Цель урока: развитие познавательных способностей учащихся первого класса.
Психолого-педагогически задачи:
- Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания и памяти.
- Ознакомить родителей с психологическими и педагогическими методами и приёмами развития познавательных способностей первоклассников (концентрации и объёма внимания, а также слуховой, зрительной и образной памяти).
Инструментарий:
- для проведения родительского собрания нужно подготовить листы белой бумаги формата А4 по числу участников;
- цветные карандаши или фломастеры;
- синие ручки и простые карандаши;
- небольшие предметы: апельсин, конфета, яблоко, линейка, блокнот, мячик, ручка и т.п.;
- бланки с символами, картинками для игр.
Процедура проведения:
В классе столы и стулья расставляются так, чтобы получилось 4 зоны на максимальном отдалении друг от друга. Родители разделены на 4 группы. Каждая группа садится за отдельный “круглый” стол. В родительском собрании могут принимать участие не только родители, но и ученики первого класса. На рисунке № 1 показана примерная расстановка мебели.
Все группы занимаются развитием разных познавательных способностей:
– первая группа – развивает концентрацию внимания;
– вторая группа – развивает объём внимания;
– третья группа – развивает слуховую память;
– четвёртая группа – развивает зрительную и образную память.
На столах заранее приготовлен необходимый материал: карточки с играми и упражнениями (белой стороной вверх), раздаточные материалы, необходимые для участников каждой игры.
Рис.1. Расстановка мебели в классе
I этап родительского собрания:
В каждой группе выбирается один ведущий-родитель, который и проводит психологическую игру или упражнение, написанную на карточке, с остальными членами своей группы.
II этап:
После того, как каждая группа научилась играть в свою игру, выбирается 1 человек от группы. Он проводит ту же самую игру со всеми родителями класса.
III этап:
На этом этапе классный руководитель Иванова В.Н. предлагает педагогические методы развития познавательных способностей у детей.
IV этап:
Родители предлагают свои игры и упражнения, которые помогают развивать познавательные способности детей.
Подробное описание этапов:
I этап родительского собрания:
Вступительное слово классного руководителя: Уважаемые папы и мамы! Сегодняшняя наша встреча посвящена проблемам, связанным с успешной учебной деятельностью ваших детей. Результаты учения тесно связаны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности наших малышей.
Важнейшие компоненты любого психического процесса – это память и внимание.
Их хорошее развитие напрямую помогает ребёнку учиться более продуктивно:
- Умение концентрировать своё внимание помогает малышу сосредоточенно работать на уроке, не отвлекаясь на посторонние дела, а также в течение длительного времени выполнять монотонную и рутинную работу.
- Умение переключать внимание помогает быстро и без потери темпа и времени перейти от одного вида деятельности, предлагаемого учителем, к другому.
- Если у ребёнка хорошо развиты различные виды памяти (зрительная, слуховая, образная, тактильная), он одинаково хорошо запоминает и объяснения учителя, и написанное на доске или в учебнике, учит стихи, он легче и успешнее работает в тетради.
- Ребёнку просто легче учиться, когда его познавательные способности развиты достаточно хорошо.
У многих учеников нашего класса, по материалам психологического исследования познавательных способностей, недостаточно развиты процессы произвольного внимания и различные виды памяти. Эти дети не умеют на длительное время сосредоточиться на одном деле, не умеют играть с игрушками, их интересы и увлечения примитивны.
Без помощи родителей школа не сможет изменить сложившуюся ситуацию. Часто родители занимаются с детьми только выполнением домашнего задания, а не играми и упражнениями, способствующими развитию познавательных способностей. Мы сегодня расскажем вам, как можно развивать познавательные способности ваших детей, просто играя с ними вместе вечером, в выходные дни, на прогулках, детских и семейных праздниках. Это и забавно, и помогает развитию памяти и внимания. Совместная игра улучшает микроклимат в семье, взаимопонимание между родителями и детьми, увеличивает доверительность отношений. Надеюсь, что наши игры и упражнения обогатят вашу копилку родительского мастерства.
