Деловая игра "Педагогическое путешествие"

Разделы: Работа с дошкольниками


Участники: 3 команды (объединяются по цвету фишки, выбранной накануне); ведущий; жюри – 2 человека.

Материал: игровое поле, фишки.

Ход игры

Ведущий объявляет начало игры, участники ставят фишки на “старте” игрового поля.

Ответив на вопрос или правильно выполнив задание команда имеет право передвинуть свою фишку на следующую клеточку. Побеждает команда, которая первая приходит к финишу на игровом поле.

В игровое поле входит:

– вопросы на тему социального образования детей дошкольного возраста;

– остановки: черный ящик (сборник детских народных подвижных игр, карточки, обозначающие видение Конвенции о правах ребенка); кроссворд; “Поиграй-ка”; “Размышляй-ка”.

Вопросы

  1. Объясните понятие “социализация” дошкольников. Социализация – это адаптация личности к обществу путем освоения социального опыта, ценностей, норм, установок; формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которого создается новый социокультурный опыт.
  2. Назовите основные задачи социального образования дошкольников. Развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения в условиях образовательного учреждения; расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне, построения социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала; формирование образа школьника как эмоционально-привлекательной, социально желаемой роли в будущем.
  3. Назовите формы организации социального образования. Занятия, беседы, ознакомление с художественной литературой, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры и т.д.
  • Остановка “Черный ящик”

Общеизвестно: систематические физические упражнения благоприятно влияют на состояние головного мозга, улучшают настроение, сон, повышают работоспособность. В этом сборнике радость движения сочетается с духовным обогащением детей. (Детские народные подвижные игры)

  1. Какую роль в жизни ребенка, в его социальном развитии играют взрослые? Конечно, неоценимую роль. В статье Е. Евдокимовой раскрыт образ взрослого в мире детства. Ф.М. Достоевский писал: “Нет ничего выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни – как хорошее воспоминание, вынесенное еще из детства, из родительского дома: если набрать таких воспоминаний с собой в жизнь, то спасен человек на всю жизнь, но и одно только хорошее воспоминание может послужить нам во спасение”.
  2. Назовите сюжетно-ролевые игры, способствующие освоению ребенком социокультурного опыта. “Дочки-матери”, “Парикмахерская”, “Почта”, “Библиотека”, “Магазин”, “Аэропорт”, “Путешествие на корабле”, “Нас лечит врач и медсестра”, “Детский сад” и др.
  3. Какие важно соблюдать требования к организации сюжетно-ролевой игры?
    • Четко формулировать цель;
    • Определять тему и содержание, место проведения, т.е. проектирование и планирование исполнения требуемой деятельности, определение порядка взаимодействия детей;
    • Предвидеть возможные формы общения, культурный инструментарий, развитие словарного запаса;
    • Подготовить типичную атрибутику в соответствии с целью и содержанием, которая создает своеобразный культурный микросоциум.
  • Остановка “Кроссворд”

По горизонтали:

2. Идейная основа нравственного воспитания. (Мораль.)
4. Способ педагогического воздействия. (Поощрение.)
5. Эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении. (Этика.)
7. Важное средство и метод нравственного воспитания. (Пример.)

По вертикали:

1. Психическое свойство личности младшего дошкольника, активно используемое воспитателем при выработке нравственных привычек. (Подражание.)
3. Побуждение к действию. (Мотив.)
6. Метод, направленный на формирование нравственных представлений, суждений, оценок. (Беседа.)

  1. С какими профессиями надо знакомить детей 1-й младшей группы? С трудом близких взрослых. Дать детям представление о том, что мама – трудолюбивая, умелая, заботливая, готовит еду для всей семьи, варит разные каши. Ее труд важен и значим для всей семьи. Обратить внимание на труд помощника воспитателя.
  2. С какой группы необходимо приучать детей называть работников детского сада (воспитателя, няню, муз. Руководителя, заведующую) по имени и отчеству? Со 2-й младшей группы.
  3. С какой группы целесообразно воспитывать в детях чувство патриотизма, любви к своей Родине? Со средней группы.
  • Остановка “Поиграй-ка”

Игра “Паровозик”

Все участники, закрыв глаза, становятся друг за другом в цепочку. Последний с открытыми глазами в течение 5 минут водит всех остальных по помещению. Упражнение выполняется молча.

Затем каждый вспоминает о своих переживаниях и мыслях в ходе его выполнения. Это упражнение позволяет “разогреть” группу для дальнейшей работы.

  1. Какими значимыми умениями и навыками овладевает дошкольник в ходе социального развития?
  2. – здоровается при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощается при расставании с ними;
    – благодарит за услугу, подарок, угощение;
    – адекватно ведет себя в знакомой и незнакомой ситуации;
    – доброжелательно относится к знакомым и незнакомым людям;
    – может быть партнером в совместной игре и практической деятельности со сверстниками;
    – положительно реагирует на просьбу взрослого убрать игрушки, полить растения, убрать мусор и т.д.;
    – уважает труд взрослых и его результаты;
    – умеет давать элементарную оценку своим поступкам и действиям;
    – замечает изменение в настроении близкого взрослого или сверстника;
    – владеет некоторыми приемами разрешения конфликтных ситуаций (пригласить взрослого, уступить сверстнику, промолчать в ответ на оскорбление).

