Программное содержание:
Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу;
Познакомить детей со значением хлеба для всех людей;
Познакомить с различными профессиями, трудом людей;
Активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками;
Координация речи с движением;
Развитие мелкой моторики;
Обогащение словаря;
Работа над темпом и ритмом речи;
Автоматизация и дифференциация поставленных звуков;
Развитие слухового внимания и памяти;
Учить выбирать родственные слова из текста;
Учить составлять предложения с предлогами, уточняя пространственные отношения;
Закреплять навыки выкладывания схем слов, развивать фонематический слух, анализ
и синтез;
Предварительная работа:
Экскурсия на кухню в день выпечки булок;
Лепка из соленого теста и раскрашивание сушек;
Разучивание физкультурной минутки;
Разучивание пословиц и поговорок о хлебе;
Рассматривание иллюстраций “хлебное поле”, “золотая рожь”;
Работа с однокоренными словами;
Работа со схемой слова.
Словарная работа:
Хлебороб, хлебоуборочный, хлебобулочные, нахлебник, пекарня.
Материал и оборудование:
Иллюстрации с хлебобулочными изделиями;
Палочки для выкладывания детьми колоска;
Схематическое изображение колоска.
Ход занятия
Ребенок читает стихотворение:
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.
Воспитатель. Ребята, как вы поняли, сегодня мы с вами поговорим о хлебе и о людях, которые растят хлеб, хлеборобах и пекут хлеб для нас с вами. Когда-то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, из муки месить тесто и печь хлеб. Такой хлеб был грубым и тяжелым, не таким вкусным как сегодня . Затем стали печь хлеб из заквашенного теста.
Сейчас у нас в магазинах большой выбор разных хлебобулочных изделий, но такое разнообразие было не всегда. Вы должны знать, что хлеб еще в старину считался самым главным продуктом. Без хлеба не обходилось не одно застолье. Хлеб всегда и везде пользуется почетом и уважением. Гостя встречали на Руси хлебом и солью. Люди даже пословицы сложили о хлебе.
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о хлебе!
– “Хлеб всему голова”.
– “Хлеб, дар божий, отец, кормилец”.
– “Хлеб-батюшка, отец – матушка”.
– “Береги хлеб для еды”.
– “Хлеба ни куска, так и в горнице тоска”.
– “Худой обед если хлеба нет” и т.д.
Воспитатель. Ребята, молодцы, много знаете пословиц, но было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной войны. Не было зерна и хлеб пекли из шелухи, травы и лебеды. Такой хлеб давали по маленькому кусочку, как нам с вами дают на обед. Люди понимали, что хлеб это их жизнь.
Воспитатель. Ребята, помните надо с уважением относиться к каждому кусочку хлеба, не выбрасывать его и не покупать лишнего. Ведь хлеб прошел долгий путь, прежде чем появился на полке в магазине. Хлеб не игрушка, им не сори, хлеба к обеду в меру бери.
Воспитатель. Ребята, а кто занимается выращиванием зерна на полях?
– Хлеборобы.
Воспитатель. Да, на бескрайних полях хлеборобы выращивают много зерна с помощью которого можно накормить хлебом всю страну.
Воспитатель. Ребята, а сейчас давайте мы с вами поиграем в игру, я буду задавать вам вопросы, а вы хором отвечайте на них:
Откуда хлеб пришел? – из магазина.
А как в магазин попал? – из пекарни.
Что делают в пекарне? – пекут хлеб.
Из чего? – из муки.
Из чего мука? – из зерна.
Откуда зерно? – из колоса пшеницы.
Откуда пшеница? – выросла в поле.
Кто ее посеял? – хлеборобы.
Воспитатель. Молодцы. Мы сейчас с вами поиграли в игру и поняли какой нелегкий путь должен пройти хлеб, чтобы мы с вами его увидели на столе.
А теперь давайте с вами разгадывать загадки:
Маленькое сдобное колесо съедобное,
Колесо съедобное, я одна его не съем
Разделю ребятам всем. (Баранка.)В долг зерно возьмет, каравай вернет. (Хлебное поле.)
Отгадать легко и быстро, мягкий пышный и душистый
Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб.)Пузырюсь я и пыхчу, жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня посадите в печь меня. (Тесто.)Без чего хлеба не испечешь? (Мука.)
Весь из золота отлит на соломинке стоит. (Колос.)
Воспитатель. А сейчас вы по образцу сделаете фигуру из счетных палочек, что это?
– Колос.
Воспитатель. Сколько палочек мы выкладываем вверх?
– Четыре.
Воспитатель. Сколько палочек наискось вправо?
– Три.
Воспитатель. Сколько палочек мы выкладываем наискось влево?
– Три.
Воспитатель. Молодцы, все справились, соберем все колосья в сноп.
Физкультминутка.
(Выполняется стоя на ковре.)
|
Дети ритмично лепят “куличи”, загиба- ют по одному пальцу, перечисляя то, что испекли из муки. Медленно произносят текст дети Одновременно протягивают обе руки Соединяют руки в “каравай”, кланяются с движением руки от груди. |
Логопед: Ребята, прохлопайте слова “баранка”, “торт”, “сушка”, “пирог”. Определите самое длинное слово (баранка), короткое слово(торт).
Логопед: Назовите гласные звуки в слове “баранка”, “торт”.
Дети: В слове “баранка” – гласный звук А, в слове “торт” – О.
Логопед приглашает детей сесть за столы
Логопед: Прослушайте внимательно текст стихотворение и назовите слова – родственники, слова – звучащие одинаково.
Х Л Е Б.
Я у мамы не нахлебник,
В магазин схожу за хлебом,
Захвачу и хлебный квас,
Два пакета про запас.
В хлебницу весь хлеб сложу,
Затем маму подожду,
Хлебушка кусок отрежу,
Маму чаем угощу.
Ответы детей: “хлеб”, “хлебный”, “хлебница”, “нахлебник”, “хлебушек”.
Логопед. Какие еще слова-родственники вы слышали к слову хлеб?
Ответы детей: “хлебороб”, “хлебоуборочный”, “хлебобулочные”.
Логопед. У вас на столе лежат схемы “маленьких” слов-предлогов. Назовите их.
Ответы детей (в, на, над, под, из).
Логопед. С любым названием хлебобулочных изделий и “маленьким” словом составьте предложения.
Ответы детей.
Логопед. Ребята, квадраты какого цвета лежат у вас на столе? Что мы ими обозначаем?
Ответы детей: красный квадрат – гласные звуки, синий – твердые согласные, зеленый – мягкие согласные.
Логопед. Верно. Прошу вас выложить схему слова “сушка”, “хлеб”.
Дети с проговариванием выкладывают на столах звуковые схемы заданных слов.
Логопед. Молодцы! Приглашаю вас собрать сделанные вами сушки из соленого теста на связку и подарить гостям. Будьте внимательными, одевая сушку на шпагат, вспомните и назовите слово, которое начинается на слог -су-.
Ответы детей: “сухарь”, “суша”, “сумма”, “суши”, “суша”, “сумка”, “суфле”, “сухо”.
Дети дарят сушки гостям.