Педагог-психолог: Уважаемые родители! Сегодня вы вспомните хорошо известные, но незаслуженно забытые, игры и упражнения для развития познавательных способностей – различных видов памяти и категорий внимания. Вы знаете, что хорошее развитие познавательных способностей помогает ребёнку лучше учиться, он легче “схватывает” новый материал, быстрее запоминает уже пройденное, быстрее и качественнее учит стихи и др. К сожалению, уровень познавательных способностей учеников вашего класса несколько ниже, чем хотелось бы. Поэтому сегодня мы предлагаем вам самим побывать в роли ваших детей, всем вместе поиграть в развивающие игры и затем использовать их дома, не только играя со своими детьми, но и развивая их способности.
Классный руководитель:
– В каждой группе мы просим вас выбрать одного ведущего-родителя.
– Теперь, когда ведущие выбраны, каждый круглый стол будет играть в свою игру, которая написана на карточке, лежащей на каждом столе. Ведущий берёт карточку.., а дальше все слушаются ведущего и делают то, что он говорит.
– Игра начинается! (ведущий проводит игру, написанную на карточке, с остальными членами своей группы).
Игры и упражнения для развития познавательных способностей
(напечатаны на отдельных карточках):
Карточка № 1.
ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ
Все садятся в кружок. Ведущий быстро говорит: “Все, у кого в одежде есть что-то белое, поменяйтесь местами (поднимите руку, хлопните в ладоши). Все быстро выполняют команду ведущего. В следующий раз выполняют команду все, у кого -
- светлые волосы;
- голубые глаза;
- брюки, а не юбки;
- в одежде присутствует какой-то цвет (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный и т.д.);
- есть украшения;
- накрашены губы;
- кто получил сегодня “5”;
- кто изучает английский язык и др.
Вариативность игры: в эту игру можно играть до бесконечности, постоянно придумывая новые варианты.
Карточка № 2.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЪЁМА ВНИМАНИЯ
На стол выкладываются любые 6 предметов, например:
- апельсин;
- конфета;
- яблоко;
- линейка;
- блокнот;
- мячик.
Все внимательно смотрят на этот “натюрморт”, стараясь запомнить все предметы на нём. Затем все отворачиваются.
Через 10 секунд поворачиваются и называют все предметы, которые были на столе (стол в это время накрыт платком).
Ведущий убирает платок, и все проверяют, правильно ли они ответили. Ещё 10 секунд смотрят на “натюрморт”, отворачиваются.
В это время ведущий меняет любые 2 – 3 предмета на столе (например, убирает яблоко и кладёт карандаш).
По команде ведущего все поворачиваются и говорят, что изменилось.
У этой игры множество вариантов:
- можно увеличивать количество предметов на столе;
- менять большее количество предметов;
- менять предметы местами;
- менять цвет предметов (вместо синего карандаша положить красный) и т.д.
Карточка № 3.
ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ
Все садятся так, чтобы им удобно было писать. Каждому даётся листок бумаги и ручка (карандаш).
Ведущий просит всех закрыть глаза и медленно, с интервалом в 1 секунду, читает 7 – 10 любых коротких слов (например, можно взять любые словарные слова из учебника по русскому языку).
Пример: лес, стол, брат, окно, мёд, дерево, карандаш, лист, корова, игла.
После того, как ведущий назвал все слова, он просит всех открыть глаза и записать слова на своём листе бумаги. Кто написал больше правильных слов, тот и выиграл.
Варианты этой игры:
- можно брать любые слова;
- количество слов можно постепенно увеличивать от 7 до 15-20 слов;
- можно записывать слова вразнобой (как запомнили);
- можно записывать слова по порядку (как назывались);
- можно записывать слова по алфавиту и т.д.
