Цель: Продолжить работу с таким жанром живописи, как портрет.
Задачи:
1. Обучающие:
- Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над ее содержанием и переходить к обобщению на основе выявленных деталей.
- Учить использовать план для устного рассказа по картине.
- Формировать умение выстраивать логику устного описания живописного портрета.
- Учить использовать биографические сведения о герое картины.
2. Развивающие:
- Совершенствовать умение использовать невербальные средства выразительности в собственной устной речи.
- Формировать исследовательский интерес к живописному произведению.
- Развивать у учащихся память, внимание, абстрактное мышление, воображение.
- Развивать умение работать с картинами и дополнительной литературой.
- Развитие эстетического вкуса детей через знакомство с приемами живописи.
3. Воспитывающие:
- Привлекать личный социальный опыт ребенка для обострения восприятия живописного образа.
- Формировать коммуникативные навыки, продолжить работу над умением вести диалог.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: интегрированный, литературное чтение, музыка и живопись.
Оборудование:
Учитель: ПК, (картина Валентина Серова “Портрет Мики Морозова”; портрет Михаила Морозова и Петра Чайковского; произведения из “Детского альбома” Петра Чайковского); телевизор; учебник М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская “Русский язык”, 3 класс; словари.
Ученики: карточки с заданиями; канцелярские лупы; словари; учебник литературного чтения (Н.А. Чуракова) и русского языка (М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская).
УМК: “Перспективная начальная школа”
Ход урока
I. Организационный момент.
Посмотрите внимательно на меня, сядьте ровно. Мысленно скажите себе: “Я внимателен, я думаю, я сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе”.
II. Сообщение темы урока.- Ребята, найдите в “Музейном Доме” “Портрет Мики Морозова”, посмотрите внимательно и попробуйте определить, о чем мы будем сегодня говорить.
- Тема нашего урока работа по картине: Валентина Серова “Портрет Мики Морозова”.
- Давайте попробуем определить, чему мы научимся сегодня на уроке, работая с этой картиной. (Цели учащихся).
- Вспомните, на какие группы делятся картины? (Натюрморт, пейзаж, портрет).
- А что такое натюрморт?
- Докажите верность своего высказывания.
- Что в этом нам поможем? (Словарь.)
- А какой это должен быть словарь? (Толковый словарь; Профессиональный словарь; Словарь иностранных слов.)
- Поработайте со словарями, найдите определения нужных слов. (Дети вспоминают правила работы со словарем, ищут и читают определения.)
- А что такое пейзаж?
- Докажите, верность и этого высказывания.
- А что такое портрет?
- Докажите.
- Так все-таки почему картины разделили на эти группы?
- Значит, сегодня мы будем говорить о… (портрете).
- Докажите, что у нас портрет, а не пейзаж и не натюрморт.
III. Основная часть.
- Давайте еще раз вспомним, кто автор нашей картины и как она называется? (Картина Валентина Серова “Портрет Мики Морозова”.)
- Сейчас мы будем работать с этой картиной. Для этого откройте учебник на странице № 46. Вы работаете группами, и свои ответы фиксируете на листочках.
- Давайте вспомним правила работы в группах. (Обсуждение детей.)
