Деловая игра "Умей дружить, добро людям дарить"

Разделы: Внеклассная работа


Цели: формировать у детей понятия о дружбе, воспитывать чувство сплоченности коллектива.

Ход классного часа

1. Мобилизующий этап.

– Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я предлагаю вам всем закрыть глаза, протянуть руки в стороны и найти на ощупь чьи-то руки. Поздоровайтесь руками. Согрейте руки друг друга. Сегодня у нас необычный классный час. Особенность его состоит в том, что мы принимаем гостей, и в том, что проблема, которую мы сегодня затронем, волнует и взрослых, и детей самых разных возрастов. О чем мы будем сегодня говорить, вы узнаете, если внимательно послушаете стихотворение и определите его тему. Она созвучна с темой классного часа.

(Учитель читает стихотворение С. Маршака “Друзья-товарищи”.)

Друзья-товарищи.
День стоял веселый
Раннею весной.
Шли мы после школы –
Я да ты со мной.
Куртки нараспашку,
Шапки набекрень, –
Шли куда попало
В первый теплый день.
Шли куда попало –
Просто наугад,
Прямо и направо,
А потом назад.
А потом обратно,
А потом кругом,
А потом вприпрыжку,
А потом бегом.
Весело бродили
Я да ты со мной,
Весело вернулись
К вечеру домой.
Весело расстались –
Что нам унывать?
Весело друг с другом
Встретимся опять.

– Определите тему стихотворения.
– Как бы вы его озаглавили?
– Так какая же тема классного часа?
– Я назвала его “Умей дружить, добро людям дарить”.
– Я предлагаю вам разбиться на 3 группы. В этом вам помогут эмблемы на ваших спинах. Узнайте, какие у вас эмблемы и сядьте за соответствующий столик.

(Дети разбиваются на 3 группы – “ Солнышко”, “ Радуга”, “ Капельки”.)

– Напомните, чему посвящен наш классный час? Но, к сожалению, наше слово потерялось. Давайте его найдем.

Игра “Буквы потерялись”.

1. Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)

2. Щеки красные, нос белый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редис.)

3. Пестрая крякушка,
Ловит лягушек,
Ходит в развалочку,
Спотыкалочкой. (Утка.)

4. Жу-жу-жу-жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
И звук Ж твержу. (Жук.)

5. Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка.)

6. Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его … (Арбуз.)

– Что помогло вам быстро справиться с этим заданием? (Совместная работа.)

2. Вступительное слово.

– Человек – это существо общественное. Он не может жить без других людей. Все мы живем в обществе, среди людей. С одними мы учимся, с другими – отдыхаем, с третьими – встречаемся в кружке, секции. Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И если нас объединяют общие интересы, общее дело, симпатия друг к другу, то можно назвать нас товарищами. А высшая степень товарищества – это дружба.

– Ребята, сегодня у нас пройдет необычное занятие. Нам предстоит открыть одну очень важную тайну. Но чтобы открыть эту тайну, мы должны немного потрудиться – построить Дом Дружбы

3. Групповая работа “Возведение стен”.

– Итак, теперь вы не ученики школы, а бригада строителей.

– Многие из вас наверняка видели, как строятся дома.

– А теперь скажите, какие материалы нужны для постройки дома?

– С чего начинают строить дом?

– В основание любого здания закладывается фундамент. А чтобы постройка не разрушилась и послужила людям не один год, фундамент должен быть прочным, так как он держит на себе все здание.

– Наш дом будет стоять на фундаменте под названием “ Дружба”.

– Что будет следующим этапом в нашем строительстве?

– Из какого материала будем возводить стены? Стены можно сделать из любого материала – кирпича, бревен, камыша, блоков и т.д. Ну, а мы для нашего дома возьмем кирпичи и попробуем сформулировать правила дружбы с помощью пословиц, которые вам предстоит собрать.

Пословицы:

  1. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
  2. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
  3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  4. Старый друг лучше новых двух.
  5. Сам погибай, а товарища выручай.
  6. Один за всех, все за одного.
  7. Не друга– ищи, а найдешь – береги.
  8. Человек без друзей, что дерево без корней.
  9. Не бросай друга в несчастье.
  10. Новый друзей наживай, а старых не теряй.

3. Инсценирование. “Строительство окон”.

– Фундамент и стены в нашем доме есть, а чего еще не хватает? (Окон.)

– Сейчас мы посмотрим несколько сценок, в которых участвуют двое друзей. Посмотрите внимательно и послушайте, как ведут себя ребята в разных ситуациях, и дайте оценку их поступкам.

Ситуация первая. Знакомьтесь: Настя и Лера.

Настя уже 2 часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Лера.

Лера. Гулять пойдешь?

Настя. Да я еще задачу по математике не решила. Никак не получается! Еще и сочинение по русскому писать!

Лера. Да не переживай! Я все решила, как всегда, дам списать!

Настя. О! Ес! Ты настоящая подруга!

– Как вы считаете, можно ли назвать Леру настоящей подругой? Как бы вы поступили на месте Леры?

