Формирование правильного произношения у дошкольников (звуки ш, ж, ч, щ)

Разделы: Логопедия


Рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений

Воспитание звуковой культуры речи у детей является составной частью работы по развитию речи в дошкольном учреждении. Занятия по звуковой культуре речи проводятся в подгрупповой и индивидуальной форме.

На занятиях решаются следующие задачи:

  1. Формирование правильного звукопроизношения.
  2. Развитие фонематических процессов.
  3. Работа над голосом и темпом речи.
  4. Совершенствование дикции, выразительности речи.
  5. Развитие лексико-грамматических структур речи.
  6. Воспитание культуры речевого общения.

С детьми, которые не усвоили материал на фронтальном занятии, целесообразно проводить подгрупповую и индивидуальную работу. В подгруппу подбираются дети со сходным речевым нарушением. Активное участие в работе над произношением могут принимать родители, выполняя дома задания, предложенные воспитателем.

Особенности произношения шипящих звуков

Звуки Ш, Ж. Губы округлены и слегка выдвинуты вперед. Язык поднят кверху, к передней части твердого неба и образует с ним щель, через которую проходит воздух. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

Звук Ш – глухой, звук Ж – звонкий. В произношении звука Ж участвуют голосовые связки.

Звук Щ произносится как звук Ш, но мышцы языка более напряжены и язык выдвигается ближе к зубам.

Звук Ч возникает в результате быстрого соединения звуков ТЬ и Щ.

Неправильная артикуляция:

  • язык находится между зубами,
  • язык находится за нижними зубами внизу,
  • язык отклоняется вбок, воздух проходит в щеку,
  • губы сильно вытянуты вперед, язык находится внизу.

Этапы работы по формированию правильного произношения

Работа по формированию правильного произношения шипящих звуков проводится по традиционной схеме:

  1. Артикуляционная гимнастика для тренировки речевых органов.
  2. Постановка звука.
  3. Закрепление произношения звука в слогах.
  4. Закрепление произношения звука в словах.
  5. Закрепление произношения звука в предложениях, текстах.

Артикуляционная гимнастика.

Ребенку предлагаются упражнения для подъема широкого переднего края языка вверх, для выработки воздушной струи, идущей посередине языка, для удерживания языка в форме “чашечки”.

  1. Широкий спокойный язык расположить между губами и пошлепать губами, произнося “пя-пя-пя”.
  2. Улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий спокойный язык на нижнюю губу, удерживать неподвижно под счет от 1 до 5-10.
  3. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и подуть, как бы длительно произнося звук “Ф”.
  4. Облизывать широким кончиком языка верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. (Нижней губой не помогать).
  5. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на верхнюю губу и подуть на кончик носа. Воздух должен идти по середине языка. (Нижней челюстью не помогать).
  6. Улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперед-назад. (Нижняя челюсть неподвижна).

Постановка звуков

Основной прием постановки звуков – подражание. При этом обращается внимание ребенка на правильное положение языка и губ. Если не удается получить звук по подражанию, можно использовать дополнительные приемы постановки:

Звук Ш.

  1. Предложить ребенку сделать язык в форме “чашечки”, завести язык вглубь рта. Произнести звук Ш.
  2. Произносить на выдохе звук Т, ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами.

Звук Ж. Произносится так же, как звук Ш, только с участием голоса.

Звук Ч

  1. Произнести звук ТЬ при поднятом вверх кончике языка и отодвинуть язык вглубь рта, повторяя звук ТЬ. Получится звук Ч.
  2. Предложить ребенку произнести сочетания звуков Т-Ш, сначала медленно, затем убыстряя темп.

Звук Щ. Часто появляется автоматически, после того как будут поставлены звуки Ш, Ж, Ч.

  1. Предложить ребенку произнести звук Ш и передвинуть язык вперед, ближе к зубам.
  2. Произнести звук Ш и растянуть губы в улыбку.

Примерные занятия по закреплению шипящих звуков

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: Автоматизация звука Ш в слогах, словах. Игры с Гномом Шушей.

