Цели урока:
- Ознакомить учащихся с приемами распознавания рода имен существительных.
- Способствовать развитию у учащихся орфографической зоркости, обогащению словарного запаса.
- Воспитывать у учащихся любознательность и самостоятельность при работе на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель. – Что такое имя существительное? Дайте полную характеристику.
Дети. – Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Учитель. – На какие две группы можно разделить имена существительные?
Дети. – Одушевленные и неодушевленные.
Учитель. – Как могут изменяться имена существительные?
Дети. – По числам.
2. Сообщение темы и цели урока.
Учитель. –Вы сегодня узнаете, на какие еще группы и по какому признаку делятся имена существительные.
3. Изучение нового материала.
1. Учитель. – Прочитайте имена существительные. Какие из них называют мужчин, а какие женщин? Распределите на доске по группам.
МУЖЧИНА ЖЕНЩИНА
Дедушка, мама, сестра, папа, бабушка, сын, брат, внучка, дядя, тетя, прадедушка, прабабушка.
Учитель. – Какой сделаем вывод?
Дети. – В русском языке имена существительные бывают мужского и женского рода.
Учитель. – Как вы это определили? Какими словами – подсказками можно воспользоваться?
Дети. – Мужской род – он, мой.
Женский род – она, моя.
2. Учитель. – Прочитайте слова на доске. Выпишите в 1-ый столбик существительные мужского рода, а во 2-ой – женского рода.
Цветок, астра, звезда, созвездие, космос, солнце, рассказ, повесть, сочинение.
Учитель. – Какие слова не относятся ни к мужскому, ни к женскому роду?
Дети. – Созвездие, солнце, сочинение.
Учитель. – Какие слова – подсказки можно подставить к этим словам?
Дети. – Оно, мое.
Учитель. – Это имена существительные среднего рода. Запишите их в 3-ий столбик.
Учитель. – Итак, сделаем вывод: какого рода бывают имена существительные, и какими словами – помощниками можем воспользоваться при определении рода?
Дети. – Имена существительные бывают
Мужского рода он, мой
Женского рода она, моя.
Учитель.
– Женский род запомню я
И скажу: “Она, моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он, мой”.
Средний род – оно, мое!
Это правило твое!
(Дети повторяют хором за учителем.)
3. Первичное закрепление.
Чтение правила на стр.
Выполнение упражнения № на стр.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.
Учитель. – Как вы думаете, изменяются ли имена существительные по родам?
Один ученик сказал, что одно и тоже существительное может быть то женского, то мужского рода, например: ученик (м.р.) – ученица (ж.р.).
Учитель. – Ребята, как вы это объясните?
Дети. – Это разные слова. Они однокоренные.
Медведь – медведица, заяц – зайчиха, голубь – голубка.
Учитель. – Запомните: по родам существительные не изменяются. Каждое существительное может быть только мужского, женского или среднего рода.
4. Самостоятельная работа по карточкам. (Разноуровневые задания.)
1-я ГРУППА. (Карточки сделаны на розовой бумаге.)
Из букв данного слова образуйте новые, поменяв буквы местами. Полученные пары запишите и определите род.
ВЕСНА – (НАВЕС), ЛЕТО – (ТЕЛО), АТЛАС – (САЛАТ)
2-я ГРУППА. (Карточки сделаны на голубой бумаге.)
В именах существительных вставьте пропущенные орфограммы и обозначьте род.
_Г_НЕК, ЗОЛ_ТО, Д_ РОГА
3 ГРУППА. (Карточки сделаны на зеленой бумаге.)
К каждому из данных слов подобрать однокоренное имя существительное и определить у него род. Например: ездить – езда (ж.р.)
КРИЧАТЬ – … , ПОДАРИТЬ – … , БЕГАТЬ – …
Проверка фронтальная у доски (по одному человеку от каждой группы.)
5. Итог урока.
- – Что нового узнали об имени существительном?
- – Какого рода бывают имена существительные?
- – Как определить род имени существительного?
6. Домашнее задание.
Страница упр. , выучить правило; выписать по 5 имен существительных из словаря и распределить их по родам.
7. Рефлексия.
Учитель. – А теперь давайте оценим свою работу на уроке. Возьмите в руки конверт, который лежит у вас на парте. Достаньте оттуда три звездочки.
У кого было прекрасное настроение на уроке и кому было все понятно, прикрепите на доску желтую звездочку.
Те дети, которые остались недовольны уроком, – красную звездочку.
А у кого испортилось настроение на уроке – синюю звездочку.
Учитель. – Молодцы, ребята! На нашей доске засияли только желтые звездочки. Это значит, что вы все хорошо поработали, и мы заканчиваем наш урок в прекрасном настроении!