Конспект интегрированного спортивного досуга "Зимушка-Зима"

Разделы: Работа с дошкольниками


Спортивный досуг – это одна из форм активного отдыха детей и взрослых, содержание которой представлено разнообразными видами физических упражнений (спортивными, гимнастикой, подвижными и спортивными играми), выполняемых в сочетании с элементами театральности, хореографии, пения, шуточных викторин и аттракционов.

При подготовке и проведении спортивных досугов дети получают возможность проявлять высокую активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно способствует развитию их способностей и личностных качеств.

Важнейший результат досуга – это радость от участия, общения, совместной развлекательной деятельности. Именно благодаря этому свойству работа по созданию системы физического воспитания должна начинаться с тесного сотрудничества с семьей. Эффективными формами работы с родителями являются:

  1. Совместные спортивные досуги, праздники, Дни здоровья.
  2. Дни открытых дверей, где родители имеют возможность присутствовать на утренней гимнастике, физкультурном занятии, могут наблюдать организацию питания, сна, закаливающих мероприятий.
  3. Демонстрация передового опыта семейного воспитания: конкурсы, “Мое семейное спортивное древо”, “Семейный кодекс здоровья”, выставки, встречи с родителями.

Тесное сотрудничество педагогов с семьей помогает родителям в деле воспитания ребенка, в повышении собственной компетенции, способствует созданию эмоционального благополучия ребенка, а также позволяет сформировать у дошкольника сознательное отношение к собственному здоровью.

В период организации и проведения спортивного досуга для детей и родителей ставятся следующие цели:
– оздоровительные (закаливание, получение запаса бодрости и работоспособности, эмоционально-психологическое оздоровление);
– спортивно-тренировочные (повышение спортивной квалификации, физическая тренировка);
– воспитательные (повышение родительского авторитета для детей и демонстрация способностей детей для родителей);
– развлекательные (игры, лотереи, соревнования, конкурсы);
– практические (закрепление знаний, навыков, ознакомление с новым материалом).

Такая форма работы ДОУ с родителями, а точнее “Спортивный досуг, как одна из форм активного отдыха детей и родителей в ДОУ” позволяет наиболее целесообразно воспитывать у детей стойкий интерес к занятиям физкультурой и своим достижениям в спорте, что является условием формирования мотивации здорового образа жизни.

Цель:

Объединить детей и родителей одной целью, сплотить в один коллектив для реализации поставленной задачи: оздоровление подрастающего поколения и формирование представлений о здоровом образе жизни, как о норме.

Задачи:

– Закрепить знания детей о зимнем сезоне в целом и каждом зимнем месяце в отдельности: общая характеристика, приметы, загадки, поговорки, стихи.
– Активизировать участие родителей в общественной жизни своих детей в Детском саду.
– Развивать двигательные навыки: силу, быстроту, гибкость, координацию, выносливость.
– Создать положительный эмоциональный настрой у детей: веселье, бодрое настроение, почувствовать радость движения.
– Воспитывать у детей дружелюбие, стремление к взаимовыручке, умение радоваться успехам других.

Оборудование: Костюмы для персонажей, канат, три детских валенка, колодец, “снежки”, три туннеля, стойки и кольца, музыкальный центр, картины о зимних месяцах года, проектор, грамоты.

Участники досуга: Дети, ведущая – воспитатель, персонажи: Декабрь, Январь, Февраль, Насморк, Кашель, Зимушка-Зима – родители.

Предварительная работа:

  • Разучивание стихов “Декабрь студеный” Т. Сухорукова, “Январь” В.Орлова, “Февраль” И.Иванова;
  • Ознакомление детей с пословицами, поговорками и загадками о месяцах года;
  • Разучивание ролей с родителями, подбор элементов для костюмов героев.

Ход досуга

Под песню “Кабы не было зимы” входят участники – дети и их родители.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, добрый день, родители! Сегодня к нам придут интересные гости. Давайте встретим первого из них.

Загадка.

Назовите-ка, ребятки,
Месяц, в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга до весны
Легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

На экране демонстрируются сезонные картины.

Входит Декабрь (родитель).

Декабрь: Здравствуйте, ребята, я – Декабрь. Очень рад вас видеть. Я очень хотел бы узнать, что вы обо мне знаете?