Карточка № 4.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ И ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ
На листе бумаги нарисованы символы – бланк 1 (рисунок 2).
Рис. 2. Бланк № 1.
Все играющие должны внимательно смотреть на них в течение 20 секунд и стараться запомнить.
Затем им предлагается бланк 2, на котором среди многих других символов (рисунок 3) есть те символы, которые нужно было запомнить.
Рис. 3. Бланк № 2.
Задача игроков найти символы и обвести в кружок.
Варианты игры:
- можно использовать любые символы;
- можно использовать любые картинки (например, из лото или какой-то другой детской игры);
- можно использовать слова, написанные от руки или напечатанные на компьютере (например, можно взять любые словарные слова из учебника по русскому языку);
- картинки, слова или цифры могут быть разных цветов и размеров, написанные или набранные разным шрифтом и стилем;
- можно использовать любые цифры, знаки, иероглифы и т.п.
II этап:
После того, как каждая группа научилась играть в свою игру, выбирается 1 человек от команды, по очереди выходит в центр класса и проводит ту же самую игру, но теперь уже со всеми родителями класса.
Педагог-психолог и классный руководитель следят за правильным ходом игры.
III этап:
На этом этапе классный руководитель Иванова В.Н. предлагает педагогические методы развития познавательных способностей у детей.
Упражнение № 1.
Для развития произвольного внимания можно предложить ребёнку переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифровать их. Например:
АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, АЛКУК, ТЕЛОМАС, АНИШАМ, РОФОТЕВС, ЬЛИБОМОТВА.
Упражнение № 2.
Для улучшения концентрации внимания ребёнку можно предложить такое упражнение: в таблице предложенных букв необходимо вычёркивать вертикальной чертой буквы А, М, К, З. Эта таблица называется таблицей Бурдона.
Вариант 1:
ЗОНЕАФЮСТЖМПСВЮКЧФФЛОЖБЮР
МФДЛИТГЕДИШАФЯЛЗИХОЮНЗКИШ
ТВЮФГРВКДУЕКБЖЯАПРСОЮТБГЕ
МСНБШРМФИТЯВУЛКИБЮШЛЧБДНХ
ПГОНБИЖЮАЗБПАВОРШЩМСЫ0FЕН
РАУЩЙЦЗЧСЩКДЕЖХАИЩВЖЕТАОИИМЩК
ПОМТВШКБЗЫКЮМОСЩИЩАЛУЧЫАООЗКХ
АРВЫДФЖСТКОАЛПЬМОАЩУЦЧБЫЪХХАЛЕ
ЩММБМИИСОААПШОШРКИИОВЩУУОКТИЕИ
ЕИМОККМКТУЭЖСЭУЗЩАЛУЦЯТЯЧБМТВГМ
ИВЛЫЧЖЭЪУСЬЦШКНАОВЛПТСОАДЖХЖЮЖ
УЧХЦЪЛМТИАНКЕПИЧСБДЩУЫЦЙЧЮЖЗХ
ПОРВЛЖЭЙЦУКЕЬБЮЮЛАРПОЕШНЩГСМИТ
ТЬБЧАВРЕЗХХИХПРАВМТИТСКНЕОМПГРАМ
ИТЕНШОЩЗХЪЭЖДЛОРПАВЫФЯЧЧСММИТТЬБЮ
ЮОРВАПЕНШБЗИКБИЖЮАЗБПАВОРЫДФЖСТК
ОАЛПЬМОАЩУЦЧБЫЪХШЩМСЫ0АФЮСТЖМП
СВЮКЧФФЛFЕНУЙСНПМИПАВЫФЯЧСМИТЬБЮЖ
АФЮСТЖМПСВЮКЧФФЛДЛОРПАВЫФЙЦУКЕНГШ
ЩЗХЪГЕДИШАФЯЛЗИХОЮНЗКИШЕЛШВЩКЬТВЫЧ
Вариант 2:
Тоже задание предлагается выполнить, используя страницу старого журнала или газеты (можно взять любой печатный текст).
