо и что такое плохо” используется для бесед и тренингов, в ходе которых дети стараются найти выход из ситуации.
Предметно-развивающая среда – одно из условий воспитания коммуникативных отношений среди сверстников. Как элемент предметно-развивающей среды выступают схемы-действия, которые заполняют групповые пространства, отражают культурные эталоны поведения, способствуют усвоению правил мужского и женского поведения. Предметно-развивающая среда групп наполнена уголками “Здравствуйте, я пришел!”, “Мое настроение”, имеют место организация персональных выставок дошкольников, где представлены детские работы. В фойе ДОУ представлена фотогалерея “Они нас удивили” или стена рекордов гиннеса. Имеют место выставки: “Каким я был, каким я стал”, “Кем я хочу быть”. Целью организации таких выставок является поддержание в ребенке уверенности в себе, подчеркивании его индивидуальности, развития чувства самоуважения и собственного достоинства.
Для изучения представлений ребенка о себе воспитатели ДОУ используют альбомы: “Я и мои интересы”, которые составляются совместно с родителями, вопросники “Вот какой я”. Беседы по вопросам по вопросам проводятся индивидуально. В результате таких бесед определяются основные направления индивидуальной работы по формированию у детей компетентного отношения к себе, уверенности в собственном поведении, самостоятельности. Материалы бесед наполняют портфолио дошкольника, которое в дальнейшем, передается учителю, к которому пойдет дошкольник.
В своей работе педагоги используют серию демонстрационных материалов “Я и другие”, “Уроки вежливости”, “Чувства и эмоции”. Беседы и рассказы с использованием таких материалов учат детей бороться со страхами, печалиться и радоваться, как дружить и выходить из сложных ситуаций. Темы затрагивают важнейшие сферы жизнедеятельности ребенка – игры и общения.
Всем известно, что в общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику. Посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга. Поэтому немаловажные задачи в работе педагога- формирование гуманных межличностных отношений между старшими дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.
В связи с этим мы разработали проекты “Вместе весело шагать”, “Я и мои сверстники” (Приложение 1). Через разные виды деятельности: познавательную, художественно-продуктивную, театрализованную, ознакомление с художественной литературой, работу с родителями, организацию предметно-развивающего пространства, педагоги помогают ребенку уменьшить тревожность, формируют коммуникативные навыки, умение сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций, уметь договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к мнению товарищей. Нами разработан перспективный план по социально-эмоциональному развитию дошкольников.
Системность и последовательность работы в соответствии с перспективным планом, включающим разные виды деятельности, приносит значительные результаты в плане социализации и благополучия каждого ребенка. В ДОУ обобщен опыт работы “Развитие коммуникативных способностей детей в игре”, на работу получена рецензия преподавателей АКИПКРО г. Барнаула.
Использование таких форм педагогической работы с детьми 6-7 лет ведет к повышению и сохранению интересов у дошкольников к школе, учению, желанию занять новый социальный статус школьника.
И, конечно же, в этой работе не обойтись без помощи родителей. Семья воздействует на ребенка постоянно, поэтому родные обладают неограниченными возможностями влияния на формирование личностных качеств ребенка. Хочется заметить, что многие родители подготовку к школе понимают как накопление ребенком суммы знаний, стараются обучать их чтению, письму, счету. А эмоционально-волевое становление не кажется им столь важным. Об ошибках семейного воспитания говорит современная литература по психосоматике детского развития. Тело (сома) заболевает под влиянием эмоциональных перегрузок. Поэтому при планировании работы по подготовке детей к школе особое внимание уделяем ориентации родителей на вопросы, обеспечивающие становление внутренней позиции школьника. Для родителей будущих первоклассников была разработана анкета, содержание которой направлено на формирование личностной сферы ребенка в семье. Педагогами нашего дошкольного учреждения разработаны циклы тем родительских собраний для психолого-педагогического просвещения родителей. В настоящее время педагоги ДОУ адаптируют новые формы работы с родителями, такие как журнал для тех, кто любит своих детей “Планета детства”, в котором печатаются советы и рекомендации, высказывания детей о школе, материалы из жизни ДОУ.
В своей работе мы используем Программу социально-эмоционального развития дошкольников “Я, ты, мы” О.Л. Князевой, методическое пособие “Мы с друзьями целый мир.
Благодаря серьезной и вдумчивой работе по данному вопросу, наблюдаются позитивные сдвиги. Дети становятся более коммуникабельными и раскрепощенными, умеют решить конфликтные ситуации, оценивают чужие поступки и свои. Считаются с мнением окружающих, возрастает уверенность ребенка в себе и умение общаться с другими.