Род имен существительных. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  1. Ознакомить учащихся с приемами распознавания рода имен существительных.
  2. Способствовать развитию у учащихся орфографической зоркости, обогащению словарного запаса.
  3. Воспитывать у учащихся любознательность и самостоятельность при работе на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель. – Что такое имя существительное? Дайте полную характеристику.

Дети. – Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Учитель. – На какие две группы можно разделить имена существительные?

Дети. – Одушевленные и неодушевленные.

Учитель. – Как могут изменяться имена существительные?

Дети. – По числам.

2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель. –Вы сегодня узнаете, на какие еще группы и по какому признаку делятся имена существительные.

3. Изучение нового материала.

1. Учитель. – Прочитайте имена существительные. Какие из них называют мужчин, а какие женщин? Распределите на доске по группам.

МУЖЧИНА ЖЕНЩИНА

Дедушка, мама, сестра, папа, бабушка, сын, брат, внучка, дядя, тетя, прадедушка, прабабушка.

Учитель. – Какой сделаем вывод?

Дети. – В русском языке имена существительные бывают мужского и женского рода.

Учитель. – Как вы это определили? Какими словами – подсказками можно воспользоваться?

Дети. – Мужской род – он, мой.

Женский род – она, моя.

2. Учитель. – Прочитайте слова на доске. Выпишите в 1-ый столбик существительные мужского рода, а во 2-ой – женского рода.

Цветок, астра, звезда, созвездие, космос, солнце, рассказ, повесть, сочинение.

Учитель. – Какие слова не относятся ни к мужскому, ни к женскому роду?

Дети. – Созвездие, солнце, сочинение.

Учитель. – Какие слова – подсказки можно подставить к этим словам?

Дети. – Оно, мое.

Учитель. – Это имена существительные среднего рода. Запишите их в 3-ий столбик.

Учитель. – Итак, сделаем вывод: какого рода бывают имена существительные, и какими словами – помощниками можем воспользоваться при определении рода?

Дети. – Имена существительные бывают

Мужского рода он, мой
Женского рода она, моя.

Учитель.

– Женский род запомню я
И скажу: “Она, моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он, мой”.
Средний род – оно, мое!
Это правило твое!

(Дети повторяют хором за учителем.)

3. Первичное закрепление.

Чтение правила на стр.

Выполнение упражнения № на стр.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.

Учитель. – Как вы думаете, изменяются ли имена существительные по родам?

Один ученик сказал, что одно и тоже существительное может быть то женского, то мужского рода, например: ученик (м.р.) – ученица (ж.р.).

Учитель. – Ребята, как вы это объясните?

Дети. – Это разные слова. Они однокоренные.

Медведь – медведица, заяц – зайчиха, голубь – голубка.

Учитель. – Запомните: по родам существительные не изменяются. Каждое существительное может быть только мужского, женского или среднего рода.

4. Самостоятельная работа по карточкам. (Разноуровневые задания.)

1-я ГРУППА. (Карточки сделаны на розовой бумаге.)

Из букв данного слова образуйте новые, поменяв буквы местами. Полученные пары запишите и определите род.

ВЕСНА – (НАВЕС), ЛЕТО – (ТЕЛО), АТЛАС – (САЛАТ)

2-я ГРУППА. (Карточки сделаны на голубой бумаге.)

В именах существительных вставьте пропущенные орфограммы и обозначьте род.

_Г_НЕК, ЗОЛ_ТО, Д_ РОГА

3 ГРУППА. (Карточки сделаны на зеленой бумаге.)

К каждому из данных слов подобрать однокоренное имя существительное и определить у него род. Например: ездить – езда (ж.р.)

КРИЧАТЬ – … , ПОДАРИТЬ – … , БЕГАТЬ – …

Проверка фронтальная у доски (по одному человеку от каждой группы.)

5. Итог урока.

  1. – Что нового узнали об имени существительном?
  2. – Какого рода бывают имена существительные?
  3. – Как определить род имени существительного?

6. Домашнее задание.

Страница упр. , выучить правило; выписать по 5 имен существительных из словаря и распределить их по родам.

7. Рефлексия.

Учитель. – А теперь давайте оценим свою работу на уроке. Возьмите в руки конверт, который лежит у вас на парте. Достаньте оттуда три звездочки.

У кого было прекрасное настроение на уроке и кому было все понятно, прикрепите на доску желтую звездочку.

Те дети, которые остались недовольны уроком, – красную звездочку.

А у кого испортилось настроение на уроке – синюю звездочку.

Учитель. – Молодцы, ребята! На нашей доске засияли только желтые звездочки. Это значит, что вы все хорошо поработали, и мы заканчиваем наш урок в прекрасном настроении!