Информационные технологии на уроках геометрии

Разделы: Математика


Цель урока: введение понятия “смежные углы”, исследование свойств смежных углов

Задачи:

  • обучающие – обеспечить в ходе урока усвоение нового понятия “смежные углы” и их свойств; продолжить формирование умений построения углов и пространственных фигур
  • развивающие продолжить формирование общеучебных умений и навыков, ИКТ-компетенций (планирование ответа, сравнения, обобщения; работы с книгой и компьютером, самоконтроля).
  • воспитательные воспитание эстетических взглядов: умений построения аккуратных чертежей, заполнению тетради.

Тип урока – усвоение новых знаний.

Формы работы учащихсяфронтальная, парная, групповая.

Необходимое техническое оборудованиекомпьютерный класс, OMS Смежные углы и их свойства П3 и Перпендикулярные прямые. К1 – пункты 1 – 3 – загружены на компьютеры, модель куба из бумаги, наборы углов на каждой парте.

Структура и ход урока

I. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Учитель диктует, ученики выполняют в тетрадях.

  1. Проведите луч ОА.
    Постройте к нему дополнительный.
    Обозначьте.
  2. Сколько получилось углов?
    Как называют такие углы?
    Чему равна их градусная мера?
  3. Проведите луч из вершины развернутого угла в одну полуплоскость.
    Сколько в этой полуплоскости образовалось углов?
  4. Такие углы имеют свое название – смежные.

II. Сообщение темы, цели и задач урока.

Учитель.

Сегодня на уроке мы будем учиться строить смежные углы, определять их градусную меру.

Ваша задача:

  • научиться определять смежные углы на рисунках,
  • строить смежные углы,
  • вывести свойства этих углов,
  • находить их в пространственных фигурах.

III. Воспроизведение и первичное осознание нового материала.

Учитель. Сформулируйте определение построенных вами углов. Вспомним как их построили.

Ученики.

  1. две стороны – дополнительные лучи;
  2. одна сторона общая.

Учитель. Теперь на стр учебника 22 прочитайте определение смежных углов.

Ученики. Читают и несколько из них проговаривают вслух.

Учитель.

1. На доске изображены углы.

Определите, какой рисунок со смежными углами?

Задание.

2. Каждому ученику выдан набор разрезанных углов.

Определите, какие из ваших углов смежные.

Как проверить, что они смежные? (Взаимопроверка в парах, на полях тетради поставить “плюс” при правильном выполнении.)

Ученики. Проговаривают п 1. и 2.из определения.

Учитель. Все геометрические фигуры обладают определенными свойствами. Попробуем найти свойства смежных углов.

Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу

OMS Смежные углы и их свойства П3 (приложение 1: G07_012_p03.oms). Рассаживайтесь за компьютеры.

Ученики. Выполняют работу в ЭОРе.

Учитель. Проверяет результаты. Ученики выставляют в тетрадь “плюсы по количеству слов “да” из результатов ЭОРа и ставят дополнительный “плюс”, если все задания выполнены с одной попыткой.

Учитель. Известно, что ےAFD =780 и ےAFM = 1200. Я утверждаю, что эти углы смежные, так как у них есть общая сторона, а лучи AM и AD могут быть дополнительными.

Правда ли это? Почему?

Ученики. Рассуждают о развернутом угле.

Учитель. Вы нашли еще одно свойство: “Сумма смежных углов равна 1800

Запишите в тетрадь формулировку этого свойства. А, теперь используя свойство, определите угол, смежный с углом: 300, 450, 900.

Объясните ответ.

Могут ли два смежных угла быть оба: острыми, тупыми, прямыми?

Ученики. Делают выводы.

Учитель. Закончите фразу:

  1. если один из смежных углов острый, то другой …
  2. если один из смежных углов прямой, то другой …

Сколько всего свойств мы сегодня определили для смежных углов?

Прослушать еще раз определение и свойство из ресурса: Смежные углы (N 131270), (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7383a626-0dac-11dc-8314-0800200c9a66/index.htm)

IV. Осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Учитель. Постройте в тетрадях модель куба ABCDA1B1C1D1.

Работа в группах. Задание для каждого ряда на своем кубике.

Учитель. Постройте смежные углы с углом:
DBC ے
ے BCC1
ے DCC1

Ученики. Сначала в тетрадях, затем по одному ученику от каждого ряда – на доске строят.

Демонстрация: модель куба склеенная из бумаги для каждого ряда.

Требуется прикрепить построенные углы (вырезаны из бумаги).

Готовое построение для проверки.

Учитель. Сколько нашлось пар смежных углов при вершине С?

Чему они равны?

Где они расположены?

(показать готовую модель куба с приклеенными углами к вершине С)

V. Рефлексия, итоги урока.

Самостоятельная работа из двух частей:

на компьютере OMS Виды углов. Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые. К1 (Приложение 2: G07_012_k01.oms) – пункты 1 – 3 – контролирует учитель;

затем на два варианта с самопроверкой (с одной стороны доски текст самостоятельной работы, с другой – ответы).

1-й вариант 2-й  вариант
1. Постройте смежные углы, если
ے FP D и ے APF – острый ے MKS и ےSKT – тупой
2. Чему равен угол на рисунке, если углы смежные?
Постройте треугольную пирамиду ABCD, мысленно поставьте ее на стол.

Постройте угол смежный с углом

а) ABD по прямой AB а) BAD по прямой AB
б) ے ADC = 450 б) ےADB = 550
в) чему они равны?

Учитель. При проверке с доски:

Поставьте “плюс”, если пункт выполнен верно.

Сосчитать “плюсы” за урок. По количеству “плюсов” за весь урок – оценка.

Поднимите руку, кто выполнил работу на пять, четыре, три?

Подводя итоги урока за активную работу на уроке можно поставить хорошие оценки следующим учащимся …

На следующем уроке рассмотрим ошибки, допущенные в самостоятельной работе и проверим знание свойств смежных углов.