Цели:

  1. Закреплять произношение звука Ш в слогах, словах.
  2. Развивать фонематические процессы: выделять звук Ш из ряда звуков, слогов и слов; договаривать слоги в словах в соответствии с рифмой.
  3. Активизировать словарный запас.
  4. Развивать связную речь на материале предложений.

Оборудование: Игрушка – гном, набор картинок, мелких игрушек, цветок с разноцветными лепестками.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Детям знакомятся с Гномом, который любит произносить звук Ш-Ш-Ш, и угадывают его имя.

2. Артикуляционная зарядка. Автоматизация звука Ш в слогах.

Дети повторяют песенки – слоги, из которых состоит имя Гнома:

Ша-ша?
Шо-ша?
Ши-ша?
Ше-ша?
Шу-ша?

Гном слушает и подтверждает, что его зовут Шуша.

3. Игра “Кто внимательный?”. Автоматизация звука Ш в слогах, словах.

Дети поют любимые песенки Гнома Шуши. Гном просит детей быть очень внимательными, чтобы ничего не перепутать.

Ши-ша-ше
Шо-ши-шу
Шу-ша-шо
Ша-шу-ше
Аш-аш-аш – вот дом наш.
Уш-уш-уш – это душ.
Ош-ош-ош – дом хорош.

4. Игра “Хлопаем в ладоши”. Развитие фонематических процессов.

Гном Шуша просит назвать, какой звук был во всех песенках? (Звук Ш-Ш-Ш).

Тогда хлопайте в ладоши, когда услышите этот звук:

  • М – Р – Ш – О – Ф – Ш – Х – Ш – Н – Р – Ш
  • МА – ши – на – бу – сы – ши – пы – пи – шу – ма – шу
  • Шар – хор – сыр – шум – лук – шаг – мак – шип – рысь

5. Игра “Договори слог”. Угадывание слов в соответствии с рифмой.

Дети отгадывают загадки Гнома Шуши, договаривая слова:

Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Домик есть у Шу… (ши)
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Он живет в шала… (ше)
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
Вышел он из шала…(ша)
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Идет в гости к Ми…(ше)

6. Игра “Цветик – семицветик”.

Подарите Гному Шуше в подарок цветик – семицветик. Но сначала нужно его собрать и назвать картинки на лепестках.

  • Дети собирают цветик-семицветик, называют картинки на лепестках.
  • Дети рассматривают все лепестки и отвечают на вопросы:

Что надевают на голову? (шапку)
Что накачивают у машины? (шины)
Что режет хлеб и мясо? (нож)
Кто боится кошки? (мышь)
Кто скачет и цокает? (лошадь)
Что кладут под голову? (подушку)
Что носят зимой? (шубу, шарф)

  • Дети называют предмет по действию, рассказывают, кто что делает, кто шумит, шагает, шуршит, кушает, дышит, лежит, висит.

7. Домашнее задание.

Гном просит детей дома рассказать маме, какой цветик-семицветик ему подарили, повторить его любимые песенки, которые он написал на открытке в подарок детям.

Дети получают домой карточку с речевым материалом из слогов, слов для повторения.

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Автоматизация звука Ш в словах, предложениях. Игра “В гостях у Миши”.

Цели:

  1. Закреплять произношение звука Ш в словах, предложениях.
  2. Развивать фонематические процессы: называть слова со звуком Ш; определять место звука в слове.
  3. Совершенствовать грамматический строй речи.

Оборудование: Сюжетная картина, набор предметных картинок, схемы слов.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Детям предлагается пойти в гости к мальчику Мише, у которого есть много игрушек. Дети рассматривают сюжетную картинку с изображением игровой комнаты и набор предметных картинок с изображением игрушек.

2. Артикуляционная зарядка. Автоматизация звука Ш в предложениях.

Дети повторяют:

Аш-аш-аш – вот Миша наш!
Ош-ош-ош – Миша хорош!
Ыш-ыш-ыш – он не малыш!

3. Автоматизация звука Ш в ходе выполнения грамматических заданий:

  • Дети называют игрушки на картинках (шар, машина, клюшка, матрешка, неваляшка, мишка, хлопушка). На картинке игрушка одна, а у Миши много.

Игра “ Один – много”.
Вот шар. У Миши шары.
Вот машина. У нашего Миши машины.
Вот неваляшка. У Миши неваляшки. и т.д.