  3. Социальная адаптация детей средствами народной педагогики. В процессе социального взаимодействия и общественно-народного воздействия воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт, народную мудрость, отраженную в сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, пословицах, загадках, играх, традициях.
  4. Назовите виды творческой деятельности, способствующие социально-личностному развитию дошкольников.
    – театрализованная деятельность;
    – изобразительная деятельность;
    – музыкальная деятельность.
  • Остановка “Черный ящик”

Один из аспектов процесса социализации дошкольников, где ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким дюдям, сверстникам, усваивает моральные нормы общества, т.е. происходит приобщение дошкольников к правовой культуре.

(Карточки, обозначающие видение Конвенции о правах ребенка)

  1. Один из важных аспектов государственной политики целенаправленное гражданское воспитание дошкольников. Раскройте содержание работы по гражданскому воспитанию. Формирование у ребенка представлений об устройстве государства, о его атрибутах (флаг, гимн, герб), отличительных особенностях.
  2. Что стоит на первом месте в воспитании ребенка раннего возраста: эмоциональное благополучие или развитие интеллектуального потенциала? Эмоциональное благополучие.
  3. Раскройте содержание работы по формированию представлений о ЗОЖ:
  • Формирование когнитивного компонента представлений:

– образовательная работа с детьми (сообщение новых сведений), закрепление представлений, умений, навыков;

– развивающая работа с детьми (развитие способности к установлению причинно-следственных связей между здоровьем и образом жизни).

  • Формирование поведенческого компонента представлений:

– воспитательная работа с детьми (формирование мотивации и потребности в ЗОЖ, профилактика негативного поведения).

  • Остановка “Размышляй-ка”

Решение педагогических ситуаций:

  1. Пока мама разговаривала со своей знакомой, двухлетний малыш сорвал на клумбе цветы. Мама возмущена и “выдает” сыну причитающуюся порцию шлепков. Малыш плачет. Проанализируйте поведение ребенка и матери. Соответствует ли реакция матери поступку ребенка? Считаете ли вы поступок ребенка преднамеренным? Обоснуйте свое мнение.
  2. “Нельзя, Коля, нельзя, – строго говорит мама, когда рука мальчика тянется к вазе или горячему чайнику. – Можно только посмотреть, а трогать нельзя”. Малыш тянет за край салфетки, стараясь подняться на носочки: что там на столе? Мама поднимает сына и сразу же перед Колиным взором предстает стол, накрытый к обеду. Здесь знакомые ему предметы, он их уже не раз видел, значит, не очень интересно. С каждым днем количество незнакомых предметов уменьшается, зато ребенок приобретает опыт: он уже понимает, что такое “нельзя”, что такое “можно”. В чем, по вашему мнению, воспитательный смысл слова “нельзя”. Когда следует знакомить ребенка с этим понятием? Как сказывается на воспитание ребенка то, что его своевременно не приучили понимать слово “нельзя”?
  3. Придя из детского сада, Вадик сказал, что воспитатель дала задание сочинить сказку про любое дерево, снежинку или тучку. Перед сном мальчик придумал такую сказку: “Жила-была тучка, в ней было много капелек, одна не удержалась и оторвалась от тучки. По пути на землю капелька превратилась в легкую, красивую снежинку. Она кружилась, кружилась, не зная куда сесть. Увидела собачку, которая сидела на дорожке. Та вскочила и побежала, снежинка снова поднялась вверх. Потом снежинка села на рукавичку мальчика. Он долго любовался нежными, красивыми иголочками, а потом дунул, и снежинка снова превратилась в капельку”. Воспитатель не оценила рассказ, сказала, что это не сказка, а так бывает в жизни. Какие чувства испытал ребенок, услышав слова воспитателя? Прав ли воспитатель в своей оценке?
  1. В процессе социального образования между педагогом и детьми нередко возникает сложная ситуация – противоречия. Все способы взаимодействия педагога как с коллегами, так и с детьми условно делят на продуктивные и непродуктивные. Раскройте продуктивные способы взаимодействия. “Рефлексия”, “выяснение мотивов”, “стимул изменить поведение”. (Направленность на другого человека, эмпатическое воздействие с ним, прояснение его потребностей, чувств.)
  2. Уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения. Чтобы эффективно общаться, какими умениями он должен овладеть?
  3. Традиционное понимание сути воспитательной работы, демонстрирующей идею “бесполой педагогики” уходит в прошлое. Что вы можете сказать о полоролевом воспитании дошкольников? Следует на это обратить внимание или нет? Научные данные многих современных отечественных и зарубежных исследований доказывают, что процесс осознания своей половой принадлежности – единый биосоциальный процесс, соединяющий онтогенез, половую социализацию и развитие самопознания.