Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Развитие речи в дошкольном детстве – одна из центральных задач воспитания. Становление и развитие всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической) является фундаментом для последующего усвоения родного языка. Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности: при ознакомлении с окружающей действительностью, художественной литературой, в игре и на занятиях, в повседневной жизни и в общении. На специальных речевых занятиях возможна целенаправленная работа над смысловой стороной слова, формированием языковых обобщений, что является основой развития осознания явлений языка и речи. Усвоение норм и правил родного языка происходит в определенной системе, охватывающей все стороны речевого развития – лексическую, грамматическую, фонетическую, а также становление диалогической и монологической речи.

Предлагаемое мною интегрированное занятие рекомендую проводить как в общеобразовательных группах, так и в логопедических. Отдельные элементы можно использовать в индивидуальной работе с дошкольниками.

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста “За окном зима живет…!”

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя, произносительной, связной речи) в различных видах деятельности.

Программные задачи:

  • Образовательные: расширять и обогащать знания детей об особенностях зимних природных явлениях (снегопад, метель, вьюга), упражнять детей в подборе слов определений к заданным словам (словарь), закреплять употребление в речи детей глагола “хотеть” в форме ед.ч. (грамматика), навыки аккуратного наклеивания;
  • Развивающие: активизировать в речи сложноподчиненные предложения, используя языковые средства – потому что… (связная речь), словарь по теме “зима” (вьюга, снегопад, метель, слова определения – ледяная прозрачная и др.) (словарь), развивать дыхание и правильный речевой выдох (звуковая культура речи), танцевальное творчество, интерес к изобразительной деятельности, общую и мелкую моторику рук, познавательный интерес, непроизвольное внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление;
  • Воспитательные: Воспитывать доброжелательность, стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается;
  • Здоровьесберегающие: Профилактика утомления детей на занятии, сохранение функции зрения.

Материалы и оборудование: ширма, мольберт, зимняя декорация, ель, “снежный ком”, фонограмма звука вьюги, Вивальди “Зима”, лиса (игрушка би-ба-бо).

Демонстрационный материалмультимедийное оборудование с видео природных явлений (метель, вьюга, снегопад), книжка-самоделка;

Раздаточный материалстаканчики с крошками пенопласта, соломинки для коктейля (упражнение “Метель”), снежинки, новогодний дождик, странички для книжки-самоделки с изображением зимних картинок, “снежные” комочки из салфеток, материал для аппликации (клейстер, кисти, салфетки, клеенки, подставки для кисти).

Планируемые результаты:

  • Используемые методы и приемы способствуют развитию всех компонентов устной речи детей;
  • дети активны, каждый ребенок включен в работу;
  • у детей проявляется устойчивый интерес к содержанию занятия;
  • речь, вопросы воспитателя соответствуют литературной норме, не содержат фактических и методических ошибок;
  • воспитатель осуществляет индивидуальный подход к детям;
  • оборудование, наглядные материалы соответствуют возрасту и санитарным правилам;
  • эмоциональный уровень занятия удовлетворителен.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель: Сегодня к вам в детский сад в этот зимний день пришли гости. Что при встрече говорят вежливые люди? (Здравствуйте.)

Воспитатель: Все гости добрые, улыбчивые, приветливые. Давайте и мы с улыбкой и радостно скажем им: “Здравствуйте!” (Дети здороваются.)

Воспитатель: На улице еще нет снега а у нас в группе сегодня все по зимнему. Здесь и елки в снегу, сугробы, есть волшебное окно. Вот она зимняя, белая сказка. Вы хотите отправиться в сказку? (Воспитатель побуждает детей ответить: хотим (вместе), хочу (индивидуально) Как еще можно сказать о своем желании?)

Воспитатель:

Не пропустите таинственный час –
Время для сказки наступит сейчас.

Воспитатель: Чтобы попасть в сказку повторите за мной волшебные слова:

Сказка, сказка, отзовись,
Сказка, сказка, появись. (Включилось мультимедийное видео.)

