Модель организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (113 кБ)

Загрузить презентацию (208 кБ)


Формирование ключевых компетенций учащихся на разных этапах процесса обучения является одной из задач современного образования. На сегодняшний день общепринятых способов по ее реше­нию нет. Я хочу показать воз­можность использования Адаптивной Системы Обучения (АСО) А.С. Границкой [1] для формирования ключевых компетенций на уроках русского языка с помощью модификации структуры урока и специальной его организации, оставляя без изменений содержание учеб­ной дисциплины.

Для меня главным действующим лицом учебного процесса является ученик. Девиз моей работы: «Обучать всех и каждого!» Каждый ученик – личность, и урок должен позволить ему проявить свою индивидуальность, тогда это будет урок для ученика. При традиционной организации обучения нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во вре­мя урока.

Передо мной встали вопросы: как эффективно организовать работу на уроке русского языка, чтобы помочь учащимся сразу включиться в процесс усвоения знаний? Как помочь ученику в его становлении как личности?

Общеизвестно, обучение эффективно только при такой его организации, когда учащиеся усваивают учебное содержание, принимая в нём самое активное участие. Только в этом случае обучение ведет к осознанному и прочному усвоению знаний и развитию интеллекта ученика.

Я пришла к выводу: нужно создать учащимся условия, когда они все получат возможность работать по своим силам и способностям.
В этом мне помогла техно­логия адаптивного обучения (АСО) А.С. Границкой, предполагающая гибкую систему организа­ции учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Центральное место в этой технологии отводится обучаемому, его деятель­ности, качествам его личности.

Суть АСО заключается в том, что учитель может выделить 60-80% времени урока на индивидуальную работу с учениками. А.С. Границкая предложила нелинейную конструкцию урока. Часть первая – обучение всех, часть вторая – два параллельных процесса: самостоятель­ная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными уче­никами. Для того чтобы максимально адаптировать изучаемый материал к индивидуальным особенностям учащихся, А.С. Границкая предлагает мно­гоуровневые задания (карточки с адаптацией). Большую часть времени, отведенного для самосто-ятельной работы, учащиеся работают в парах сменного состава. Это создает комфортную об­становку и ситуацию успеха, которые стимулируют познавательный инте­рес учащих-ся и способствуют развитию у них учебных и коммуникативных умений и навыков.
Для организации процесса обучения А.С. Границкая предлагает ис­пользовать график учета индивидуальной работы, на котором отражается время и вид работы в паре учитель – ученик; матричный план – сводную таблицу, в которую вносятся все виды деятельности ученика на опреде­ленный промежуток времени (неделю, месяц, четверть) с конкретизацией заданий, видами контроля; график оперативного самоучета и линейный план-график, где учащиеся отмечают количество и качество выполнен­ной ими на данный момент времени работы; сетевой план.

Сетевой план представляет собой графическое информа­ционное поле (блок, схему, таблицу), в котором отобра­жено содержание обучения, т.е. весь теоретический материал и все зада­ния, которые ученику необходимо выполнить в течение определенного срока.
Технология адаптивного обучения предполагает осуществление контро­ля всех видов: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль учащихся. В противовес традиционной одноканальной об­ратной связи (ученик — учитель), которая слабо выполняет обучающую функцию, вводится многоканальная (учитель — ученик, ученик — ученик, учитель — коллектив учащихся, ученик — коллектив учащихся), предпола­гающая совершенно иные формы взаимоотношений между ними.

Таким образом, технология адаптивного обучения предполагает разно­образную систему организации учебных занятий, учитывающих индивидуальные особенности школьников. Объяснение нового материала может занимать весь урок или его часть. То же самое относится и к само­стоятельной работе учащихся. Данная технология дает возможность целе­направленно варьировать продолжительность и последовательность этапов обучения.
Изучив систему А.С. Границкой, я разработала Модель организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка, которая позволяет мне не только учитывать индивидуальные особенности учащихся, но и формировать у них различные ключевые компетенции, необходимые им в дальнейшей жизни: учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую, коммуникативную, личностного самосовершенст­вования.
Рассмотрим Модель организации самостоятельной работы учащихся на уроке. (Презентация 1)

Начальный этап (слайд 5) представляет собой самостоятельную актуализацию знаний и умений учащихся по теме урока и носит диагностический характер. На заготовленных заранее рабочих картах урока учащиеся фиксируют то, что уже знают по изучаемой теме. Это необходимо для продвижения учащихся к новым знаниям. Но не все ученики могут самостоятельно вспомнить изученный когда-то материал, поэтому им предлагается дифференцированная помощь 1 или 2 (1 уровень – помощь 1, 2 уровень – помощь 2), которую выбирают сами учащиеся.

Итогом работы данного этапа является монологический ответ одного из учащихся на основе заполненной графы 1 карты и самооценка в Листе учёта ЗУН. Рефлексия, самооценка дисциплинируют учащихся, дают возможность ребёнку отслеживать свою деятельность на уроке и оценивать её.
Мотивация познавательной деятельности ученика связана споддержанием интереса к изучению материала, а основными фактором, побуждающим ученика к мыслительной деятельности, является его самореализация.

1 этап (слайд 5) формирует у учащихся умение ставить конкретную цель перед собой на уроке. Отталкиваясь от полученных ранее знаний по изучаемой теме и используя программные требования (базовые знания, умения и навыки), каждый ученик способен понять, какую минимальную цель можно поставить перед собой при изучении данной темы. Чтобы проверить правильность своей работы, учащиеся могут сравнить её с соседом по парте, потом по образцу учителя.

2 этап это этап первичного усвоения новых знаний. Изложение и изучение материала может быть осу­ществлено разными способами.
Один из способов (слайд 6) – краткое изложение материала учителем, ориентиро­ванное на наиболее сложное или главное в нем, с последующим углубле­нием самими учащимися при помощи дополнительных средств обучения. Такой способ активи­зирует деятельность учащихся, которая будет способствовать формирова­нию ряда ключевых компетенций. В частности, информационной компетенции, т.к. подразумевается разного рода работа учащихся с информацией. Кроме того, происходит планирование учащимися свой деятельности, анализ материа­ла и другие действия, входящие в учебно-познавательную компетенцию. Разделив теоретический материал на части, можно организовать работу в парах, что приведет к формированию коммуникативной компетенции. Та­кой способ изложения очень эффективен на начальных стадиях перехода к АСО.
Другой способ (слайд 7) связан с коллективным изучением материала самими учащимися с помощью различных средств обучения. Учитель напрямую не принимает участия в изложении материала. Материал делится между уча­щимися группы, изучается ими, а затем излагается и обрабатывается в ста­тической, динамической или вариационной парах. Активность учащихся здесь выше, чем в предыдущем способе, что приведет к форми­рованию тех же ключевых компетенций на более продвинутом уровне. По­вышенная степень ответственности за собственные действия перед собой и перед другими, примерка новых социальных ролей способствует к тому же формированию социально-трудовой компетенции.
Третий способ (слайд 8) – самостоятельное изучение учащимися материала. Понятно, что умение самостоятельно работать с информацией – одна из важнейших ключевых компетенций. Осуществление такой работы будет полезно для формирования информационной и учебно-познавательной компетенции.
Приведенные способы изложения и изучения материала рас­положены по степени возрастания самостоятельной деятельности учащих­ся. Но это не значит, что в ре­зультате мы должны перейти только к самостоятельному изучению мате­риала учащимися. Выбор способа обусловлен степенью сложности материала.
Особое внимание уделяется систематическому включению механизмов активизации умственной деятельности учащихся через проведение обучения обобщениям и схематизации.
Заканчивается данная работа самопроверкой (или взаимопроверкой) по образцу и оцениванием.

3 этап (слайд 9) осознание и осмысление блока новой учебной информации, осознание способов действия.
Сначала выполняется типовое задание вместе с учителем. Потом – самостоятельное выполнение типового задания (по необходимости – с использованием схем, таблиц), по просьбе учащихся им оказывается взаимопомощь, индивидуальная помощь учителя.
Заканчивается этап самопроверкой, взаимопроверкой по образцу (по желанию учащихся), оцениванием работы (за эту работу можно получить или «5», или ничего, в зависимости от степени самостоятельности выполнения).

4 этап (слайд 10) – закрепление нового материала. В классе и дома учащиеся выполняют обязательные упражнения по теме, разноуровневые задания, задания с адаптацией (I уровень – помощь 1, II уровень – помощь 2, III уровень – без помощи учителя), задания повышенной сложности, пытаются ответить на вопросы «на засыпку». Разрешается использование таблиц, индивидуальная помощь учителя, помощь ассистента. Заканчивается этап самопроверкой по образцу или проверкой учителем и оцениванием.

Конечный этап (слайд 11) – контроль усвоения понятий, отработанных умений и навыков по теме. Он может быть самый разнообразный: тестирование, срез, контрольная разноуровневая работа, контрольная вариативная работа, диктант с грамматическим заданием, творческая работа. Заканчивается этап самопроверкой, взаимопроверкой, проверкой учителем и оцениванием.

Коррекция знаний умений и навыков (слайд 12) последний этап. Учащиеся делают анализ допущенных ошибок по теме, при необходимости просят индивидуальную помощь учителя, индивидуальную консультацию учителя, помощь ассистента на уроке и вне урока. Здесь создаются условия для обучения через совместный анализ ошибок. Потом опять ученики выполняют обязательные задания и контрольную работу.
Это помогает не только хорошо усвоить материал, отработать умения и навыки по теме, но и даёт возможность учащемуся подняться на более высокий уровень. Это повышает качество обучения, дисциплинирует учащихся, готовит их к самостоятельному продолжению образования.
Проведение уроков по данной Модели помогает учителю обрести веру в свои собственные возможности и добиваться оптимально возможных результатов в учебно-воспитательном процессе.
А самое главное, что эти уроки демократичны и гуманистичны по своей природе, так как центральное место отводится ученику, его деятельности, качествам его личности, помогают ему расти и развиваться.
Ученику нужен УСПЕХ. Будет он или нет, от этого зависит его самочувствие, желание работать. Моя цель на уроке – создать условия, чтобы он поднимался по лестнице успеха. И, я думаю, данная Модель помогает мне в этом.
Итак, адаптивные уроки по созданной Модели организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка развивают способности личности к самосовершенствованию наоснове учёта её возрастных особенностей, внутренних ресурсов, возможностей, азначит, способствуют формированию ключевых компетенций.

Урок первичного усвоения новых знаний в 7 классе по теме «Понятие о союзе» (первый урок)

Дидактическая цель: используя Модель организации самостоятельной работы, созданной на основе адаптивной системы обучения (АСО) А.С. Границкой, создать условия каждому учащемуся для осознания и осмысления блока новой учебной информации и способов её получения (Презентация 2).

Цели:

  • Развивающие: формирование компетенций (учебно-познавательной: ставить цель, сопоставлять и делать выводы на основе ранее полученных знаний о предлоге и союзе и самостоятельных наблюдений над союзом (с адаптацией для уровня 1, 2); сворачивать и разворачивать информацию; коммуникативной: работа в парах сменного состава, монологические ответы учащихся);
  • Образовательные: усвоение понятий «союз как часть речи», «простые и составные союзы», «сочинительные и подчинительные союзы» путём самостоятельной работы с учебной статьёй;
  • Воспитательные: воспитание стремления к системным знаниям по русскому языку и самоконтролю.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: рабочие карты урока, листы учёта ЗУН, презентация

ХОД УРОКА

Психологический настрой. Мотивация (2 мин.)

Слово учителя. Сегодня у нас урок усвоения новых знаний посредством самостоятельной работы. Тема, которую мы начинаем изучать, – «Союз». Данный урок в системе уроков – первый, всего их – 9. Каждый из вас пройдёт этот путь индивидуально, самостоятельно добывая знания.Готовы? Желаю успеха!

I. Актуализация знаний и умений (диагностический характер) (5 мин.)

Слово учителя. Чтобы поставить перед собой цель работы на уроке, воспользуемся заготовленными заранее рабочими картами урока. Это даст нам возможность вспомнить то, что объединяет предлог и союз, что нам должно быть известно о союзе, определить, что новое мы должны узнать о союзе, и в конце урока подвести итог нашей работе.

1) Самостоятельная индивидуальная работа на основе ранее полученных знаний.

