Открытый урок русского языка по программе "Перспективная начальная школа". 3-й класс. Тема: "Устное сочинение. Работа с картиной Валентина Серова "Портрет Мики Морозова"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: Продолжить работу с таким жанром живописи, как портрет.

Задачи:

1. Обучающие:

  • Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над ее содержанием и переходить к обобщению на основе выявленных деталей.
  • Учить использовать план для устного рассказа по картине.
  • Формировать умение выстраивать логику устного описания живописного портрета.
  • Учить использовать биографические сведения о герое картины.

2. Развивающие:

  • Совершенствовать умение использовать невербальные средства выразительности в собственной устной речи.
  • Формировать исследовательский интерес к живописному произведению.
  • Развивать у учащихся память, внимание, абстрактное мышление, воображение.
  • Развивать умение работать с картинами и дополнительной литературой.
  • Развитие эстетического вкуса детей через знакомство с приемами живописи.

3. Воспитывающие:

  • Привлекать личный социальный опыт ребенка для обострения восприятия живописного образа.
  • Формировать коммуникативные навыки, продолжить работу над умением вести диалог.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: интегрированный, литературное чтение, музыка и живопись.

Оборудование:

Учитель: ПК, (картина Валентина Серова “Портрет Мики Морозова”; портрет Михаила Морозова и Петра Чайковского; произведения из “Детского альбома” Петра Чайковского); телевизор; учебник М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская “Русский язык”, 3 класс; словари.

Ученики: карточки с заданиями; канцелярские лупы; словари; учебник литературного чтения (Н.А. Чуракова) и русского языка (М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская).

УМК: “Перспективная начальная школа”

Ход урока

I. Организационный момент.

Посмотрите внимательно на меня, сядьте ровно. Мысленно скажите себе: “Я внимателен, я думаю, я сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе”.

II. Сообщение темы урока.
  • Ребята, найдите в “Музейном Доме” “Портрет Мики Морозова”, посмотрите внимательно и попробуйте определить, о чем мы будем сегодня говорить.

  • Тема нашего урока работа по картине: Валентина Серова “Портрет Мики Морозова”.

 

  • Давайте попробуем определить, чему мы научимся сегодня на уроке, работая с этой картиной. (Цели учащихся).
  • Вспомните, на какие группы делятся картины? (Натюрморт, пейзаж, портрет).
  • А что такое натюрморт?

  • Докажите верность своего высказывания.
  • Что в этом нам поможем? (Словарь.)
  • А какой это должен быть словарь? (Толковый словарь; Профессиональный словарь; Словарь иностранных слов.)
  • Поработайте со словарями, найдите определения нужных слов. (Дети вспоминают правила работы со словарем, ищут и читают определения.)
  • А что такое пейзаж?
  • Докажите, верность и этого высказывания.

  • А что такое портрет?
  • Докажите.

  • Так все-таки почему картины разделили на эти группы?

  • Значит, сегодня мы будем говорить о… (портрете).
  • Докажите, что у нас портрет, а не пейзаж и не натюрморт.

III. Основная часть.

  • Давайте еще раз вспомним, кто автор нашей картины и как она называется? (Картина Валентина Серова “Портрет Мики Морозова”.)
  • Сейчас мы будем работать с этой картиной. Для этого откройте учебник на странице № 46. Вы работаете группами, и свои ответы фиксируете на листочках.
  • Давайте вспомним правила работы в группах. (Обсуждение детей.)

Презентация.

