Участники мероприятия: учащиеся 2–5-х классов.
Цели:
- Создать условия для развития эстетического восприятия и радости переживания от красоты окружающего, способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на прекрасное.
- воспитывать любовь к окружающей природе, развивать способность чувствовать красоту цветов, их роль в создании настроения человека.
- воспитывать любовь к искусству народных мастеров, углублять чувство сопереживания при чтении стихов, слушании музыки.
- развивать умение выражать свои чувства и впечатления, переживания и наблюдения литературным словом.
Оборудование:
- Павлово-посадские платки.
- Матрешки.
- Выставка поделок мастеров декоративно-прикладного искусства.
- Пословицы.
- Плакат со словами:
“А если это так, то, что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота.
Или огонь, мерцающий в сосуде?”
Н. Заболоцкий - Роза в вазе.
- Иллюстрации, репродукции картин (о красоте родной природы).
- Медиапроектор, слайды.
- Фонограмма “Народные песни”.
Ведущий: Ребята, сегодня мы поговорим с вами наверное, о самом важном в жизни каждого человека – о красоте. Посмотрите на эти предметы и скажите, что, глядя на них, вас волнует, что радует, удивляет? (обращение к выставке) (дети: яркие краски, древние традиции, красота форм предметов, удивительное сочетание красок)
Но знаете ли вы о том, что в каждом из этих предметов живет еще и своя маленькая тайна? Давайте еще раз получше рассмотрим их.
1. Вот матрешка. (Презентация.) (Слайд 2) (Рисунок 1.)
Вы с ней уже знакомы. Она красивая. Откроем ее – и увидим еще одну, а в ней еще: и каждая расписана розами да узорами. Одна краше другой.
Чтец:
Алый, шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука,
В деревянные бока.
А внутри секреты есть
Может три, а, может, шесть.
Разрумянилась немножко,
Это русская матрешка.
Ведущий: Может это покажется удивительным. Но человек, придумавший матрешку, известен. Это не крестьянин, а русский художник. Жил он в прошлом веке. Путешествуя по Японии, видел много забавных игрушек. А когда вернулся в Россию, то пошел к народным умельцам. “Можно ли выточить вот такую забавную куклу?”. Выточили, расписали и назвали именем Матрешка. И начали с тех пор выделывать эти удивительные игрушки. Да в каждой местности по – своему. Особенно увлекались матрешками в Нижегородском крае – в селах Полхов – Майдане, Крутец. Говорят там получились самые лучшие матрешки. Так кто же тот художник? Его фамилию вы должны будете назвать. Этот раунд будет проходить в форме телеигры “Поле чудес”. (На табло квадратиками закрыта фамилия художника. Дети по очереди угадывают буквы, пока не откроется вся фамилия.) (Слайд 3)
М | А | Л | Ю | Т | И | Н |
Ведущий:
2. А вот русская шаль. Она чудесная. (Слайд 4) (Рисунок 2.)
Чтец:
Будто чудная жар птица крыльями взмахнула.
Это красная девица головой качнула.
На головке был надет яркий, будто самоцвет –
Квадрат ткани расписной, разноцветный с бахромой.
Тут розан и лепесток,
Тут травинка и цветок,
И все вместе это чудо –
Русский Павловский платок.
Ведущий: Я приглашаю вас в старинный русский город Павловский Посад, на берег тихой речки Клязьмы. Представьте себе теплый летний вечер. Девчата собрались на поляне у речки поговорить, попеть песни, частушки, поводить хороводы. У воды вечером может быть прохладно, а так не хочется снимать легкий красивый сарафан. Чем же можно укрыть руки и плечи, чтобы было легко и нарядно? (Дети: взять с собой платок)
Платки и шали на Руси всегда считались самым дорогим подарком и украшением для женщины. Давайте посмотрим как носили павло – посадские платки.
Звучит музыка, выходят заранее подготовленные девочки с платками и демонстрируют показ. (Платки носили на плечах, повязывали на голову, в мороз платок повязывали под меховую шапку или поверх нее.)