1-я часть.

Воспитатель: Посмотрите в волшебное окно – сказка наша начинается. Вы любите зиму? (ответы) Расскажите почему вы любите зиму и начните со слов: “Я люблю зиму потому, что…..”?

2-я часть.

Упражнение “Какой? Какая? Какое?”

Воспитатель: Правильно вы сказали – зимой много забав и развлечений для детей и взрослых. Я хочу поиграть с вами в снежок. Я буду бросать вам его и задавать вопрос, вы подберете слово-признак ответив на вопросы: “Какой, какая, какое?”.

Примеры (называя детей некоторых по имени):

Если днем светит солнце, то день (какой?) – солнечный.

Если утром мороз, то утро (какое?) – морозное.

Если горка сделана изо льда, то горка (какая?) – ледяная.

Если ночью холодно, то ночь (какая?) – холодная.

Если зимой дует ветер, то зима какая? (ветреная).

Если зимой часто идет снег, то зима (какая?) – снежная.

Сосулька какая? – холодная, твердая, ледяная…

Лед какой? – прозрачный, тонкий…

Ночь какая? – длинная, звездная, морозная….

3-я часть.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно и точно подобрали все слова.

Воспитатель: Зима – интересное время года. Зимой можно наблюдать необычные явления природы. Об одном из них я подготовила загадку. Слушайте внимательно?

Он все время занят делом
Он не может зря идти
Покрывает снегом белым
Все что видит на пути!
(Снегопад.)

(Если дети не отгадали, воспитатель: Как называется явление природы когда снег идет или как еще говорят падает с неба? (если затруднение воспитатель называет “снего….” дети: “…пад”.)

Воспитатель: Посмотрите в наше волшебное окно, там падает снег. (рассказ сопровождается мультимедийным показом) Слово Снегопад – состоит из двух слов – снег и падать. Во время снегопада снег тихо, плавно падает из облаков и ложится на землю. Нежные снежинки кружатся и опускаются на деревья, дома, дорожки.

4-я часть.

Воспитатель: Есть у зимы еще одна помощница – посмотрите в волшебное окно и скажите что это за явление природы? (Фрагмент мультимедийного видео.) (Метель.)

Воспитатель: Что происходит на улице в метель? (Ответы детей.)

Воспитатель: Посмотрите в окно (мультимедийное видео) ветер поднимает вверх отдельные снежинки, которые падают из облаков и переносит их по земле. Метель это тот же снегопад, но с ветром.

5-я часть.

Дыхательное упражнение “Вьюга”.

Упражнение на развитие направленности воздушной струи “Вьюга”.

Воспитатель: Вы слышите какой-то звук? (включается фонограмма вьюги). Как вы думаете что это может быть? (Ответы.)

Воспитатель: Это песня вьюги. Что такое вьюга? (Ответы.)

Воспитатель: Посмотрите (рассказ сопровождается мультимедийным показом). Вьюга – это еще одна помощница зимы, это снегопад с сильным ветром. Ветер завывает и закручивает снег высоко над землей и слышно везде у-у-у-у-у. Вы услышали как воет вьюга. Вой вьюги можно изобразить голосом и с помощью руки. Для этого я наберу воздух носом, сложу губы трубочкой и выдохну воздух, произнося звук “У” долго, сначала тихо, потом все громче и громче. (показ с помощью руки без дождика). Что бы все получилось по-настоящему можно взять вот этот новогодний дождик и проследить за ним глазами. (Показ воспитателем.) Теперь давайте вместе сделаем это.

(Самостоятельное выполнение упражнения с использованием атрибута “новогоднего дождика”.)

Воспитатель: Молодцы, у всех получилось изобразить вой вьюги.

Воспитатель: Сегодня каждый из вас может устроить настоящую вьюгу в группе. Для этого я приготовила баночки с маленькими снежинками. Снег там волшебный и не тает. Нужно взять баночку в одну руку, а другой рукой держать соломинку. Сделать глубокий вдох через нос, а потом долго, свободно и легко дуть в трубочку, не надувая щек, как я.

