"Творчество Валентина Александровича Серова": занятие–беседа для воспитанников изостудии

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Цель: формирование представлений воспитанников о творчестве великих русских художников.

Задачи:

  • Образовательная: познакомить воспитанников с творчеством В.А. Серова, дать сведения о биографии, многожанровости его творчества.
  • Развивающая: развивать устную речь воспитанников, умение анализировать, делать выводы.
  • Воспитательная: прививать любовь и интерес к произведениям русских художников, воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

Тип занятия: сообщение новых знаний.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация PowerPoint “Творчество В.А. Серова”, репродукции: “Девочка с персиками”, “Девушка, освещенная солнцем”, “Дети”, “Мика Морозов”, “Октябрь”, CD-диск с музыкой.

Продолжительность занятия: 45 минут.

План занятия:

  1. Организационный момент (1–2 минуты).
  2. Беседа (35–40 минут).
  3. Подведение итогов (3–5 минут).

Ход занятия

1. Организационный момент

Педагог приветствует детей. Проверяет готовность к занятию.

2. Беседа

Наша сегодняшняя беседа посвящена творчеству Валентина Александровича Серова.

Просмотр презентации PowerPoint. (Приложение 1).

Ребята, кто знает кто такой В.А.Серов?

Сегодня мы с вами познакомимся с картинами Серова, узнаем о его жизни. Слайд 1.

В.А.Серов рано лишился отца, рано стал самостоятельным. Его мать познакомилась с художником Ильей Ефимовичем Репиным. Репин заметил, как любит маленький Серов рисовать. Его рисунки очень понравились Репину, и он сказал, что будет заниматься с Валентином Серовым. Так с малых лет Валентин Александрович Серов стал учеником замечательного русского художника.

Серов жил в Москве. Здесь он писал портреты. Среди них есть портреты известных людей-писателей, художников, артистов. Есть близкие и дорогие ему люди – те, с кем он дружил, кого любил. Они получались у Серова особенно живыми и красивыми.

– А знаете ли вы, что такое портрет?

ПОРТРЕТ – (от французского – изображение) – жанр изобразительного искусства с изображением одного или группы людей.

Работал Серов много. Часами простаивал у мольберта или склонялся над рабочим столом, делая наброски к будущим картинам. Стол был некрашеный, на витых деревянных ножках. Работать за ним было удобно – его делали столяры по рисунку самого Серова.

В доме царил порядок. Каждый был занят своим делом – сам художник, жена, которая вела большое хозяйство, порастали сыновья. В комнатах – до блеска натертые полы, чистота, никакой лишней мебели, простой обеденный стол, простые стулья. На стенах лишь зеркало в изящной серебряной раме и любимая гравюра Серова – две обезьянки. Эта ГРАВЮРА, то есть оттиск на бумаге со специальной, вырезанной и покрытой краской доски, была привезена из Японии. Окна квартиры выходили в сад. Шум города сюда не проникал. Ничто не мешало Серову сосредоточенно работать над своими портретами.

Художник, создающий портреты, называется ПОРТРЕТИСТОМ. В.А. Серов был мастером портрета. Он видел в человеке то, что составляло самую суть этого человека, самое главное, что подчас скрыто от постороннего, невнимательного взгляда.

В.А.Серов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Слово “живопись” вам уже знакомо и понятно. А вот “ваяние” для вас новое слово.

ВАЯНИЕМ называется искусство скульптора.

ЗОДЧЕСТВО – это архитектура, искусство создания красивых и удобных зданий. Вот в таком училище и преподавал Серов, передавал ученикам свой богатый опыт, знания и безмерную любовь к искусству.

Итак, перед нами картина В.А.Серова. “Девочка с персиками”. Слайд 2.

Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном или в робе верхолаз,
Летчик или балерина или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется ПОРТРЕТ.

АНАЛИЗ :

Как изображена девочка на картине? Какое у нее лицо, взгляд?

В ее взгляде есть что-то притягивающее к себе. Лицо девочки юное молодое, оно такое же живое, как и все предметы на этой картине. Художник изобразил девочку, словно бабочку, она словно впорхнула в дом с солнцем и скоро улетит обратно на улицу, где сияет июльский день.

Опишите комнату, в которой находится девочка? Что мы чувствуем, находясь мысленно в этой комнате?

ОБОБЩЕНИЕ:

Когда мы смотрим на картину, нам кажется, будто мы сами находимся в этой светлой комнате. Мы словно можем подойти к этому столу потрогать скатерть, персики, серебряный ножик, подсвечник на окне или раскрашенную игрушку солдата-гренадера, который выглядывает из-за плеча девочки. Можем пройти в другую комнату, сесть на стул возле окна.

В комнате так много света, простора, воздуха… И солдатик, и блюдо на стене, и блики на спинках старинных стульев, и легкие тени от персиков на скатерти, и веселая зелень сада за окнами – все служит тому, чтобы вы почувствовали ласковое, летнее тепло комнаты, в центре которой находится девочка с персиком в руках. Посмотрите, как живо написаны персики – так и хочется откусить.