Ведущий: Давайте полюбуемся этой красотой (девочки держат платки в развороте). (Слайд 5) (Рисунок 3)
.. Фон у платков разный, но все они красивы. Обратите внимание на узоры. В какой части платка самые крупные цветы и букеты? (По кайме и по углам, так как платок сгибали с уголка на уголок и при этом необходимо было чтобы вся красота оставалась на виду.) Посчитайте, сколько красок необходимо для узора на одном платке (от 8 до 12). Посмотрите на самый крупный цветок. Каким он кажется из-за многих оттенков? (Цветок хочется потрогать, он как настоящий, живой.)
А сейчас давайте еще раз полюбуемся многоцветием павловских платков.
Танец с платками.
Ведущий:
3. А вот посмотрите в вазе роза – королева цветов. Какие нежные оттенки в ее лепестках! Приглядитесь, и вам покажется, что она сияет. (Слайд 6) (Рисунок 4.)
Чтец:
О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков,
Раскрывшихся благоуханной чашей.
(С.Маршак)
Ведущий: Роза – символ милосердия, душевной чистоты. Не такая ли дивная роза побудила художника к созданию узоров на русских шалях и сарафанах матрешек.
4. А теперь обратите внимание на живопись. Здесь на стенде вы видите прекрасные картины. Умели ли их авторы примечать прекрасное в жизни? (Высказывания учащихся.) (Слайд 7, 8, 9, 10) (Рисунок 5.)
Посмотрите, какие краски нашел художник, чтобы передать искрящийся холодок, опушенных инеем, веток. Это же чудо!
Выглянул он утром в окно и увидел эту сказочную красоту. Пройдет время, подует ветер, осыплется иней, наступит весна, снег растает, но красота морозного зимнего утра останется с нами навсегда.
Чтец: (читает стихотворение С.Есенина “Белая береза”).
Звучит музыка (фонограмма песни “Стоит береза у опушки”).
Ведущий: Кто-то из вас сейчас загрустил, у кого – то на сердце стало теплее и он что – то вспомнил. Великие композиторы, музыку которых мы слушаем, дарят нам красоту в звуках.
5. А сейчас поговорим о красоте человеческой души. Вспомним “Сказку о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина. (Разговор о качествах главных героев сказки.)
Как разнообразна красота. Мы с вами убедились, что она и в цветке, и в ночном небе, и в творении рук человеческих, и наконец, она в нас самих. А как вы думаете поэт, композитор, мастер народного промысла – это обычные люди? (Это особенные люди, в их руках и творениях оживает красота.)
Каждый человек становится красивее, когда делает добро. Красивее становится человек и тогда, когда он видит красоту, ведь при этом красота заглядывает в его душу. Ребята, я попрошу вас сейчас посмотреть друг на друга, посмотреть на рядом сидящего, и увидеть в нем что-то красивое и доброе. Вот я вижу, что у вас лица посветлели.
6. Размышления учащихся над вопросом:
“Можно ли стать красивее, вертясь целыми днями у зеркала?”
7. Обращение к пословицам. (Слайд 11) (Учащиеся объясняют смысл пословиц.)
- Не одежда красит человека, а его добрые дела.
- Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
- Красив тот, кто красиво поступает.
Ведущий: Не правда ли в пословицах чувствуется некая осторожность в отношении к внешней красоте. Наше внимание вновь и вновь, почему то обращается к внутреннему содержанию, к сущности вещей. Я надеюсь, что каждый из вас стал чуточку умнее, чуточку добрее и чуточку красивее. Благодарю всех за внимание.
Используемая литература.
- Н.Г. Рудин Павловские шали.
- Н.В. Краснов. “Беседы по изобразительному искусству в начальной школе”. “Искусство”, 1985 г.
- Матрешка. М.: Советская Россия, 1969.
- В.Н. Осокин “Рассказы о русском пейзаже”.
- А.И. Зотов, О.И. Сопоцинский “Русское искусство”.