Цель: воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества.
Задачи:
- формирование нравственного долга детей перед родителями;
- определить роль детского участия в заботах по дому и в создании теплых семейных отношений;
- развивать способности коммуникативного общения;
- развивать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной проблемой.
Подготовительный этап.
- Запись песен «Родительский дом, Погода в доме», «В доме моем».
- Оформительская работа.
- Запись стихотворения «Семья».
Оборудование (все размещено на доске):
- Плакат с высказыванием:
«Семья – это место, куда приходят отдыхать победные силы человека»
А.С. Макаренко.
- Плакат – рисунок «7 Я – моя радость».
- «Дом»: фасад и камин (фасад прикреплен сверху камина).
- «Тучи» (5шт.) и «солнце».
- «Поленья дров» (14шт.)
- «Пламя».
План проведения.
Ученики садятся на расставленные по кругу стулья.
Вступительное слово:
– Добрый день! Я благодарна вам за то, что вы
пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу
поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена,
что наше сотрудничество будет успешным.
Я неслучайно выбрала такую не совсем обычную
форму общения – круг. Как вы думаете – почему?...
Да, круг – это наиболее совершенная фигура, в
кругу проще вести открытый разговор. Это еще и
возможность некоторое время быть вместе, вот так
глаза в глаза, рука к руке. Круг – это гарантия
вашей защищенности. Я напомню вам несколько
неотложных правил, которые при этом нужно
выполнять:
1. В кругу все равны. Можно высказывать любое
мнение, не задевая при этом достоинство
присутствующих.
2. Говорит один, все слушают, не перебивая.
3. Можно не отвечать на вопрос, если очень не
хотите или не можете.
Пролог. Тренинг «Как вы себя чувствуете?»
Чтобы снять некоторое напряжение и волнение,
которое у нас с вами присутствует, выполним
несложное упражнение. С помощью описания погоды
постарайтесь выразить свое настроение и
самочувствие сейчас. (Все по очереди
высказываются.)
Мы сегодня будем, говорить по теме «Всему начало
– отчий дам». Что настроиться на этот разговор,
прослушаем небольшой фрагмент песни.
(Звучит фрагмент песни «Родительский дом»).
Всему начало – отчий дом. У каждого человека
есть свой дом. Что же такое дом? (Отвечают все по
кругу).
Слова «отчий дом», «семья» входят в наше
подсознание с первых дней жизни.
Семья – это великий дар. Когда-то Лев Толстой
сказал: «Счастлив тот, кто, кто счастлив у себя
дома».
Ответьте пожалуйста на вопрос: з чего
складывается семейное счастье?
Каждому из нас нужно такое место можно отдохнуть
душой. Такое место твоя семья, дом. (Показывают
плакат «7 Я – моя радость»).
– Как вы думаете, почему слово семья состоит из 7
Я?
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не знала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто платье сошьет, постирает бельё.
Меня приласкает, украсит жильё?
Ответь на вопрос подруга моя..?
– «Я, я, я» – Ева молвила – «Я»
Сказала она знаменитых семь «Я»
И так на земле появилась семья.
– А сейчас закройте, пожалуйста, глаза и попытайтесь представить.
Перед нами чистый уютный дворик. Красиво выложенная дорожка ведёт к дому. Мы идём не спеша, любуясь многообразием цветов, заботливо выращенных хозяевами. И вот, поднимаясь по ступенькам резного крылечка, мы попадаем в дом. Теплом и уютом повеяло на нас от потрескивания дров в камине, от запаха пирогов, от свежевыпеченного хлеба, дымящегося кофе.
– Откройте глаза. Вам понравился этот дом?
– Теперь разведём очаг и согреем наш дом. (Снимаю
«фасад дома», под ним виден «камин».) У нас есть
дрова, их надо положить в камин и развести
огонь. (Поочерёдно выходят дети, читают
надпись на дровах и отвечают на вопрос: Кто
эту обязанность выполняет у вас дома?)
Надписи на «поленьях дров» (с обратной стороны):
1. Стирать.
2. Приготовить обед.
3. Мыть обувь.
4. Ухаживать за домашними животными.
5. Готовить ужин.
6. Пылесосить в доме.
7. Готовить завтрак.
8. Поливать комнатные растения.
9. Позаниматься с младшими братьями и сёстрами.
10.Вынести мусор.
11. Сходить в магазин.
12. Прополоть грядки.
13. Вымыть посуду.
14.Вымыть полы.
В «камин» положены все «поленья», прикрепляю
«пламя».
И вот уже весело потрескивают дрова в камине,
теплом и светом наполняется наш дом.
Обратим внимание, чьими стараниями это
достигается в ваших семьях:
большую часть домашних забот выполняет … И
всё-таки пример современных семей опровергает
отчасти стихотворение о Еве.
Если каждый член семьи имеет свой участок работы,
тогда в доме есть уют, тепло и гармония.
Там, где все заботы по дому лежит только на
женских, домашние обедняют себя радостями, там,
как правило, царят раздражение, непонимание,
разрыв в общении.
Мы сейчас определим, какие бывают семьи. (Разделим
участников на 4 команды по принципу: зима, весна,
лето, осень. Пересели).
Командам необходимо придумать прилагательные к слову «семья»:
1. «С» – счастливая, славная, спортивная,
современная, симпатичная,…
2. «Е» – единая, единственная, единомыслящая,…
3. «М» – маленькая, милая, музыкальная,
многодетная, мечтательная,…
4. «Я» – ясная, языковедческая, яркая, ...
