Цель:
Образовательные:
- Расширить представления учащихся о профессиях, продуктах труда.
- Способствовать формированию у учащихся представление о том, что любая профессия важна и нужна.
- Учить ориентироваться в мире профессий.
Развивающие:
- Содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в группах.
- Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
- Развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.
- Создать условия для развития речи учащихся, ее эмоциональной окраски.
Воспитывающие:
- Способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
- Воспитывать уважение к труду, к людям любой профессии, бережного отношения к продуктам труда.
Задачи:
- уточнение и обогащение знаний о профессиях;
- воспитание уважения к людям различных профессий, результатам их труда;
- развитие речи учащихся, умения делать выводы на основе полученной информации.
Оборудование: Учебник “Окружающий мир” 2 класс, А.А.Плешаков. Рабочая тетрадь № 1 к учебнику для 2 класса А.А. Плешаков, Тесты А.А. Плешаков. Мультимедийный проектор и презентация к уроку в программе Power Point.
Тип урока: изучения нового материала.
Ход урока
I . Организация класса.
Громко прозвенел звонок –
Начинаем наш урок.
II. Повторение пройденного материала.
Выполнение теста с 43–44. (Тесты к учебнику Окружающий мир А.А. Плешаков.)
III. Сообщение темы урока.
Учитель.
– Когда-то Владимир Маяковский задумался над очень важной проблемой:
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
Учитель.
– Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
– Какова тема сегодняшнего урока? (Cлайд 2)
– Сегодня на уроке мы побываем в мире профессий.
И попробуем ответить на вопрос:
Какая профессия самая важная?
IV. Работа по теме урока
– Пока вы еще дети, работать предстоит , когда вы вырастите. Но вот какие бывают профессии, это знать вам надо уже сейчас.
Инсценировка. (Слайд 3)
Выходят два ученика и инсценируют стихотворение Александра Кравченко “Честный ответ”.
1-й ученик:
2-й ученик:– Мне бы вырасти немножко,
Вот настолько подрасти,
Я бы сразу стал...
– Сережка!
Ты бы стал коров пасти?
1-й ученик:
– Вот и нет. Я стал бы,
Стал бы...
2-й ученик:
– Космонавтом? Моряком?
1-й ученик:
– Нет я стал бы,
Стал бы, стал бы...
2-й ученик:
– Генералом? Рыбаком?
1-й ученик:
– Я бы стал...
2-й ученик:
– Ну что ты тянешь?
Сам не знаешь, кем бы стал.
Инженером финской дамбы?
На заводе б лил металл?
1-й ученик:
– Нет, я стал бы,
Стал бы, стал бы...
2-й ученик:
– Ты, Сережка, хитрый жук!
1-й ученик:
– Нет, я просто не хвастун.
Я сначала подрасту, Стану, и тогда скажу.
Учитель: Конечно же, какую выбрать профессию – это очень сложная проблема для многих молодых людей.
А какие профессии вы знаете?
Решим кроссворд. (Слайд 4)
- Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты? (Повар.) - Кто снимается в кино или выступает на сцене? (Артист.)
- Кто строит нам жилье? (Строитель.)
- Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу. (Шофер.) - Кто нас одевает в красивые платья,
Кто шьет нам наряды,
Чтоб было приятно? (Швея.) - Кто дарит нам сказки, рассказы и басни, кто мир для читателя делает прекрасней? (Писатель.)
- Кто рано встает и коров выгоняет, чтоб вечером мы напились молока?
(Пастух) - Мы учим детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать. (Учитель.) - Кто знает дороги отлично воздушные,
И нас перевозит туда, куда нужно? (Летчик.)
Учитель. Какое ключевое слово в этом кроссворде?
Ученики. Профессии!
Учитель. А что же такое профессия? (Ответы детей.)
(Слайд 5)
Вот какие сведения дает нам толковый словарь: “Род трудовой деятельности, занятий, требующий специальных теоретических знаний и практических навыков и являющийся обычно источником существования”.
Учитель.
Да, профессий на свете очень много. И каждая профессия требует к себе особого внимания, упорства и терпения в освоении мастерства.
Чтение учителем стихотворения Д.Родари “Чем пахнут ремесла”.
(Слайды 6–19)
У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идешь мастерской
– Стружкою пахнет и свежей доской.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Куртка шофера пахнет бензином.
Блуза рабочего – маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате – лекарством приятным.
Рыхлой землею, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только бездельник не пахнет никак!
Учитель.
Какие ремесла были названы в стихотворении?
Чем пахнут люди разных профессий?
Почему бездельник никак не пахнет?
Учитель.
Джани Родари в своих стихах рассказал не только о том, чем пахнут ремесла, но и о том, какого они цвета.
Ученик читает стихотворение Дж. Родари “Какого цвета ремесла?”
(Слайды 20–27)
Цвет свой особый
У каждого дела.
Вот перед вами
Булочник белый.Белые волосы,
Брови, ресницы.
Утром встает он
Раньше, чем птицы.Черный у топки
Стоит кочегар.
Всеми цветами
Сверкает маляр.В синей спецовке
Под цвет небосвода
Ходит рабочий
Под сводом завода.Руки рабочих
В масле и в саже.
Руки богатых
Белее и глаже.Нежные пальцы,
Светлые ногти.
Нет на них копоти,
Масла и дегтя.
Знаешь: пускай у них кожа бела,
Очень черны у богатых дела!
Учитель.