Вопросы учителя. | Предполагаемые ответы детей. | Слайды. |
Как ты думаешь, что это за имя – Мика? | Уменьшительно-ласкательное имя мальчика – Миша. | 9. |
Подходит ли оно мальчику? | Да, мальчик еще мал, ему подходит такое домашнее имя. | 10. |
Сколько, на твой взгляд, ему лет? | От 4 до 6. | 11. |
Какие детали на картине помогли тебе определить возраст мальчика? Обратите внимание на кресло, где сидит мальчик? На подушки, которые его окружают. | По сравнению с большим креслом мальчик маленький, само кресло покрыто цветастыми подушками, чтобы ребенку было удобнее; у мальчика полуоткрыт рот, что выдает его детскую непосредственность. | |
Художник писал Мику утром? Днем? Вечером? Можно ли по внешним деталям (по одежде, прическе ребенка) сделать вывод о времени суток? | Мика в ночной рубашке, волосы растрепаны, он возбужден: это может быть и ранним утром, и перед сном. | 12. |
Попробуйте мысленно “оживить” образ мальчика. Как вам кажется, Мика долго сможет просидеть на одном месте? Или создается впечатление, будто он в любой момент готов спрыгнуть, куда-то побежать? | Мальчик сидит в кресле на краешке, таким образом, кажется, будто он может в любой момент спрыгнуть. | |
Что можно сказать о характере мальчика, если судить по его позе, по его внешнему виду: он резвый или спокойный? Ног мальчика не видно. Как ты думаешь, Мика босой? В тапочках? В носочках? Что больше соответствует его образу? Есть живость уже в самой позе, в том, как растрепаны его волосы? | Мика, скорее всего, босой. Он торопится куда-то бежать. | 13. |
Что можно сказать о характере мальчика? (выражение лица). Он кажется вам бойким и смышленым или тихим и нерешительным? Он любознательный и впечатлительный? Или он не знает чем себя занять? | Судя по выражению лица, Мика бойкий и смышленый мальчик. Глаза горят, рот полуоткрыт, на щеках румянец. Взгляд у мальчика очень внимательный и серьезный, свидетельствующий об уме, любознательности. | |
Как вы думаете, если Мике читать сказку, он будет внимательно ее слушать или нет? Мика способен сосредоточенно слушать, или он непоседливый ребенок, которому интереснее бегать и резвиться? | Он умеет воображать и слушать. | 15. |
Ребята, о том, что мы не ошиблись в своих суждениях, говорит фотография и рисунок художника в нашем учебнике на странице №48, где уже изображен взрослый Мика. Это уже Михаил Морозов. Он стал известным ученым, исследователем литературы, профессором Московского университета. | 16. | |
Итак, о чем же нам может рассказать портрет? | Портретное описание может рассказать о внешности, возрасте, характере и переживаниях человека. | 17. |
Ребята, помните ли вы себя в возрасте Мики Морозова? Этот мальчик похож на кого-то из вас в раннем детстве или нет? |
|
|
Скажите, пожалуйста, при помощи чего художники передают нам свои переживания, мысли и красоту окружающего мира и людей? | Холста и красок. | |
А мы давайте попробуем изобразить при помощи разных движений, мимики и жестов следующие ситуации. |
IV. Физкультминутка “Мимика и жесты”.
- “Летит муха”. Какой жест? Покажите, как работает рука. Какое выражение лица при этом?
- “Нам очень жарко”. (Рука спокойно обмахивает лицо.)
- “Вижу вдалеке подругу. Зову ее”. (Широкий взмах руки к себе.)
- “Снег хлопьями повалил”. (Рука слегка прикрывает лицо.)
- “Град пошел”. (Присели, руки на голову.)
- “На конфетку!” (Рука вперед, ладонь раскрыта, радость.)
- “На горькое лекарство!” (Лицо недовольное, рука от себя.)
- “Полощем в тазике платочек”. (Рука двигается легко, свободно.)
- “Толкаем тяжелую коробку”. (Рука от себя с усилием, резко.)
А сейчас выполните мою просьбу, с которой я обращусь к вам, используя жесты и мимику.
Учитель поднимает обе руки ладонями вверх. Дети встают. Учитель опускает руки. Дети садятся.
V. Прослушивание музыкальных произведений.
- Смотрите: вы без слов, только по жестам и мимике поняли меня. Значит, можно общаться без слов?
- Описать характер человека, его переживания, возраст, может не только художник, но и…? (Мнения детей.)
- Как вы думаете, мог ли композитор написать музыкальный портрет Мики Морозова? Как, при помощи чего? (Музыкальных инструментов и нот.)
- Давайте послушаем два музыкальных произведения Петра Ильича Чайковского. (Приложение 3)
И вы постараетесь определить, какое из них соответствует к портрету Мики Морозова. (Прослушивание “Игра в лошадки” и “Мама” из Детского альбома Петра Ильича Чайковского.)
- Почему вы так решили?
- А второе произведение можно считать музыкальны изображением Мики?
- А если вспомнить, кем он стал, его характер. (Вторая мелодия подойдёт к образу Михаила Морозова.) Докажите.
VI. Итог урока.
- Итак, на данном уроке мы достигли поставленных целей?
- А что нового вы узнали?
- Сегодня вы очень хорошо работали!!! Спасибо, молодцы!!!
VII. Домашнее задание.
Принести свою фотографию, где вы такого же возраста, как Мики, а мы по вашим фотопортретам попробуем рассказать о вас.