Вопросы учителя. Предполагаемые ответы детей. Слайды.
 Как ты думаешь, что это за имя – Мика? Уменьшительно-ласкательное имя мальчика – Миша. 9.
 Подходит ли оно мальчику? Да, мальчик еще мал, ему подходит такое домашнее имя. 10.
 Сколько, на твой взгляд, ему лет? От 4 до 6. 11.
 Какие детали на картине помогли тебе определить возраст мальчика? Обратите внимание на кресло, где сидит мальчик? На подушки, которые его окружают. По сравнению с большим креслом мальчик маленький, само кресло покрыто цветастыми подушками, чтобы ребенку было удобнее; у мальчика полуоткрыт рот, что выдает его детскую непосредственность.
 Художник писал Мику утром? Днем? Вечером? Можно ли по внешним деталям (по одежде, прическе ребенка) сделать вывод о времени суток? Мика в ночной рубашке, волосы растрепаны, он возбужден: это может быть и ранним утром, и перед сном. 12.
 Попробуйте мысленно “оживить” образ мальчика. Как вам кажется, Мика долго сможет просидеть на одном месте? Или создается впечатление, будто он в любой момент готов спрыгнуть, куда-то побежать? Мальчик сидит в кресле на краешке, таким образом, кажется, будто он может в любой момент спрыгнуть.
 Что можно сказать о характере мальчика, если судить по его позе, по его внешнему виду: он резвый или спокойный? Ног мальчика не видно. Как ты думаешь, Мика босой? В тапочках? В носочках? Что больше соответствует его образу? Есть живость уже в самой позе, в том, как растрепаны его волосы? Мика, скорее всего, босой. Он торопится куда-то бежать. 13.
 Что можно сказать о характере мальчика? (выражение лица). Он кажется вам бойким и смышленым или тихим и нерешительным? Он любознательный и впечатлительный? Или он не знает чем себя занять? Судя по выражению лица, Мика бойкий и смышленый мальчик. Глаза горят, рот полуоткрыт, на щеках румянец. Взгляд у мальчика очень внимательный и серьезный, свидетельствующий об уме, любознательности.
 Как вы думаете, если Мике читать сказку, он будет внимательно ее слушать или нет? Мика способен сосредоточенно слушать, или он непоседливый ребенок, которому интереснее бегать и резвиться? Он умеет воображать и слушать. 15.
 Ребята, о том, что мы не ошиблись в своих суждениях, говорит фотография и рисунок художника в нашем учебнике на странице №48, где уже изображен взрослый Мика. Это уже Михаил Морозов. Он стал известным ученым, исследователем литературы, профессором Московского университета. 16.
 Итак, о чем же нам может рассказать портрет? Портретное описание может рассказать о внешности, возрасте, характере и переживаниях человека. 17.
 Ребята, помните ли вы себя в возрасте Мики Морозова? Этот мальчик похож на кого-то из вас в раннем детстве или нет?
  • Да, похож.
  • Я не помню.
  • А я был тихий и спокойный.
 Скажите, пожалуйста, при помощи чего художники передают нам свои переживания, мысли и красоту окружающего мира и людей? Холста и красок.
 А мы давайте попробуем изобразить при помощи разных движений, мимики и жестов следующие ситуации.

IV. Физкультминутка “Мимика и жесты”.

  • “Летит муха”. Какой жест? Покажите, как работает рука. Какое выражение лица при этом?
  • “Нам очень жарко”. (Рука спокойно обмахивает лицо.)
  • “Вижу вдалеке подругу. Зову ее”. (Широкий взмах руки к себе.)
  • “Снег хлопьями повалил”. (Рука слегка прикрывает лицо.)
  • “Град пошел”. (Присели, руки на голову.)
  • “На конфетку!” (Рука вперед, ладонь раскрыта, радость.)
  • “На горькое лекарство!” (Лицо недовольное, рука от себя.)
  • “Полощем в тазике платочек”. (Рука двигается легко, свободно.)
  • “Толкаем тяжелую коробку”. (Рука от себя с усилием, резко.)

А сейчас выполните мою просьбу, с которой я обращусь к вам, используя жесты и мимику.

Учитель поднимает обе руки ладонями вверх. Дети встают. Учитель опускает руки. Дети садятся.

V. Прослушивание музыкальных произведений.

  • Смотрите: вы без слов, только по жестам и мимике поняли меня. Значит, можно общаться без слов?
  • Описать характер человека, его переживания, возраст, может не только художник, но и…? (Мнения детей.)
  • Как вы думаете, мог ли композитор написать музыкальный портрет Мики Морозова? Как, при помощи чего? (Музыкальных инструментов и нот.)
  • Давайте послушаем два музыкальных произведения Петра Ильича Чайковского. (Приложение 3)

И вы постараетесь определить, какое из них соответствует к портрету Мики Морозова. (Прослушивание “Игра в лошадки” и “Мама” из Детского альбома Петра Ильича Чайковского.)

  • Почему вы так решили?
  • А второе произведение можно считать музыкальны изображением Мики?
  • А если вспомнить, кем он стал, его характер. (Вторая мелодия подойдёт к образу Михаила Морозова.) Докажите.

VI. Итог урока.

  • Итак, на данном уроке мы достигли поставленных целей?
  • А что нового вы узнали?
  • Сегодня вы очень хорошо работали!!! Спасибо, молодцы!!!

VII. Домашнее задание.

Принести свою фотографию, где вы такого же возраста, как Мики, а мы по вашим фотопортретам попробуем рассказать о вас.

Приложение.