Какие еще профессии были названы в стихотворении?
Вместе с поэтом мы выяснили , что каждая профессия имеет свой цвет и запах.
Предлагаю вам игру “Доскажи словечко”. Я буду читать начало предложения, а вы будете его заканчивать.
(Слайд 28)
Трактор водит... (тракторист),
Электричку... (машинист),
Стенку выкрасил... (маляр),
Доску выстругал... (столяр),
В доме свет провел... (монтер),
В шахте трудится... (шахтер),
В жаркой кузнице – ... (кузнец,
Кто все знает – ... (молодец).
Учитель:
– Для того, чтобы люди разных профессий хорошо выполняли свою работу, им нужны предметы-помощники: инструменты или орудия труда. Какие вы знаете инструменты, орудия труда? (Дети отвечают кратко, называя инструменты по цепочке.)
Сейчас мы постараемся отгадать несколько загадок об инструментах и сказать, в каких профессиях эти инструменты могут пригодиться?
Итак... (Слайды 29–33)
Он в любом хозяйстве нужен,
Он с гвоздями очень дружен.
Им гвоздочки забиваю,
Маму с папой забавляю.
(Молоток. Для плотника, столяра.)Непростое это дело
– Им махать в лесу умело.
Но дрова рублю я ловко,
Появляется сноровка.
(Топор. Для плотника, столяра.)Что поможет болт вкрутить
И шурупчик примостить?
С ней в руке всегда легко
Ведь сестра ее – сверло.
(Отвертка. Для плотника, столяра.)Эта вещь, скажу друзья,
Мне в работе помогла.
Я дощечки распилил
И скворечник смастерил.
(Ножовка. Для плотника, столяра.)И художник с нею дружит,
Без нее моляр затужит.
И бумага ей знакома,
И стена любого дома.
(Кисточка или кисть. Для маляра, художника.)Чем нам радугу создать
И цветок нарисовать?
С ними дружат малыши
И зовут их
(Карандаши. Для художника, чертежника.)С ней я выше сразу стану,
И до лампочки достану.
С ней и быстро, и легко
Поднимусь я высоко.
(Лестница или стремянка. Для строителя.)Если свет погаснет вдруг,
У меня есть верный друг.
Ночью с ним совсем не страшно,
Я иду вперед отважно.
(Фонарик. Для любых профессий.)С ней портной не расстается,
Хоть и может уколоться.
Нитка только ей нужна
И зовется вещь...
(Игла. Для портного.)
Физкультминутка.
Выполнение имитационных физических упражнений
Дайте ножницы, расческу, он вам сделает прическу.
Парикмахер непременно подстрижет вас современно.
Летчик знает свое дело, в небе водит самолет.
Над землей летит он смело, совершая перелет.
Плывет моряк на корабле, он не тоскует по земле.
Он с ветром дружит и волной, ведь море – дом его родной.
Каждый день он в море ходит, и для нас он рыбу ловит.
Ловит и зимой, и летом – рыбака работа в этом.
Как играет музыкант, как прекрасны скрипки звуки!
У него большой талант, золотые руки!
В микроскоп ученый смотрит, видно, опыты проводит.
Дела нет ему до скуки – весь в работе, весь в науке.
V. Продолжение работы по теме урока.
Мы с вами вспомнили большое количество разных профессий. А теперь вспомните составные части экономики.
(Слайд 34)
Самостоятельная работа. (Работа в группах.)
Учитель.
Я предлагаю вам поработать в группах. Каждой группе дается определенная отрасль экономики.
Вам нужно назвать профессии связанные с этой отраслью. Привести примеры.
(Слайды 35–39) Ответы каждой группы.
(Слайд 39)
Практическая работа.
Откройте тетради на странице 50 . Что перепутано на этих рисунках?
– Это не полный список профессий. Мы не называли профессии людей, которые работают в сфере образования, здравоохранения, культуры... (Слайды 40–41)
Игра.
– Предлагаю игру “Угадай – кто?” Каждая группа должна загадать по две профессии. Чтобы ребята из других групп смогли угадать вашу профессию, вы должны ее кратко охарактеризовать
Например : человек этой профессии ходит на работе в белом халате, работа людьми, выписывает им лекарства…..
VI. Работа по теме урока (продолжение).
(Слайд 42)
Откройте учебник на странице 130.
Прочитайте рассказ “Кто сделал хлеб?”.
Как можно ответить на вопрос, стоящий в названии рассказа?
Все отрасли нашей экономики связаны друг с другом.
Вы смогли убедиться, какое количество людей потрудилось для того, чтобы на нашем столе оказались батон хлеба или булочка.
Люди каких профессий поработали для того, чтобы вы могли надеть красивый шерстяной свитер? А купить книгу?
Сколько труда вложено в каждую вещь! Поэтому мы должны бережно относиться к тому, что нас окружает, к тем предметам, которыми мы пользуемся.
VII. Итог урока.
– Понравился вам урок? Что вы узнали нового, интересного– Как ответим на вопрос: Какая же профессия самая важная?
Что надо делать для того, чтобы получить профессию?
За все, что создано для нас,
Мы благодарны людям,
Придет пора, настанет час,
И мы трудиться будем.
VIII. Рефлексия.
Нарисуйте, кем хотите стать в будущем и что для этого нужно. (Схематически.)
VIII. Домашнее задание.
(Слайд 43)
Подготовьте рисунок или рассказ о профессии своих родителей, близких; или своей будущей профессии.