Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Разделы: Математика


Цели: познакомить учащимся с умением складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями; сформировать навык в сложении и вычитании дробей с одинаковыми знаменателями; прививать интерес к предмету.

ТСО: Кодоскоп.

Ход урока

1. Будь внимателен дружок,
    Начинаем мы урок.
    Предстоит тебе опять
    Решать, отгадывать, считать.

2. Сегодня у нас урок «Путешествие в городе Дроби». Мы совершим путешествие по станциям. Названия станций спрятаны на доске и по мере выполнения заданий, названия станций показываются на доске.

Разбиваем класс на команды по 4–5 человек в каждой.

3. Схема расположения станций.

4. Итак, мы прибываем на станцию «Разминка».

(Задания выполняются устно, команды набирают очки.)

Выполните задания:

  1. Сравните: 7\15 и 13\15; 1 и 4\9; 5\3 и 0; 8\3 и 5\3; 9\4 и 1; 1\1000 000 и 0. (кодоскоп).
  2. Найдите все значения х, при которых дробь х-3\15 будет правильной, а дробь 8\х – неправильной.

5. Задача в пути.

Подберите дробь так, чтобы её сумма с данной дробью была равна 1:

а) 1\5;
б) 1\3;
в) 2\7;
г) 12\17;
д) 13\28;
е) 29\30.

(Решают задачу устно, набирают очки).

6. Станция «Новая».

Игра «Молчанка»

Учитель молча показывает решения примеров по новой теме. Задача учащихся – объяснить, как были подсчитаны примеры.

1\5+4\5=
4\7+2\7=
13\9+5\9=
4\5-3\5=
37\100-16\100=

Дети стараются объяснить правила сложения и вычитания дробей. Далее записывают их в виде формул на доске и в тетрадях.

а\в+с\в=а+в\с
а\в-с\в=а-с\в.

Формулируем правило:

Чтобы сложить (вычесть) дроби с одинаковыми знаменателями нужно:

  1. Переписать знаменатели;
  2. Провести сложение (вычитание) числителей.

7. Задания командам. (Всем одинаковое).

Выполнить действия и в итоге записать полученное слово.

7\9-2\9
13\17 -4\17
1\9+6\9
13\100 +26\100
29\42+12\42-30\42
39\100
5\9
7\9
9\17
11\42
О
Д
Р
Б
Ь

(Представители команд записывают слово).

8. Задача в пути.

Собственная скорость моторной лодки 12 км\ч, а скорость течения реки 2 км\ч. Какова скорость лодки по течению и против течения?

(Решают устно, кто быстрее).

9. Станция «Законы сложения».

Команды получают задания одинаковые 1 и 3 команды; 2 и 4 команды. За выполнение каждого примера получают по 1 баллу.

Задания командам.

1 и 3 команды 2 и 4 команды
17\45+11\45+23\45 19\55+18\55+12\55
2\25+7\25+8\25 3\49+5\49+7\49
31\80+(3\80+39\80) 3\16+(1\16+7\16)

Представители команд записывают ответы после знака равно на доске.

10. Отдых в пути. Физкультминутка.

11. Станция «Законы вычитания».

Команды получают задания.

1) Всем одинаковое.

11\15-(3\15+7\15)
13\16-(13\16-3\16)

2) Командам разное (1 и 3 команда; 2 и 4 команда)

1 и 3 команда. Решите уравнение:

Х-5\12=2\12;
7\25+с=18\25.

2 и 4 команда.

15\16-у=3\16;
В+7\19=11\19.

12. Задача в пути.

На ветке сидело 12 птиц. 2\3 их числа улетело. Сколько птиц осталось на ветке?

Ответ: 4 птицы.

13. Станция «Проверяй-ка».

Задания командам.

1 и 3 команда 2 и 4 команда
5\8-2\8 7\19-1\19
15\29-9\29 9\17-1\17
6\8+4\8 7\6+3\6
4\8+1\8 5\6+4\6
Х+13\41=14\31 У-8\21=11\29

Ответы проверяем с помощью кодоскопа.

Замечание.

Все заработанные баллы учащихся фиксируются на доске в таблице.

14. Прибываем на конечный пункт «Подведение итогов».

22–24 балла – оценка «5»
18–22 балла – оценка «4»
12–17 баллов – оценка «3».

Достигли ли цели урока?

Дети подводят итог урока сами.
Учащиеся сами ставят себе оценки.

15. Домашнее задание

П.26. №1015; 1016.