В народных пословицах и поговорках хорошо сказано о том, что не так – то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло. Я сейчас буду говорить начало пословиц, а вы должны их закончить.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- Без хозяина дом сирота.
- Дом построить – не шапку на голову надеть.
- Домой придешь – хлеб – соль найдешь.
- Не красна изба углами, красна пирогами.
(Тихо начинает звучать начало песни «Погода в доме».)
- В семье разлад, так и дому не рад.
- Семья без детей, что цветок без запаха.
- Не нужен клад, когда в семье лад.
(Продолжает звучать песня «Погода в доме».)
– Обратите внимание на слова этой песни. Не
всегда все благополучно в семье. Порой набегают и
тучи.
– Что является причиной непогоды в доме? Как вы
думайте?
– Назовите, какие ваши черты характера могут
вызвать непогоду в доме?
– А теперь разгоним тучи над домом. (Участники
снимают «тучи», читают надписи на них и
откладывают в сторону.) Надписи на тучах: лень,
глупость, упрямство, несдержанность,
вспыльчивость.
– Вот уже засияло солнышко. (Прикрепляю
«солнце» над домом.)
– Мы с вами разогнали тучи и выяснили, что погода
в доме зависит во многом от вас самих и вашего
поведения…
– Опыт человечества, отражённый в христианской
нравственности гласит: «Почитай отца своего и
мать», – это первая заповедь с обетованием (т. е.
обещанием) «Да будет тебе благо и будет
долголетие на земле» … В послании апостола Павла
Ефесянам сказано «почитай», не сказано «люби».
Чувствуете разницу? Речь идёт о долге перед
родителями. Любить можно и безотчётно, долг же
требует осмысления и душевной работы. Искра
тепла к старшим уважения к ним должна быть всегда
сохранена. Это будет и примером нравственного
долга.
Звучит запись стихотворения «Семья».
На Руси это издавна чтимо,
Это в нашей, наверно, крови:
Чтобы женщина шла за мужчиной
В испытаниях, в скитаниях, в любви.
Чтоб, его признавая начало,
Все тревоги в себе затая,
Всё же исповедь ей вспоминалась:
Мы не просто вдвоём, мы – семья.
Чтобы мудрость в себе находила,
Распрямясь пред сыновним лицом,
Повторить с материнскою силой:
«Посоветуйся, сын ты, с отцом!»
Чтоб все страхи, снося в одиночку,
Говорила, измаясь, в конец:
«Обними-ка отца, слышишь, дочка,
Что-то нынче устал наш отец…»
И глядела бы с явной отрадой,
Как теплеет любимого взгляд,
Когда сядут за стол они рядом,
Как сегодня, к примеру, сидят…
Мы едины любовью и верой,
Мы едины землёй и трудом.
И распахнуты дружеству двери
В наш добротный, устойчивый дом.
Т. Кузовлёва
– Предлагаю поразмыслить над следующими
вопросами:
– Что вы думаете о супружестве ваших отца и
матери (довольны ли они тем, как сложилась их
жизнь)?
– Хотите ли вы, чтобы ваш брак был таким же?
Почему?
– С кем из родителей у вас больше сходства в
характере?
– Из-за чего ссорятся ваши родители?
– К кому вы чаще всего обращаетесь со своими
проблемами?
– Возникают ли у вас разногласия с родителями?
– Как часто родители навязывают вам свои советы?
(Раздаю листы (см. Приложение) и
карандаши).
– А теперь ещё одно задание. В листочках «Дети
советуют родителям» пометьте карандашом те
пункты, которые вы хотели бы посоветовать вашим
родителям. (Зачитываю содержимое листа.)
– Я надеюсь, что последний пункт пометите все
присутствующие. У вас есть уникальная
возможность, придя домой, дать свои советы
родителям.
Подведение итога
– Повторим упражнение, с которого начали встречу.
Кратко с помощью описания погоды сообщите: как
изменилось у вас настроение? Как вы себя
чувствуете? Что у вас на душе? (Ответы
участников, рефлексия ведущего.)
– И ещё прошу вас высказать мнение о сегодняшней
встрече: что понравилось, что не понравилось, что
больше всего запомнилось?
– Я, в свою очередь, хочу выразить вам
благодарность за участие, за вашу активность. Мне
было приятно с вами общаться. Очень хочется,
чтобы всё то, что вы сегодня узнали и вспомнили,
осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и
уютным.
– Всего вам доброго!
Приложение.
Дети советуют родителям.
- Не балуйте меня, вы этим меня портите.
- Не бойтесь быть твёрдым со мной.
- Если вы будете давать обещания, которые не можете выполнить, это разрушит веру в вас.
- Не делайте для меня или за меня то, что я в состоянии сделать сам.
- Не подвергайте слишком часто испытанию мою честность.
- Относитесь ко мне как своему другу. Запомните, я учусь, подражая вам, а не подчиняюсь нравоучениям.
- Не пытайтесь от меня отделяться, когда я знаю слишком откровенные вопросы.
- Никогда не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы.
- Никогда не говорите, будто вы совершенны и непогрешимы, а то это даст мне ощущение тщетности попыток сравнятся с вами.
- Не беспокойтесь о том, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
- Да, я не могу успешно развиваться без вашей поддержки и одобрения, но к похвалам обычно быстро привыкаешь… А вот к уместному нагоняю, наверное, никогда не привыкнешь…
- И кроме того, я вас люблю. Пожалуйста, попытайтесь ответить и мне любовью тоже.