Примерные ответы детей:

– Лера настоящая подруга. Она не жадная, дает списать.
– Леру нельзя назвать настоящей подругой, она думает только о своих интересах – сейчас хочется гулять.
– Я бы сделал так: зашел бы к лере, помог бы ей все решить, чтобы она сама во всем разобралась. А потом с чистым сердцем пошел бы с ней гулять.

Вывод: Итак, настоящий друг думает не о своих интересах, а о том, как помочь товарищу.

Еще одна ситуация. В ней участвуют Юля и Вася.

На самостоятельной по математике Юля обнаружила, что в авторучке закончились чернила.

Юля. Ой, чернила закончились!
Вася. А у меня запасная ручка есть!
Юля. Будь другом, дай, а то мне Светлана Анатольевна пару влепит!
Вася. А что ты мне за это дашь?
Юля. Ну, денег дам, сколько ручка стоит?
Вася. Да зачем мне твои копейки? Будешь за меня дежурить всю неделю! Годится?
Юля. Да ладно, давай уж!

– Как вы считаете, Вася поступил, как настоящий друг? Как бы вы поступили на его месте?

Примерные ответы детей:

– Конечно, он же мог скрыть, что у него есть ручка.
– Он выручил Юлю, но и про себя не забыл.
– Если бы Вася был настоящим другом, он дал бы ручку просто так и ничего бы за это не потребовал.
– Юля просила ручку не насовсем, а только на один урок, и даже из такой мелочи Вася захотел извлечь выгоду.
– Я не хотел бы иметь такого друга, как Вася. Он воспользовался тем, что Юля оказалась в безвыходной ситуации.
– Васю нельзя назвать другом, он жадный, из всякой мелочи хочет получить выгоду.
– Я бы дал ручку просто так, а потом бы Юля меня выручила-так поступают настоящие друзья.
– Ребята, хотели бы вы иметь такого друга, как Вася?

Вывод, что настоящий Друг должен быть бескорыстным.

Иногда случается так, как в стихотворении, которое нам прочитают Вова и Ирина.

Драчун.

– Ох, со мной никто не дружит,
Никому-то я не нужен.
Что-то в толк я не возьму –
Отчего и почему?
– Что же непонятно, милый?
Споры ты решаешь силой.
От такого драчуна
Даже помощь не нужна.

– Какой совет дадим герою этого стихотворения?

(Совет: Не дерись! Спор можно разрешить словами. Если ты видишь дерущихся и сам не можешь их разнять, позови взрослого на помощь.)

– Можно ли человека назвать сильным и храбрым, если он победил в драке?
– Кто сильнее?

Кто умнее и добрее –
Тот сильнее и храбрее.
Помни: только дураки
В ход пускают кулаки!

Вывод: друзья разрешают спор словами. (Уважение.)

– Вот в нашем доме и окна на месте. Давайте немного отдохнем и посмотрим танец.

5. Танец.

6. Групповая работа. Крыша “ Мозаика” (Из геометрических фигур дети из каждой группы собирают свой фрагмент крыши. Потом собирается общая конструкция крыши.)

– Как мы с вами возводили крышу? (Дружно, сообща.)

7. Физкультминутка.

– Дружат в нашей школе девочки и мальчики, (Пальцы обеих рук соединяются в замок.)
– Мы с тобой подружимся маленькие пальчики (Ладони прижаты друг к другу.)
– Раз, два, три, четыре, пять, начинай считать опять. (Подушечки пальцев постукивают друг о друга.)
– Раз, два, три, четыре, пять, мы закончили считать. (Руки вниз, встряхивают кистями.)

8. Упражнение “Солнечная поляна”.

– Наш дом Дружбы построен. Давайте его украсим цветами. Я предлагаю вам вырезать из бумаги цветы, разукрасить их и написать пожелание жителям этого дома.

9. Подведение итогов.

– Посмотрите, какие прекрасные цветы расцвели у нас в классе. Я думаю, что это цветы добра. Положите цветок добра и хорошего настроения на обе ладони.
– Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам очень хочется ее послушать.
– Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка себе внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляя вам радость. У вас появляются новые друзья, силы здоровья, счастья и радости.
– Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами.
– Откройте глаза и украсьте наш домик Дружбы этими цветами. Для этого я вас попрошу встать цепочкой и, передавая цветы, улыбнуться друг другу в знак благодарности за вашу совместную работу.
– Какой же секрет мы с вами открыли, строя дом Дружбы?
– Правильно, дружба должна быть бескорыстной, совместной.

Дети встают полукругом, держась за руку, говорят стихи и исполняют песню.

Давайте будем дружить друг с другом.
Как птица с небом, как поле с плугом,
Как ветер с морем, трава с дождем,
Как туча с солнцем, как мы с тобой.
Как дружит солнце со всеми нами.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши,
Гнев на друге, может быть, мгновенный
Изливать покуда не спеши.

Может друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг – и повинился –
Ты ему греха не поминай,

Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей,
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей!