Интегрированное родительское собрание "Игровые формы и методы развития познавательных способностей у учащихся 1-го класса"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство, Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Цель урока: развитие познавательных способностей учащихся первого класса.

Психолого-педагогически задачи:

  • Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания и памяти.
  • Ознакомить родителей с психологическими и педагогическими методами и приёмами развития познавательных способностей первоклассников (концентрации и объёма внимания, а также слуховой, зрительной и образной памяти).

Инструментарий:

  • для проведения родительского собрания нужно подготовить листы белой бумаги формата А4 по числу участников;
  • цветные карандаши или фломастеры;
  • синие ручки и простые карандаши;
  • небольшие предметы: апельсин, конфета, яблоко, линейка, блокнот, мячик, ручка и т.п.;
  • бланки с символами, картинками для игр.

Процедура проведения:

В классе столы и стулья расставляются так, чтобы получилось 4 зоны на максимальном отдалении друг от друга. Родители разделены на 4 группы. Каждая группа садится за отдельный “круглый” стол. В родительском собрании могут принимать участие не только родители, но и ученики первого класса. На рисунке № 1 показана примерная расстановка мебели.

Все группы занимаются развитием разных познавательных способностей:

первая группа – развивает концентрацию внимания;

вторая группа – развивает объём внимания;

третья группа – развивает слуховую память;

четвёртая группа – развивает зрительную и образную память.

На столах заранее приготовлен необходимый материал: карточки с играми и упражнениями (белой стороной вверх), раздаточные материалы, необходимые для участников каждой игры.

Рис.1. Расстановка мебели в классе

I этап родительского собрания:

В каждой группе выбирается один ведущий-родитель, который и проводит психологическую игру или упражнение, написанную на карточке, с остальными членами своей группы.

II этап:

После того, как каждая группа научилась играть в свою игру, выбирается 1 человек от группы. Он проводит ту же самую игру со всеми родителями класса.

III этап:

На этом этапе классный руководитель Иванова В.Н. предлагает педагогические методы развития познавательных способностей у детей.

IV этап:

Родители предлагают свои игры и упражнения, которые помогают развивать познавательные способности детей.

Подробное описание этапов:

I этап родительского собрания:

Вступительное слово классного руководителя: Уважаемые папы и мамы! Сегодняшняя наша встреча посвящена проблемам, связанным с успешной учебной деятельностью ваших детей. Результаты учения тесно связаны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности наших малышей.

Важнейшие компоненты любого психического процесса – это память и внимание.

Их хорошее развитие напрямую помогает ребёнку учиться более продуктивно:

  1. Умение концентрировать своё внимание помогает малышу сосредоточенно работать на уроке, не отвлекаясь на посторонние дела, а также в течение длительного времени выполнять монотонную и рутинную работу.
  2. Умение переключать внимание помогает быстро и без потери темпа и времени перейти от одного вида деятельности, предлагаемого учителем, к другому.
  3. Если у ребёнка хорошо развиты различные виды памяти (зрительная, слуховая, образная, тактильная), он одинаково хорошо запоминает и объяснения учителя, и написанное на доске или в учебнике, учит стихи, он легче и успешнее работает в тетради.
  4. Ребёнку просто легче учиться, когда его познавательные способности развиты достаточно хорошо.

У многих учеников нашего класса, по материалам психологического исследования познавательных способностей, недостаточно развиты процессы произвольного внимания и различные виды памяти. Эти дети не умеют на длительное время сосредоточиться на одном деле, не умеют играть с игрушками, их интересы и увлечения примитивны.

Без помощи родителей школа не сможет изменить сложившуюся ситуацию. Часто родители занимаются с детьми только выполнением домашнего задания, а не играми и упражнениями, способствующими развитию познавательных способностей. Мы сегодня расскажем вам, как можно развивать познавательные способности ваших детей, просто играя с ними вместе вечером, в выходные дни, на прогулках, детских и семейных праздниках. Это и забавно, и помогает развитию памяти и внимания. Совместная игра улучшает микроклимат в семье, взаимопонимание между родителями и детьми, увеличивает доверительность отношений. Надеюсь, что наши игры и упражнения обогатят вашу копилку родительского мастерства.

