Знать/понимать:
- понятия «программное обеспечение», «операционная система», «прикладное ПО»;
- знать основные функции операционной системы;
- классификацию программного обеспечения;
Уметь:
- распознавать программы;
- оперировать с файлами (создавать, копировать, сохранять).
Цель: изучить понятия «программное обеспечение » компьютера и его назначение.
Задачи:
Обучающая:
- проверить знания учащихся по теме «Файлы и файловые системы»;
- сформировать понимание о понятиях «программное обеспечение», «операционная система», «прикладное ПО»;
- дать представление о классификации программного обеспечения.
Развивающая:
- развитие аналитического мышления – формирование умения выделять существенные признаки и свойства, посредством анализа демонстрационных примеров, способность к обобщению, быстрому переключению, способствовать формированию навыков коллективной и самостоятельной работы;
Воспитательная:
- развивать чувство коллективизма, умение выслушивать ответы товарищей;
- привитие навыков самостоятельности в работе, воспитание аккуратности, дисциплинированности
Тип урока: лекция, практика, самостоятельная работа.
Форма проведения урока: коллективная, индивидуальная.
Учебное оборудование (оснащение) занятия: проектор.
Методическое обеспечение занятия: презентация в PowerPoint, карточки с заданием.
Продолжительность занятия: 45 мин.
План урока:
- Организационный момент – 2 мин;
- Повторение темы «Файлы и файловая системы» - 13 мин;
- Изложение нового материала – 15 мин;
- Закрепление нового материала – 10 мин;
- Домашнее задание – 2 мин;
- Итоги урока – 3 мин.
Ход урока
1. Объявление темы и цели занятия, перекличка.
Вводный рассказ учителя. На экране включена презентация (приложение 1). Знакомство учащихся с формами работы на уроке и способом оценивания знаний.
На уроке предусматривается проверка теоретических знаний по предыдущей теме, проверка практических умений работы с файлами и папками, изучение нового материала, закреплении и обобщении изученного [2].
2. Повторение темы
Слайд 3:
Вопросы для повторения темы «файл и файловая система»
- Что такое файл?
- Из чего состоит имя файла?
- Могут ли разные файлы иметь одинаковые имена?
- Каков минимальный объём файла?
- В чём разница между полным и быстрым форматированием?
- За что отвечает файловая система?
- Зачем проводят дефрагментацию дисков?
Проверка практических умений учащихся оперирования файлами и папками.
Задания на карточках:
I. Вариант.
- Создайте на диске С: папку Новая. Для этого:
- Отройте меню Пуск
- Откройте папку Мой компьютер.
- Откройте папку С.
- Щёлкните правой кнопкой.
- В контекстном меню выберите действие Создать - папку
- В папке Новая создайте папки Моя и Общая;
- Переместите папку Моя в папку Общая.
II. Вариант.
- Определите размер папки Мои рисунки. Для этого:
- Правой кнопкой мыши щелкните по значку папки Мои рисунки;
- В контекстном меню выбрать Свойства;
- В строке Размер указан размер данной папки;
- Запишите размер папки, выраженный в байтах в текстовый редактор Блокнот;
- Сохраните текстовый файл под именем Объем информации в папке Мои документы.
3. Изучение нового материала
Рассказ учителя о предыстории операционных систем [3].
Предыстория
Раньше пользователь получал машину в единоличное пользование; он приходил с программой и данными, обычно записанными на перфокартах или магнитных лентах. Программа загружалась в машину, которая начинала работать, до тех пор пока программа не завершалась или не выдавала ошибку. Отладка программ осуществлялась при помощи панели управления, снабжённой тумблерами и лампочками. Наибольших успехов в этом достиг Алан Тьюринг на ранней машине Манчестерский Марк I, к тому времени он уже разрабатывал основные принципы работы операционных систем.
Более поздние машины имели библиотеки, которые связывались с пользовательской программой для поддержки таких операций как ввод и вывод. Это было началом современных операционных систем. Однако машины всё ещё выполняли одну задачу за один промежуток времени.
По мере увеличения производительности машин, время на исполнение программ уменьшалось, а время передача оборудования от одного пользователя другому оставалось прежним. Выстраивались длинные очереди из людей, желающих запустить свою программу, каждый из них имел по несколько магнитных лент с программами и данными. Операторы машин не успевали контролировать все операции, проводимые с компьютерами, поэтому возникла необходимость в автоматическом контроле и выявлении ошибок.
Эти требования были учтены при создании первых операционных систем. Сначала для этого были использованы библиотеки времени исполнения, которые запускались до первой пользовательской задачи, считывали информацию с носителей, контролировали исполнение, записывали результаты и немедленно переключались на исполнение следующей задачи.
Рассказ учителя о том, что такое программное обеспечение компьютера, операционная система и о ее назначении.
Операционная система – обеспечивает совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляет пользователю доступ к его ресурсам с использованием графического интерфейса ОС.
Функции операционной системы:
- Первой задачей операционной системы является обеспечение совместного функционирования всех аппаратных устройств компьютера
- Второй задачей операционной системы является предоставление пользователю доступа к ресурсам компьютера
Перед учащимися ставится проблема: «Как же правильно загрузить операционную систему?» (скорее всего правильного ответа никто не даст, но это заставит их задуматься, как операционная система может загрузиться в оперативную память).
Слайд 7 показывает как происходит загрузка операционной системы.
Установка операционной системы.
- Установка ОС – файлы операционной системы копируются с диска дистрибутива на жесткий диск компьютера.
- Файлы операционной системы хранятся в долговременной памяти на жестком диске, который называется системным.
- Операционная система, как и др. программы, может выполняться, если она находится в оперативной памяти компьютера. Поэтому необходима загрузка файлов ОС с системного диска в оперативную память.
Загрузка операционной системы
Начинается в одно из трех случаев – после:
- включения питания компьютера;
- нажатия кнопки Reset на системном блоке компьютера;
- одновременного нажатия комбинации клавиш на клавиатуре: {Ctrl} + {Alt} + {Del}
В процессе загрузки ОС:
- производится тестирование работоспособности процессора, памяти и др. устройств;
- на экран монитора выводятся краткие диагностические сообщения о процессе тестирования
- после окончания загрузки ОС пользователь получает возможность управлять компьютером с использование графического интерфейса ОС.
Необходимо объяснить школьникам, что существует определенная классификация программ и о назначении каждого типа ПО. Узнать какие программы используют учащиеся и к какому типу ПО относятся эти программы. В большинстве, учащиеся будут называть прикладное программное обеспечение (слайд 12) и интегрированные офисные приложения Microsoft Office (слайд 14).
4. Закрепление пройденного
В тетради ответить на вопросы (слайд 15):
- Что такое драйверы устройств?
- Назовите этапы установки операционной системы
- В каких случаях начинается загрузка операционной системы
- Что относится к приложениям общего назначения?
- Что относится к приложениям специального назначения?
5. Домашнее задание:
- Параграф учебника 2.4.;
- Ответить на вопросы после параграфа письменно в тетради.
Список литературы
- Информатика
- http://www.metod-kopilka.ru/page-2-2-3-9.html
- http://ru.wikipedia.org