Упражнение № 3.
Предложите ребёнку найти слова, которые спрятались в рядах букв и обвести их.
ЗОГАЗЕТАНЕАФЮСТЖМПСВЮДОМКЧФФЛОЖБЮР
МФДКНИГАЛИТГЕДИШАФЯЛМИШКАЗИХОЮНЗКИШ
ТВЮФПИСЬМОГРВКДУЕКБСТОЛЖЯАПРСОЮТБГЕ
МСНБШОКНОРМФИТЯВУЛКАНИБЮШЛЧБДНХ
ПГОНБИПЛАТЬЕЖЮАЗБПАВОРШСОБАКАЩМСЫ0FЕН
РАУЩЙЦБРАТЗЧСЩКДЕЖХСВЕЧААИЩВЖЕТМЁДАОИИ
(В каждой строке спрятались два слова).
Упражнение № 4.
Ребятам предлагается решать примеры в определённом порядке:
1 вариант – сначала решить примеры с
однозначными, а потом с двухзначными числами.
2 вариант – сначала решить примеры на сложение,
потом на вычитание.
3 вариант – решать попеременно примеры с
однозначными и двухзначными числами.
4 вариант – решить сначала примеры из второго
столбика, потом из третьего, а потом из первого
столбика и т.п.
2+3= |
10-5= |
30-12= |
5+5= |
10+10= |
28-14= |
6-2= |
12-10= |
10+14= |
4+6= |
13+11= |
18+12= |
8-4= |
14+10= |
16+13= |
4+3= |
11+12= |
|
6-4= |
10-2= |
|
5+6= |
||
7-3= |
||
9+1= |
IV этап:
Родители предлагают свои игры и упражнения, которые помогают развивать познавательные способности детей.
На этом этапе классный руководитель и педагог-психолог оценивают актуальность игр и дают им свою оценку. Здесь очень важно, чтобы оценки были в большинстве случаев положительные. Если игра не является развивающей познавательные способности, нужно сказать об этом и предложить родителям всем вместе подумать, в каком случае всё же может быть полезна предложенная игра. Все высказывания должны быть позитивными и побуждать родителей к активности.
На этом же этапе все родители получают от классного руководителя и педагога-психолога печатные памятки – рекомендации по дальнейшей эффективной развивающей работе с детьми.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые папы и мамы! Помните, что внимание и память – одни из самых важных психических процессов. Внимание и память являются важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребёнка. Для развития памяти и внимания вашего ребёнка необходима ваша помощь.
– В основе внимания и памяти лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребёнку, тем больше шансов развить познавательные способности малыша.
– Развивая познавательные способности своего ребёнка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечениями.
– Постоянно тренируйте познавательные способности своего ребёнка. Используйте для этого любую возможность: прогулки на свежее воздухе, походы, совместные мероприятия, детские и семейные праздники. Делайте это в игре, ненавязчиво, без назидания.
– Развивая познавательные способности своего ребёнка, не фиксируйте его неудачи. Больше внимания обращайте на достигнутые им успехи.
– Стимулируйте интерес к развитию познавательных способностей собственным примером и примерами из жизни других людей.
– В семейном кругу демонстрируйте достижения ребёнка по развитию познавательных способностей.
– Наберитесь терпения и не ждите немедленных, успешных результатов.
В завершении родительского собрания родителям предлагается письменно оставить комментарий, задать вопросы, предложить темы будущих родительских собраний. Все пожелания родители пишут на листочках бумаги и кладут в “Почтовый ящик”. Высказывания могут быть анонимными.
Список литературы:
- Л. Ф. Тихомирова. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль, 1997 г.
- Н. И. Дереклеева. Новые родительские собрания.1-4 классы, М, 2011 г.
- Ф. Е. Рыбаков. Атлас для экспериментально-психологического исследования личности. С-Пб, 2008 г.