Педагог-психолог: Уважаемые родители! Сегодня вы вспомните хорошо известные, но незаслуженно забытые, игры и упражнения для развития познавательных способностей – различных видов памяти и категорий внимания. Вы знаете, что хорошее развитие познавательных способностей помогает ребёнку лучше учиться, он легче “схватывает” новый материал, быстрее запоминает уже пройденное, быстрее и качественнее учит стихи и др. К сожалению, уровень познавательных способностей учеников вашего класса несколько ниже, чем хотелось бы. Поэтому сегодня мы предлагаем вам самим побывать в роли ваших детей, всем вместе поиграть в развивающие игры и затем использовать их дома, не только играя со своими детьми, но и развивая их способности.

Классный руководитель:

– В каждой группе мы просим вас выбрать одного ведущего-родителя.

– Теперь, когда ведущие выбраны, каждый круглый стол будет играть в свою игру, которая написана на карточке, лежащей на каждом столе. Ведущий берёт карточку.., а дальше все слушаются ведущего и делают то, что он говорит.

– Игра начинается! (ведущий проводит игру, написанную на карточке, с остальными членами своей группы).

Игры и упражнения для развития познавательных способностей

(напечатаны на отдельных карточках):

Карточка № 1.

ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ

Все садятся в кружок. Ведущий быстро говорит: “Все, у кого в одежде есть что-то белое, поменяйтесь местами (поднимите руку, хлопните в ладоши). Все быстро выполняют команду ведущего. В следующий раз выполняют команду все, у кого -

  • светлые волосы;
  • голубые глаза;
  • брюки, а не юбки;
  • в одежде присутствует какой-то цвет (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный и т.д.);
  • есть украшения;
  • накрашены губы;
  • кто получил сегодня “5”;
  • кто изучает английский язык и др.

Вариативность игры: в эту игру можно играть до бесконечности, постоянно придумывая новые варианты.

Карточка № 2.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЪЁМА ВНИМАНИЯ

На стол выкладываются любые 6 предметов, например:

    • апельсин;
    • конфета;
    • яблоко;
    • линейка;
    • блокнот;
    • мячик.

Все внимательно смотрят на этот “натюрморт”, стараясь запомнить все предметы на нём. Затем все отворачиваются.

Через 10 секунд поворачиваются и называют все предметы, которые были на столе (стол в это время накрыт платком).

Ведущий убирает платок, и все проверяют, правильно ли они ответили. Ещё 10 секунд смотрят на “натюрморт”, отворачиваются.

В это время ведущий меняет любые 2 – 3 предмета на столе (например, убирает яблоко и кладёт карандаш).

По команде ведущего все поворачиваются и говорят, что изменилось.

У этой игры множество вариантов:

  • можно увеличивать количество предметов на столе;
  • менять большее количество предметов;
  • менять предметы местами;
  • менять цвет предметов (вместо синего карандаша положить красный) и т.д.

Карточка № 3.

ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

Все садятся так, чтобы им удобно было писать. Каждому даётся листок бумаги и ручка (карандаш).

Ведущий просит всех закрыть глаза и медленно, с интервалом в 1 секунду, читает 7 – 10 любых коротких слов (например, можно взять любые словарные слова из учебника по русскому языку).

Пример: лес, стол, брат, окно, мёд, дерево, карандаш, лист, корова, игла.

После того, как ведущий назвал все слова, он просит всех открыть глаза и записать слова на своём листе бумаги. Кто написал больше правильных слов, тот и выиграл.

Варианты этой игры:

  • можно брать любые слова;
  • количество слов можно постепенно увеличивать от 7 до 15-20 слов;
  • можно записывать слова вразнобой (как запомнили);
  • можно записывать слова по порядку (как назывались);
  • можно записывать слова по алфавиту и т.д.

