Урок обучения грамоте (чтение) по теме "Звук [ц] и буква Ц, ц"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: познакомить детей со звуком (ц) и буквой Ц, ц.

Задачи:

  1. Научить распознавать новый звук в словах и читать слова с новым звуком;
  2. Развивать творческий потенциал личности каждого ребенка, продолжать развивать умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать и рассуждать;
  3. Воспитывать потребность ребенка участвовать в творческой деятельности и через разные виды деятельности прививать любовь к чтению.

Оборудование:

  • картинка девочки (Цветик-семицветик);
  • цветок с заданиями;
  • задание для работы с классом;
  • букет с буквами;
  • нарисованный цветок с заданиями:
  • карточки для работы в парах;
  • карточки для игры “Разбегалочки”;
  • задания для работы в Центрах активности.

Ход урока

1. Формулирование учащимися темы и цели урока.

– Ребята, выделите и запомните в названных мною словах указанные звуки. Соединив их между собой, получите слово.

  • В слове “цапля” – первый звук.
  • В слове “двери” – второй звук.
  • В слове “лес” – гласный звук.
  • В слове “канат” – последний звук.
  • В слове “домик” – гласный звук во втором слоге.
  • В слове “кот” – первый звук.

– Какое слово получилось? (цветик)

– Определите звук в этом слове, с которым мы еще не знакомы. Сформулируйте тему урока.

– Отталкиваясь от темы, сформулируйте и цель сегодняшнего урока.

2. Знакомство с новым звуком.

– Произнесите слово “цветик”, выделяя в нем первый звук. Назовите его. Произнесите его еще раз и определите, как проходит воздух через горлышко – сделайте вывод

– Закройте ушки и понаблюдайте, глухой он или звонкий.

– В слове “цветик” посмотрите, какой звук следует за новым звуком и скажите, твердый он в этом слове или мягкий.

– Охарактеризуйте новый звук.

– Придумайте, пожалуйста, слово, где бы новый звук был мягким… Я тоже не знаю слов, в которых звук (ц) был бы мягким. Какой же мы можем сделать вывод?

– Дайте полную характеристику новому звуку.

– Сегодня нам помогает провести урок девочка по имени… (читают читающие дети) Цветик-Семицветик. Она принесла с собой цветок, на каждом лепестке которого есть задание. Давайте выполним задания так, чтобы наша гостья была довольна. Первое задание необычное. Девочка говорит, что ей нравится её имя, и она хотела бы услышать как можно больше разных слов, в которых есть слово – цвет. Назовите эти слова.(цветник, цветочек, цветовод, цветковый, цветочный, цветомузыка…)

– На втором лепестке записаны слова. К ним надо подобрать слова с новым звуком. Кто желает поработать у доски? А остальные будут помогать.

Зелёный…
Пушистый…
Вареное…
Желтые…
Бледное…

3. Физкультминутка.

В третьем лепестке Цветик-семицветик предлагает показать, как чувствуют себя цветы при тихой солнечной погоде и в ветреные дни. В ветреную погоду (когда звучат слова с новым звуком) – цветочки качаются из стороны в сторону. В солнечную погоду (когда звучат слова без нового звука) – цветочки слегка покачивают головой.

(Утро, цинк, продавец, земля, оценка, тишина. цель, цена, дождик, радость)

4. Знакомство с новой буквой.

– На доске изображен букет цветов. На каждом цветке – буква. Найдите среди них букву, которая обозначает новый звук. А теперь покажите её, вынув из индивидуальной кассы

Букв. Как называется эта буква? (учитель прикрепляет на доску эту букву).

– На какие предметы она похожа?

– Скажите, эта буква – гласная или согласная? В каком месте на ленте букв её оставить?

5. Чтение слогов с новой буквой.

– Пока мы знакомились с новой буквой, Цветик-семицветик тоже потрудилась Она нарисовала цветок с буквами и просит вас сформулировать задание к нему.

– Да, верно. Нам надо открыть Азбуку и прочитать слоги.

– Посмотрите на картинку учебника и найдите нашу девочку.

6. Чтение слов и предложений с новой буквой.

– Задание на четвертом лепестке нам прочитает… Что нужно сделать с этими словами?