Ответы детей:

– Декабрь год кончает, зиму начинает
– В декабре солнце очень низко, короткие дни, рано темнеет.

Декабрь: Молодцы, дети!

Воспитатель: Какие приметы о декабрьской погоде вы знаете?

Ответы детей:

– В конце декабря – солнце на лето, зима – на мороз поворачивают.
– Если в декабре большой иней, то это к урожаю.
– Если в декабре снег привалит вплотную к заборам – плохое будет лето.

Декабрь: А пословицы и поговорки про декабрь вы знаете?

Ответы детей:

– Год декабрем кончается, а зима начинается.
– Не велик мороз, да краснеет нос.

Воспитатель: А еще наши дети знают стихотворение о месяце декабре.

(Ребенок читает стихотворение.)

Декабрь студеный.
Как на речке изумрудные мосты,
Но а в поле белоснежные холсты.
В заметенном, студеном декабре
Семь погод – все куролесят на дворе.
Серебристой бородой мороз оброс,
Щиплет щеки, пальцы, уши, лоб и нос.
Не захнычу, все стерплю, не закричу –
В Новый год на новых санках прикачу.
Т. Сухоруков

Декабрь: Спасибо, порадовали! Теперь и я вас порадую. Давайте поиграем в игру “Мороз – Красный нос”.

Проводится игра:

На противоположных сторонах спортивного зала обозначаются два угла. Это будут два дома, в одном из них располагаются играющие. Их задача – быстро перебежать в другой дом, т.е. в противоположный угол. Посередине площадки встает водящий – Мороз – Красный нос. Он говорит:

Я Мороз – Красный нос,
Кто из вас сейчас решится,
В путь – дороженьку пуститься?

Дети:

Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Водящий – Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой).“Замороженные” игроки останавливаются на том месте, где их настиг Мороз и стоят до окончания перебежки.

Игра проводится 2–3 раза.

Декабрь: Очень мне с вами весело, даже уходить не хочется.

Воспитатель: Оставайтесь с нами, уважаемый Декабрь, и вместе с ребятами встретим следующего гостя.

Загадка.

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в варежки мороз,
Брызнешь воду – упадет,
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету,
Что, скажи, за месяц это? (Январь.)

На экране демонстрируются сезонные картины.

Входит Январь (родитель).

Январь: Здравствуйте, ребята! Я – Январь.

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Январю, что мы о нем знаем, а он проверит – не ошибаемся ли мы.

Ответы детей:

– Январь – году начало, зиме – середина.
– Январь – месяц ярких звезд, белых тропинок.

Воспитатель: Ребята, какие приметы о январской погоде вам знакомы?

Ответы детей:

– Если январь холодный, то июль будет сухой и жаркий.
– Если в январе висит много сосулек, то урожай будет хороший.

Январь: Правильно говорите, молодцы.

Воспитатель: А теперь вспомните пословицы и поговорки.

Ответы детей:

– Январь – ломонос: береги свой нос.
– В январе растет день, растет и холод.
– Январь – перелом зимы.

Воспитатель: А еще, месяц Январь, дети знают о вас стихотворение.

(Ребенок читает стихотворение.)

Январь.

Все злее, злее, злее на улице мороз,
И каждый потеплее закутывает нос.
И людям и машинам сейчас не до красы:
И люди и машины закутали носы.
В.Орлов

Воспитатель: Да, ребята, месяц январь самый холодный, а в такие холода можно быстро простудиться.

(Слышно чихание и кашель.)

Воспитатель: Ой, кажется, к нам еще кто-то идет!

Появляются Кашель и Насморк (костюмированные родители). Кашель обвязан шарфом, у Насморка на груди большой носовой платок.

Ведущий: Будьте здоровы, живите богато!

Кашель: Опять слышу эти слова, (передразнивая) “Будьте здоровы!”

Не люблю здоровых, смелых да умелых!

Насморк: Я люблю ленивых, хилых, некрасивых и совсем больных, вялых и худых. Ну-ка быстро, Кашель. Приступай, заражай, заражай!

Кашель: И ты, Насморк, не зевай, заражай, заражай!

Воспитатель: Остановитесь, Кашель и Насморк, у наших детей есть девиз. Вы послушайте и решите, стоит ли вам с нами связываться?