(Показ воспитателем, самостоятельное выполнение детьми.)

Воспитатель: Вам понравилась эта игра? Ее вы можете показать своим друзьям и рассказать им про вьюгу.

Физкультминутка.

Воспитатель: Зима – это чудесное, волшебное время года. О ней композиторы написали прекрасные музыкальные произведения. Пока мы беседовали в группу прилетели снежинки. Я предлагаю вместе со мной станцевать вальс снежинок под музыку композитора Георгия Свиридова “Метель”. Возьмите себе по одной снежинке и выходите на зимнюю поляну.

(Произвольный танец снежинок.)

Воспитатель: Замечательный танец у нас получился. Теперь украсьте нашу елочку снежинками, пусть и ей будет тепло и уютно.

6-я часть.

Воспитатель: Ой, дети, вы слышите, кто-то плачет.

(На ширме появляется Заяц – кукла би-ба-бо. Воспитатель побуждает детей спросить у зайца почему он плачет.)

Дети: Заяц, почему ты плачешь?

Заяц: Я потерял свою сказку.

Воспитатель: Дети, поможем зайцу найти его сказку? Вспомните, в каких сказках встречается заяц? (“Теремок”, “Колобок”, “Заюшкина избушка”, “Заяц-хваста”, “Рукавичка” и др.)

Воспитатель: Заяц, вспомнил свою сказку?

Заяц: Нет, это не мои сказки, моя сказка была вся белая, волшебная, зимняя, вся в картинках. Когда я прыгал по лесу, налетела злая вьюга и все мои странички разлетелись. Только одна страничка осталась от книги и та испортилась.

Воспитатель: (Показывает страничку детям.) Что здесь не так? (Ветер сдул часть “снежных” комочков.)

Воспитатель: Давайте поможем зайцу и приклеим снежные комочки.

(Показ способа наклеивания.)

Воспитатель: Чтобы собрать все страницы в книгу, пойдемте в волшебную мастерскую, где вы на другие странички книги приклеите такие же “снежные комочки”.

Пальчиковая гимнастика “Раз, два, три, четыре, пять….”

Чтобы ваши пальчики не замерзли, мы их немного согреем и научим зайца как это надо делать. Смотри зайка!!!

Раз, два, три, четыре, пять (поочередное загибание пальчиков на руках).

Мы во двор пошли гулять (изображение ходьбы пальцами).

Бабу снежную лепили (“лепят” комочек двумя ладонями).

Птичек крошками кормили (“крошат” хлеб).

С горки мы потом катались (ведут указательным пальцем по ладони).

А еще в снегу валялись (ладошки переворачивают одной потом другой стороной).

Все в снегу домой пришли (отряхивают ладошки).

Съели суп и спать легли (“едят” ложкой суп).

8-я часть.

Аппликация “Снежные странички” (самостоятельная работа).

Воспитатель: Молодцы! Несите свои странички и мы соберем книгу для зайчика. (Сбор книги.)

Воспитатель: Подумайте, как можно назвать эту книгу? (Ответы.)

Итог.

Воспитатель: Заяц, тебе нравится, какие названия придумали дети для твоей сказки?

Заяц: Мне все названия понравились. За то, что вы мне помогли собрать всю книгу, я хочу вам ее подарить. До свидания! (Ответы.)

Воспитатель: Теперь эта книга будет напоминать о нашей встрече. Вот наша сказочная история подошла к концу. Что вам запомнилось больше всего? (Ответы.) У каких помощников зимы мы побывали в гостях? (Метель, вьюга, снегопад.) Кому бы вы хотели сказать спасибо? За что? Воспитатель: Наступило время попрощаться и мне. Мне было очень приятно общаться с вами. На прощанье желаю вам здоровья и снежной, волшебной зимы, чтобы вы могли весело провести время и покататься с горки.