Карточка № 4.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ И ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ

На листе бумаги нарисованы символы – бланк 1 (рисунок 2).

img2.JPG (8558 bytes)

Рис. 2. Бланк № 1.

Все играющие должны внимательно смотреть на них в течение 20 секунд и стараться запомнить.

Затем им предлагается бланк 2, на котором среди многих других символов (рисунок 3) есть те символы, которые нужно было запомнить.

img3.JPG (16234 bytes)

Рис. 3. Бланк № 2.

Задача игроков найти символы и обвести в кружок.

Варианты игры:

  • можно использовать любые символы;
  • можно использовать любые картинки (например, из лото или какой-то другой детской игры);
  • можно использовать слова, написанные от руки или напечатанные на компьютере (например, можно взять любые словарные слова из учебника по русскому языку);
  • картинки, слова или цифры могут быть разных цветов и размеров, написанные или набранные разным шрифтом и стилем;
  • можно использовать любые цифры, знаки, иероглифы и т.п.

II этап:

После того, как каждая группа научилась играть в свою игру, выбирается 1 человек от команды, по очереди выходит в центр класса и проводит ту же самую игру, но теперь уже со всеми родителями класса.

Педагог-психолог и классный руководитель следят за правильным ходом игры.

III этап:

На этом этапе классный руководитель Иванова В.Н. предлагает педагогические методы развития познавательных способностей у детей.

Упражнение № 1.

Для развития произвольного внимания можно предложить ребёнку переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифровать их. Например:

АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, АЛКУК, ТЕЛОМАС, АНИШАМ, РОФОТЕВС, ЬЛИБОМОТВА.

Упражнение № 2.

Для улучшения концентрации внимания ребёнку можно предложить такое упражнение: в таблице предложенных букв необходимо вычёркивать вертикальной чертой буквы А, М, К, З. Эта таблица называется таблицей Бурдона.

Вариант 1:

ЗОНЕАФЮСТЖМПСВЮКЧФФЛОЖБЮР
МФДЛИТГЕДИШАФЯЛЗИХОЮНЗКИШ
ТВЮФГРВКДУЕКБЖЯАПРСОЮТБГЕ
МСНБШРМФИТЯВУЛКИБЮШЛЧБДНХ
ПГОНБИЖЮАЗБПАВОРШЩМСЫ0FЕН
РАУЩЙЦЗЧСЩКДЕЖХАИЩВЖЕТАОИИМЩК
ПОМТВШКБЗЫКЮМОСЩИЩАЛУЧЫАООЗКХ
АРВЫДФЖСТКОАЛПЬМОАЩУЦЧБЫЪХХАЛЕ
ЩММБМИИСОААПШОШРКИИОВЩУУОКТИЕИ
ЕИМОККМКТУЭЖСЭУЗЩАЛУЦЯТЯЧБМТВГМ
ИВЛЫЧЖЭЪУСЬЦШКНАОВЛПТСОАДЖХЖЮЖ
УЧХЦЪЛМТИАНКЕПИЧСБДЩУЫЦЙЧЮЖЗХ
ПОРВЛЖЭЙЦУКЕЬБЮЮЛАРПОЕШНЩГСМИТ
ТЬБЧАВРЕЗХХИХПРАВМТИТСКНЕОМПГРАМ
ИТЕНШОЩЗХЪЭЖДЛОРПАВЫФЯЧЧСММИТТЬБЮ
ЮОРВАПЕНШБЗИКБИЖЮАЗБПАВОРЫДФЖСТК
ОАЛПЬМОАЩУЦЧБЫЪХШЩМСЫ0АФЮСТЖМП
СВЮКЧФФЛFЕНУЙСНПМИПАВЫФЯЧСМИТЬБЮЖ
АФЮСТЖМПСВЮКЧФФЛДЛОРПАВЫФЙЦУКЕНГШ
ЩЗХЪГЕДИШАФЯЛЗИХОЮНЗКИШЕЛШВЩКЬТВЫЧ

Вариант 2:

Тоже задание предлагается выполнить, используя страницу старого журнала или газеты (можно взять любой печатный текст).