Дети: Нет, не будем мы болеть, даже не старайтесь! Знаем мы одни секрет и такое слово: Спорт мы любим с детских лет и будем все здоровы!

Кашель: А вот мы сейчас узнаем, как вы любите спорт. Давайте проведем спортивное состязание по перетягиванию каната.

Проводится состязание.

Кашель состязается в перетягивании каната с мальчиками, Насморк – с девочками. Выигрывают дети.

Кашель: Да, вы дети, такие смелые, ловкие!

Насморк: Наверно зря мы сюда пришли.

Воспитатель: Да вы еще не знаете, какие мы все дружные. Оставайтесь, и дети многому вас научат. А вы, ребята, слушайте следующую загадку.

Загадка:

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега,
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это? (Февраль.)

На экране демонстрируются сезонные картины.

Входит Февраль (родитель).

Февраль: Здравствуйте, ребята!

Дети здороваются.

Воспитатель: Ребята, а что мы знаем про месяц февраль?

Ответы детей:

– Февраль – последний месяц зимы.
– Февраль отличается сильными ветрами.

Февраль: Ребята, какие приметы о февральской погоде вы знаете?

Ответы детей:

– У февраля два друга – метель, да вьюга.
– Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обуты.

Воспитатель: Наши дети и про месяц февраль знают стихотворение, давайте послушаем.

(Ребенок читает стихотворение.)

Зимы последние потемки,
Февраль – наследник января
Рекой текут, плывут поземки,
Впадая в снежные моря.
И мне от радужного блеска
Не удержать веселых слез.
На южном склоне перелеска –
Воронки у корней берез.
И, птичьим вняв напевам вешним,
Раздвинув жухлую траву,
Ростком проклюнется подснежник
сквозь прошлогоднюю листву…
И. Иванов

Февраль: Молодцы, ребята. А знаете ли вы, какой праздник отмечают 23 февраля?

Ответы детей.

– День Защитника Отечества.

Воспитатель: В этот день наши дети поздравляют своих пап, дедушек, братьев и приглашают поучаствовать в спортивных соревнованиях. Давайте сейчас тоже устроим спортивные соревнования. А капитанами команд будут зимние месяц.

Дети делятся на три команды “Декабрь”, “Январь”, “Февраль”. В команды также приглашаются родители – зрители.

Критерии судейства: команда, пришедшая, к финишу первой получает 2 бала, второй – 1 бал, последней – 0 балов.

Командные эстафеты:

1. “Передай валенок”. Передача эстафетного валенка на палке.

2. “Насорил – убери”. Каждая команда получает по валенку, в котором лежат снежки. Первый участник бежит с валенком до ориентира и высыпает все снежки в обруч. Передает валенок второму участнику, который бежит и собирает снежки в пустой валенок и передает следующему.

3. “Метание снежков в колодец”.

4. “Разбуди медведя”. Участник забрасывает в “берлогу” (туннель) валенок, достает его с противоположной стороны, возвращается к команде и передает валенок следующему участнику.

5. “Новогодний хоровод”. Первый участник, обежав ориентир, берет за руку второго, оббегают ориентир и так в хоровод выстраиваются все члены команды…

Для поздравления команд выходит Зима.

Зима: Здравствуйте ребята! Мне очень приятно знать, что самое холодное время года приносит вам так много радости и веселья. И в награду за вашу жизнерадостность и участие в этих спортивных состязаниях я награждаю вас грамотами. А еще вас ждет самый белоснежный и вкусный приз – мороженое.

Воспитатель: Ребята, поблагодарим Зимушку за подарки и наших гостей за участие. Наш зимний праздник подошел к концу.

Список используемой литературы.

  1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду.
  2. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста.
  3. Глушкова Г.В., Голубева Л.Г.,Прилепина И.А. Физическое воспитание в семье и ДОУ.
  4. Лысова В.Я., Яковлева Т.С., Зацепина М.В., Воробьева О.И. Спортивные праздники и развлечения.
  5. Шебеко В.И., Ермак Н.Н. Физкультурные праздники в детском саду.
  6. Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольникам.
  7. Диск “Календарные и тематические праздники в ДОУ”. Издательство “Учитель”, 2009 г.