Какие цвета красок использовал художник, чтобы создать эту картину? Какой можно сделать вывод по этой картине?

Вкусные с бархатистой кожицей плоды. Летний солнечный день. Юный человек. Верушка Мамонтова, в тот год ей исполнилось двенадцать лет. Живопись волшебна. Ты будешь подрастать, взрослеть, а Верушка навсегда останется такой, какой изобразил ее художник более ста лет назад.

АНАЛИЗ:

Через год после “Девочки с персиками” Серов написал еще одну солнечную картину. Он так и назвал ее: “Девушка, освещенная солнцем”. Слайд 3.

Позировала Серову его двоюродная сестра Маша Симонович. Она сама была художницей, скульптором и хорошо понимала, как непросто писать такой портрет.

– Ребята, посмотрите, как художник изобразил лицо Маше. Какой взгляд у девушки? Что можно сказать о нем? Опишите состояние природы на этой картине? Какие краски он использовал?

ОБОБЩЕНИЕ:

Пейзаж, то есть изображение природы, занимает всю картину. Если на картине “Девочка с персиками” природа видна была лишь в окне, то здесь природа окружает человека со всех сторон.

Природа на этой картине – деревенский парк.

Маша сидит, прислонившись спиной к стволу березы. У этой березы раскидистые ветви, богатая листва. И хотя листвы мы не видим, однако хорошо чувствуем – по тому, как сквозь эту листву пробиваются солнечные лучи и освещают лицо, руки, одежду девушки. А за ней – парк. Он тоже светится солнцем.

Есть у Серова картина “Дети”. На ней изображены его сыновья – Саша и Юра. Слайд 4.

АНАЛИЗ:

Как изобразил художник лица мальчикам? Сравните лица изображенных девушек на предыдущих картинах, чем они отличаются? Что находится на дальнем плане?

Обратите внимание на полосу прибрежного песка. По общему цвету, он совсем иной и словно разрывает сиреневые и полевые тона, веранды и моря. Помогает ощутить пространство, глубину.

Какие краски использует художник в написании этой картине?

ОБОБЩЕНИЕ:

По сравнению с портретами Верушки Мамонтовой и Маши Симонович краски этой картины не отличались яркостью. Они были созвучны деревенским картинам, солнцем за облаками все словно погружено в серебристо-серый воздух. И все очень просто в этой картине: угол веранды, песок берега, пустынное море, лишь в левом верхнем углу – приткнувшиеся к мели лодки. Но посмотрите, какие красивые краски на этой картине, в какой гармонии, то есть в согласии в дружбе находятся близкие по красочному тону настил веранды, небо, море.

Через два года после картины “Дети” Серов написал портрет Мики Морозова. Слайд 5.

АНАЛИЗ:

– Глядя портрет на этой картине, что можно подумать об этом мальчике? Как изображено художником лицо Мике?

Обратите внимание, как по-разному написаны руки. Левая – рельефно, объемно, то есть мы ощущаем ее объем. А правая рука написана по-другому как бы более бегло, плоско.

На каких контрастах Серов писал этот портрет? Какие краски он использовал для написания очередного портрета? Что нас больше всего привлекает в этом портрете?

ОБОБЩЕНИЕ:

Все в этом портрете выразительно и красиво – порывистая фигурка мальчика и разноцветная стенка кресла, широко раскрытые увлажненные глаза Мики и его пушистые каштановые волосы. Краски портрета светятся мягко.

Итак, перед нами заключительная картина В.А.Серова на сегодняшнем уроке. Это картина “Октябрь”. Слайд 6.

АНАЛИЗ:

Серов очень любил деревенскую природу. Любил ходить по лесу, по полям, проселочным дорогам. В название этой картины отразилась влюбленность в родную природу.

Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле от пшеницы золотое.
Голубые от луны стога
Сладкий запах скошенного сена.
Разговор в деревне на распев
Где звезда на ставенку присела
До земли чуть-чуть не долетев.

По каким признакам можно говорить, что на картине осень?

Посмотрите внимательно на картину “Октябрь”. Над побуревшей травой нависает хмурое небо. На траве сидит пастушок.

– Расскажите, каким его изобразил художник?

Это крестьянский ребенок лет двенадцати. Одет он бедно, занят своим делом.

– Кроме пастушка кого еще мы видим на картине? Что вы знаете о лошадях? Какими изобразил их художник? Что виднеется на дальнем плане?

Эту картину Серов создавал в селе Домотканове на севере от Москвы. Это выгон за селом, то есть луг, на котором выпасали скот. Серова пленил этот вид он и написал эту картину.

– Какие цвета красок использовал художник, когда писал этот пейзаж? Как вы думаете можно иначе назвать эту картину?

3. Подведение итогов.

Сегодня мы с вами познакомились с некоторыми картинами В.А.Серова.

Какие картины мы видели на занятии? Что является основной темой картин В.А. Серова?