Затрагивая вопросы речевого развития детей, мы неизменно говорим об объеме, качестве и характере усвоенных речевых навыков и умений. Сохраняющаяся тенденция к возрастанию количества детей с недостатками речи актуализирует поиски оптимальных путей коррекционной работы, наиболее эффективной деятельности педагога и учащихся. В данной ситуации, на мой взгляд, необходимо уделить внимание важнейшему компоненту деятельности – мотивации, признанной мотором, побуждающим к действию (А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
В исследованиях ряда авторов рассматриваются вопросы значимости мотивационной сферы, закономерности формирования ее компонентов (М.Р.Львов), описана неполноценность мотивационных процессов при определении структуры речевого дефекта при ОНР (Р.Е.Левина, Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева).
В процессе наблюдения за деятельностью учащихся, характером их общения педагог может составить представление о степени заинтересованности учащихся. Здесь применимы такие методы, как анкетирование на предмет отношения к занятиям, беседы с учащимися, а так же, создание специальных педагогических ситуаций, которые можно включить в естественный ход занятий.
Недостатки мотивационной сферы снижают личную заинтересованность учащихся в получении логопедической помощи и ее результатах, отмечается снижение уровня притязаний, дети пассивно (реже негативно), относятся к занятиям, отсутствует стойкий интерес к учебному материалу. Эмоциональный статус детей с несформированной мотивационной базой можно охарактеризовать как нестабильный, дети склонны к невротическим реакциям, эмоциональному заражению. Отмечается повышенная тревожность и различные страхи, а именно: ответы у доски, новые виды деятельности. Такие учащиеся реже пытаются самостоятельно найти выход из ситуаций проблемных постановок, редко обращаются за помощью к учителю.
Следовательно, можно сделать вывод о недостаточном принятии логопедических занятий.
Для достижения оптимального уровня заинтересованности, при котором деятельность выполняется лучше всего, необходимо сформировать мотивы, которые могут носить самый разнообразный характер:
– обусловленные как внешними, так и внутренними, личными по отношению к
субъекту обстоятельствами;
– носящие условно положительный или отрицательный характер;
– устойчивые (не требующие дополнительного подкрепления) и неустойчивые мотивы.
Таким образом, мы принимаем во внимание системность мотивации, не только полимодальность каждого компонента деятельности, но и взаимное влияние.
Относительно логопедических занятий учитель должен формировать мотивационную базу на каждом этапе работы.
Отрицательное воздействие (укоры, наказания со стороны педагога, родителей, коллектива) не приводит к стойким положительным результатам.
Работа должна строиться на положительных посылах, которые могут выступать в форме значимых для учащихся личных устремлений.
В учебной деятельности принято выделять следующие направления:
– приобретение знаний;
– удовлетворение любознательности;
– расширения кругозора;
– интеллектуальная активность;
– реализация своих способностей и т.д.
Непосредственно познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности, также имеют свою градацию (учебно-познавательные, самообразовательные и т.д.).
Исходя из теоретических представлений, при проведении занятий у лиц с речевой патологией, обязательно должны ставиться акценты на мотивации к обучению, а именно:
– формирование ожиданий у ребенка, связанных с коррекционными занятиями;
– эмоциональный настрой.
Для создания учебной ситуации учитель-логопед может предложить детям смоделировать пример общения. Вы хотите пригласить друга поиграть в мяч и пишите ему записку: “Приходи вечером с мечом, поиграем”. Друг принес меч…
При обсуждении подчеркивается важность правильной устной и письменной речи для реализации своих желаний.
Для формирования лидерских качеств активно используются игровые соревновательные приемы. На занятиях часто проводятся блиц-опросы по темам, за каждый правильный ответ учащийся получает фишку. По итогам выявляется победитель, набравший наибольшее количество фишек.
Дети на занятиях часто выступают в позиции учителя. Ученик самостоятельно предлагает задание по аналогии с ранее выполняемым, выбирает отвечающего и оценивает правильность ответа. Важно, чтобы каждый учащийся группы имел возможность для самореализации.
Просоциальные, общественно-значимые мотивы, основанные на чувстве долга и ответственности перед группой, реализуются в командных играх, взаимопроверке выполненных заданий.
Мотивы самоактуализации реализуются на каждом занятии посредством эмоционально-оценочных карточек “Семафор” – на одной стороне – картинка, выражающая эмоцию радости, на другой – эмоцию сомнения. Карточки есть у каждого учащегося, и на свое усмотрение, дети оценивают работу у доски и устные ответы своих товарищей. У учителя есть возможность узнать мнение каждого ученика – оно отражено на карточке. В свою очередь, каждый ученик получает возможность выразить свою точку зрения и, при необходимости, обосновать свой выбор.
Мотивы достижения – стремление добиться высоких результатов отражается на “Доске достижений”, где перечислены все учащиеся группы, а количество наклеек-символов отражает успешность деятельности на занятиях, есть возможность сравнить себя со всеми участниками группы.
Необходимо целенаправленно формировать интерес к логопедическим занятиям, повышать личную значимость речевой деятельности. Должна проводиться работа по созданию уверенности в исправлении речевого дефекта и позитивного отношения к логопедическим приемам и методам.
Необходимо отметить, что эмоциональное отношение к дефекту у ребенка частично формируется позицией родителей и их установками, соответственно, желательно проводить комплексное воздействие с участием семьи.
Создание системы мотивации основывается на диагностике особенностей данной сферы и формировании стимулов. Следует учитывать полимодальное воздействие на каждую мотивационную составляющую.
Коррекционная работа должна быть направлена на раскрытие личностных ресурсов ребенка, повышение его самооценки.
Комплексное воздействие со стороны учителя-логопеда, психолога и родителей позволит следовать индивидуальной траектории повышения заинтересованности в исправлении речевого дефекта.