(Они ещё записаны и на доске)

Скворец
Заяц
Песец
Синица
Лисица
Лиственница

(Разделить на группы, объяснить значение слов, посчитать сколько раз встречается новая буква, прочитать слова, посчитать количество слогов в каждом слове и т д.)

– А пятое задание вы будете выполнять в парах постоянного состава. (Учитель выдает раздаточный материал)

– Что вы будете делать?

– Да, прочитайте друг другу слова. 

пациент рецепт шприц кольцо
лоцман кузнец танцор молодец
девица темница улица заяц

 

цапля лисица мельница песец молодцы
скворец заяц синица солнце кольцо
птица танец цирк кузнец кузнецы

 

птенцы цапля борцы
отец огурец полотенце
кольцо молодец мыльница

– А сейчас мы поиграем в игру “Разбегалочки”. (пока дети читали в парах, учитель расставил пиктограммы в определенные места класса, игровых зон получилось три)

– Берите свои “бейджики” (магнитная карточка с именем ребенка) и выбирайте! Задание у всех одинаковое – выразительно прочитать написанное.

Первая зона (индивидуальная):

  1. Тигры прыгают в кольцо.
  2. Медведи катаются на мотоциклах.
  3. Собачки танцуют под музыку.
  4. Я люблю цирк!

Вторая зона (парная работа):
Ухитрились люди в цирке
Обучить медведя стирке,
А морскую черепаху-
Гладить мытую рубаху.
– Заяц, заяц, чем ты занят?
– Кочерыжку разгрызаю.
– А чему ты заяц, рад?
– Рад, что зубы не болят.
Третья зона (групповая работа):
Вот слон, индийский гастролер,
Канатоходец и жонглер!
Подбрасывает сразу
И ловит он шутя
Фарфоровую вазу.
Бутылку и дитя.

– Ребята, вы все справились с заданиями, а это был пятый лепесток. А вот шестой просит вас выбрать центр активности. (дети , пользуясь “бейджиками” распределяются на группы и начинают работать.

– Неизвестно? (неизвестно)

– Интересно? (интересно)

– Тогда за работу!

Центр Математики предлагает задание: посчитайте слова в каждом предложении и запишите ответ в квадратике.

Цапля ходит по болоту. ( )
Ждут в гнезде её птенцы. ()
Цирк откроется в субботу.( )
Уж приехали борцы.( )

Центр рисования предлагает задание: каждый лепесток закрасьте нужным цветом.

Слово “солнце” – желтым.
Слово “птица” – красным.
Слово “кольцо” – оранжевым.
Слово “кузнец” – зеленым.
Слово “ кузница” – голубым.
Слово “ цапля” – синим.
Слово “ заяц” – фиолетовым.

Центр чтения предлагает задание: догадайтесь, о каком цветке идет речь.

Дивный цветок.

Из далекой Америки вывезли прелестный цветок золотистой окраски. Он был очень высокий. Заморского красавца сажали в центре клумбы. Он царствовал над остальными заморскими цветами. Цветок держался на прямом толстом стебле. Его украшали широкие нарядные листья. На большой круглой голове был венец из нежных желтых лепестков. Голова чудесного цветка напоминала солнце. Растение любило тепло и всегда поворачивало свое лицо к яркому солнечному свету. Цветок и назвали… (подсолнечник)

– В центре науки не умрешь со скуки! Нужно составить слова с новой буквой.

З _ _ Ц П_ Ц_ ЕНТ
Ц _ П _ _ НОК Р _ Ц _ _ Т
П _ С _ Ц Ш _ _ ИЦ

7. Итог урока.

–Урок подходит к концу. Остался последний лепесток. Давайте вспомним, какие слова говорила Женя из сказки В.Катаева “Цветик-семицветик”?

– Давайте и мы произнесем эти слова, думая, чему мы научились на уроке, какое настроение у вас к концу урока.

– Какой новый звук изучили? А какие буквы ? Для чего в русской азбуке существует большая буква Ц?

– Возьмите в руки “смайлики” (у детей желтый, синий и зеленый) и оцените свою работу на уроке. Покажите мне, какое у вас настроение, все ли вам удалось?

– Урок окончен, всем спасибо!