  • Дети считают игрушки.

Один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров…
У Миши пять шаров.
Одна машина, две машины ……..У Миши шесть машин.
Одна клюшка, две клюшки. У Миши две клюшки. и т.д.

4. Развитие фонематических процессов:

  • Какой звук есть в названиях игрушек? (Звук Ш)
  • Угадайте, где находится звук Ш в словах (в начале, в середине, в конце слова).
  • Подберите к слову подходящую схему:
                     
  • Угадайте, какая игрушка лишняя? Дети называют игрушку, в названии которой нет звука Ш.

Мишка, неваляшка, кубики, клюшка.
Шар, машина, хлопушка, ведерко.

5. Домашнее задание.

Найдите дома игрушки со звуков Ш. Расскажите, какие вы нашли игрушки, Сколько их было?

ЗАНЯТИЕ 3

Тема: Автоматизация звука Ш в предложениях, текстах. Игра “Грустный кот”.

Цели:

  1. Закреплять произношение звука Ш в предложениях и текстах.
  2. Формировать фонематические процессы звукового анализа и синтеза.
  3. Активизировать словарный запас.
  4. Развивать связную речь на материале сложных предложений, творческих рассказов.

Оборудование: Мягкая игрушка – кот, набор предметных картинок, символы звуков для составления схемы слов.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Детей знакомят с проблемной ситуацией: Наш кот грустит. Он никому не жалуется, потому что не может рассказать, что его так огорчило. Давайте подумаем, почему загрустил кот.

  • Игра “Помоги коту найти “лишнюю” картинку”. Дети называют “лишнюю” картинку, объясняют свой выбор, используя обобщающие понятия “животные, насекомые, игрушки, одежда, цветы”.

– шмель, кошка, лошадь, еж;
– шапка, шуба, каша, шарф;
– ландыш, ромашка, щиповник, машинка.

2. Артикуляционная зарядка. Автоматизация звука Ш в предложениях.

Дети договаривают слова, помогая коту выбрать подходящее по рифме название картинки. Затем повторяют предложения.

Шка-шка – У кошки вкусная .. (кашка).
Шка-шка – Шла добрая … (старушка).
Шка-шка – Под ушком мягкая … (подушка).
Шка-шка – Лежит рыжая …(кошка).
Ош-ош – Бежит колючий … (ёж).
Шин-шин – Упал пустой …(кувшин).

3. Развитие фонематических процессов: звукового анализа и синтеза.

  • Угадайте, что огорчило кота.

Дети угадывают слова, сказанные по звукам.

У кота улетел Ш-А-Р. Что улетело у кота?
У кота болят У-Ш-И. Что болит у кота?
Кот не любит Д-У-Ш. Что не любит кот?
Кота напугал Ш-У-М. Что напугало кота?

  • Назовите по порядку звуки в словах.

Рассматривая картинки, дети придумывают, чем можно порадовать кота. Называют слова по звукам. (Каша, шуба, шарф). Составляют звуковую схему слов.

4. Игра “Угадай, почему кот грустит?”

Давайте попробуем догадаться, что произошло с котом. (На предметных картинках изображены: ошейник, кувшин, еж, шмель, лошадь, старушка, кошка-подружка, подушка, кашка). Детям предлагается высказывать свои предположения, почему кот грустит. Педагог дает образец: Может, наш кот хотел пить? Он заглянул в кувшин, а в кувшине пусто. Теперь у нашего кота жажда.

Дети могут предположить следующее:

Может, наш кот захотел спать, но у него не было подушки. Ему некуда было положить ушки.
У нашего кота пропала подружка. Он её долго искал и не нашел. И теперь коту скучно.
Наш кот пошел в лес и наткнулся на колючего ежика. Ёж уколол кота. И теперь кот лижет лапку и грустит.
Нашему коту надели на шею ошейник и теперь у кота болит шея.
Нашего кота ужалил шмель. И теперь у кота болит ушко.

5. Составление рассказа по опорным картинкам. “Что нужно сделать, чтобы кот не грустил”.

6. Домашнее задание.

Нарисуйте нашего кота. Расскажите, из-за чего грустил кот, и что мы решили сделать, чтобы улучшить его настроение.