а) заполнение 1-ой колонки рабочей карты урока «Что я знаю о союзе?» (Слайд 2).
б) использование дифференцированной помощи 1 или 2 (Слайд 3, 4)

2) Подведение итогов (одним из учащихся на основе заполненной колонки 1 рабочей карты урока)

– Что мы знаем о союзе? (Слайд 5).

3) Самооценка (Лист учёта ЗУН) (Слайд 6, 1 колонка)

II. Целеполагание и мотивация (3 мин.)

Слово учителя. Отталкиваясь от полученных ранее знаний о союзе, мы определим цели урока.

1) Формирование умений ставить конкретную цель перед собой.

а) заполнение колонки 2 рабочей карты урока;
б) использование программных требований (базовые знания, умения и навыки по теме «Союз») (Слайд 7)

2) Проверка

а) возможность сравнить с соседом по парте.
б) самопроверка по образцу (Слайд 8)

3) Самооценка (Слайд 9, 2 колонка)

III. Первичное усвоение новых знаний (25 мин.)

1) Путешествие по страницам словарей

а) Сообщение учащегося об этимологии слова «Союз»

Слово «союз» – очень древнее, пришло к нам из старославянского языка, а образовано оно с помощью приставки со- , имеющей значение «вместе», от корня «юз» со значением «связь», близким по значению к словам «узы», «узел», «вязать». Соединив, получим: «связывать вместе, соединять».
Приставка со- в значении «вместе» есть во многих словах русского языка: сотрудник (тот, кто трудится вместе с кем-то), соавтор (тот, кто вместе с кем-то создаёт произведение и т.д.).
Однако основа слова «союз» в настоящее время не членится на морфемы: всё слово состоит из одного корня и нулевого окончания.
Эти и другие значения и сведения о значении и происхождении слова «союз» можно найти в Толковых и Этимологических словарях.

б) Беседа

Слово учителя. Словарь В.И. Даля сообщает, что «союз – часть речи, частичка, связывающая слова». А М. В. Ломоносов так определял роль союзов: «… союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются».

– В чём разница в высказываниях?

– В.И. Даль говорит о роли союзов, связывающих однородные члены, а М.В. Ломоносов – части сложного предложения либо части текста.

2) Самостоятельная работа с учебной статьёй (параграфы 148, 149 (1 абзац), 150 (1 абзац) учебника Бабайцевой В.В.)

а) составление плана учебной статьи (Слайд 10)
б) самопроверка по образцу (Слайд 11)
в) самооценка (Слайды 12, 3 колонка)

3) Работа в статической паре (см. Слайд 13), взаимооценка (Слайд 14, 4 колонка).

4) Монологический ответ «Что нового я узнал о союзе?» одного из учащихся у доски или ответ на вопросы учащихся (по желанию).

5) Составление таблицы: «сворачивание» полученных знаний в таблицу (схему, кластер) (Слайд 15)

– Что нужно обязательно включить в таблицу?

6) Взаимооценка (Слайд 16, 5 колонка)

7) Демонстрация и «развёртывание» таблиц учащимися в динамической паре (Слайд 17) (монологические ответы).

8) Взаимооценка (Слайд 18, 6 колонка)

IV. Рефлексия: подведение итогов работы – заполнение 3-ей колонки. (Слайд 19) (5 мин.)

– Что нового о союзе вы сегодня узнали?
– Что общего и различного у союза и предлога?
– Все ли было понятно на уроке?
– Испытывали ли вы какие-либо трудности?
– За 1 минуту убедите своего соседа в том, что изучение этой темы необходимо.

V. Выставление итоговой оценки за урок (Слайд 20, 7 колонка) (1 мин.)

VI. Заполнение (закрашивание соответствующим цветом полученных оценок в листе Учёта самостоятельной работы по всей теме «Союз» (см. Слайд 21.) (2 мин.)

VII. Домашнее задание (2 мин.) (Слайд 22) :

1) ответ по таблице (на основе параграфов 148, 149 (1 абзац), 150 (1 абзац))
2) обязательное упражнение
3) по желанию: творческая работа на одну из тем (лингвистическая миниатюра
«В чём «опасность» союза И?», «За что любил союз И Пушкин А.С.?»)