Цели: познакомить учащимся с умением складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями; сформировать навык в сложении и вычитании дробей с одинаковыми знаменателями; прививать интерес к предмету.
ТСО: Кодоскоп.
Ход урока
1. Будь внимателен дружок,
Начинаем мы урок.
Предстоит тебе опять
Решать, отгадывать, считать.
2. Сегодня у нас урок «Путешествие в городе Дроби». Мы совершим путешествие по станциям. Названия станций спрятаны на доске и по мере выполнения заданий, названия станций показываются на доске.
Разбиваем класс на команды по 4–5 человек в каждой.
3. Схема расположения станций.
4. Итак, мы прибываем на станцию «Разминка».
(Задания выполняются устно, команды набирают очки.)
Выполните задания:
- Сравните: 7\15 и 13\15; 1 и 4\9; 5\3 и 0; 8\3 и 5\3; 9\4 и 1; 1\1000 000 и 0. (кодоскоп).
- Найдите все значения х, при которых дробь х-3\15 будет правильной, а дробь 8\х – неправильной.
5. Задача в пути.
Подберите дробь так, чтобы её сумма с данной дробью была равна 1:
а) 1\5;
б) 1\3;
в) 2\7;
г) 12\17;
д) 13\28;
е) 29\30.
(Решают задачу устно, набирают очки).
6. Станция «Новая».
Игра «Молчанка»
Учитель молча показывает решения примеров по новой теме. Задача учащихся – объяснить, как были подсчитаны примеры.
1\5+4\5=
4\7+2\7=
13\9+5\9=
4\5-3\5=
37\100-16\100=
Дети стараются объяснить правила сложения и вычитания дробей. Далее записывают их в виде формул на доске и в тетрадях.
а\в+с\в=а+в\с
а\в-с\в=а-с\в.
Формулируем правило:
Чтобы сложить (вычесть) дроби с одинаковыми знаменателями нужно:
- Переписать знаменатели;
- Провести сложение (вычитание) числителей.
7. Задания командам. (Всем одинаковое).
Выполнить действия и в итоге записать полученное слово.
7\9-2\9
13\17 -4\17
1\9+6\9
13\100 +26\100
29\42+12\42-30\4239\100
5\9
7\9
9\17
11\42О
Д
Р
Б
Ь
(Представители команд записывают слово).
8. Задача в пути.
Собственная скорость моторной лодки 12 км\ч, а скорость течения реки 2 км\ч. Какова скорость лодки по течению и против течения?
(Решают устно, кто быстрее).
9. Станция «Законы сложения».
Команды получают задания одинаковые 1 и 3 команды; 2 и 4 команды. За выполнение каждого примера получают по 1 баллу.
Задания командам.
1 и 3 команды 2 и 4 команды 17\45+11\45+23\45 19\55+18\55+12\55 2\25+7\25+8\25 3\49+5\49+7\49 31\80+(3\80+39\80) 3\16+(1\16+7\16)
Представители команд записывают ответы после знака равно на доске.
10. Отдых в пути. Физкультминутка.
11. Станция «Законы вычитания».
Команды получают задания.
1) Всем одинаковое.
11\15-(3\15+7\15)
13\16-(13\16-3\16)
2) Командам разное (1 и 3 команда; 2 и 4 команда)
1 и 3 команда. Решите уравнение:
Х-5\12=2\12;
7\25+с=18\25.
2 и 4 команда.
15\16-у=3\16;
В+7\19=11\19.
12. Задача в пути.
На ветке сидело 12 птиц. 2\3 их числа улетело. Сколько птиц осталось на ветке?
Ответ: 4 птицы.
13. Станция «Проверяй-ка».
Задания командам.
1 и 3 команда 2 и 4 команда 5\8-2\8 7\19-1\19 15\29-9\29 9\17-1\17 6\8+4\8 7\6+3\6 4\8+1\8 5\6+4\6 Х+13\41=14\31 У-8\21=11\29
Ответы проверяем с помощью кодоскопа.
Замечание.
Все заработанные баллы учащихся фиксируются на доске в таблице.
14. Прибываем на конечный пункт «Подведение итогов».
22–24 балла – оценка «5»
18–22 балла – оценка «4»
12–17 баллов – оценка «3».
Достигли ли цели урока?
Дети подводят итог урока сами.
Учащиеся сами ставят себе оценки.
15. Домашнее задание
П.26. №1015; 1016.