Упражнение № 3.

Предложите ребёнку найти слова, которые спрятались в рядах букв и обвести их.

ЗОГАЗЕТАНЕАФЮСТЖМПСВЮДОМКЧФФЛОЖБЮР
МФДКНИГАЛИТГЕДИШАФЯЛМИШКАЗИХОЮНЗКИШ
ТВЮФПИСЬМОГРВКДУЕКБСТОЛЖЯАПРСОЮТБГЕ
МСНБШОКНОРМФИТЯВУЛКАНИБЮШЛЧБДНХ
ПГОНБИПЛАТЬЕЖЮАЗБПАВОРШСОБАКАЩМСЫ0FЕН
РАУЩЙЦБРАТЗЧСЩКДЕЖХСВЕЧААИЩВЖЕТМЁДАОИИ

(В каждой строке спрятались два слова).

Упражнение № 4.

Ребятам предлагается решать примеры в определённом порядке:

1 вариант – сначала решить примеры с однозначными, а потом с двухзначными числами.
2 вариант – сначала решить примеры на сложение, потом на вычитание.
3 вариант – решать попеременно примеры с однозначными и двухзначными числами.
4 вариант – решить сначала примеры из второго столбика, потом из третьего, а потом из первого столбика и т.п.

2+3=

10-5=

30-12=

5+5=

10+10=

28-14=

6-2=

12-10=

10+14=

4+6=

13+11=

18+12=

8-4=

14+10=

16+13=

4+3=

11+12=

 

6-4=

10-2=

 

5+6=

   

7-3=

   

9+1=

   

IV этап:

Родители предлагают свои игры и упражнения, которые помогают развивать познавательные способности детей.

На этом этапе классный руководитель и педагог-психолог оценивают актуальность игр и дают им свою оценку. Здесь очень важно, чтобы оценки были в большинстве случаев положительные. Если игра не является развивающей познавательные способности, нужно сказать об этом и предложить родителям всем вместе подумать, в каком случае всё же может быть полезна предложенная игра. Все высказывания должны быть позитивными и побуждать родителей к активности.

На этом же этапе все родители получают от классного руководителя и педагога-психолога печатные памятки – рекомендации по дальнейшей эффективной развивающей работе с детьми.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые папы и мамы! Помните, что внимание и память – одни из самых важных психических процессов. Внимание и память являются важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребёнка. Для развития памяти и внимания вашего ребёнка необходима ваша помощь.

– В основе внимания и памяти лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребёнку, тем больше шансов развить познавательные способности малыша.

– Развивая познавательные способности своего ребёнка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечениями.

– Постоянно тренируйте познавательные способности своего ребёнка. Используйте для этого любую возможность: прогулки на свежее воздухе, походы, совместные мероприятия, детские и семейные праздники. Делайте это в игре, ненавязчиво, без назидания.

– Развивая познавательные способности своего ребёнка, не фиксируйте его неудачи. Больше внимания обращайте на достигнутые им успехи.

– Стимулируйте интерес к развитию познавательных способностей собственным примером и примерами из жизни других людей.

– В семейном кругу демонстрируйте достижения ребёнка по развитию познавательных способностей.

– Наберитесь терпения и не ждите немедленных, успешных результатов.

В завершении родительского собрания родителям предлагается письменно оставить комментарий, задать вопросы, предложить темы будущих родительских собраний. Все пожелания родители пишут на листочках бумаги и кладут в “Почтовый ящик”. Высказывания могут быть анонимными.

Список литературы:

  1. Л. Ф. Тихомирова. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль, 1997 г.
  2. Н. И. Дереклеева. Новые родительские собрания.1-4 классы, М, 2011 г.
  3. Ф. Е. Рыбаков. Атлас для экспериментально-психологического исследования личности. С-Пб, 2008 г.