Культура Японии

Разделы: МХК и ИЗО


Цели урока: познакомить учащихся с культурой Японии.

Задачи урока:

  • Вызвать интерес к стране “Восходящего солнца”, к культуре японского народа, дать представление об образной и смысловой стороне японской живописи, через развитие способности любования отдельными предметами.
  • Дать представления о географическом положении Японии, научить детей разбираться в терминологии и символике японской культуры.
  • Познакомить детей с нетрадиционными приемами и средствами изображения веточки сакуры.
  • Воспитывать уважение к культуре и традициям народов разных стран, приобщать к ценностям мировой культуры.
  • Интегрировать знания детей с предметами: окружающий мир и русский язык.

Оборудование для учителя: компьютер с мультимедиа-проектором, японские костюмы – мужские и женские платья - кимоно, плакаты с реалистическими пейзажами и репродукции с гравюр японских художников, таблицы с терминами, разрезная азбука букв.

Оборудование для учащихся: формат “А-3”, цветная тушь, акварель, трубочки для выдувания, ушные палочки, кисти, палитра.

Музыкальный ряд: японская народная песня “Вишня”

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Фронтальная беседа.
  3. Практическая работа.
  4. Закрепление материала.
  5. Итог урока.

Содержание урока:

Учитель: Сейчас я загадаю загадку, а вы, отгадав её постараетесь сформулировать тему урока.

"Между какими двумя одинаковыми буквами надо поставить маленькую лошадку, чтобы получить название государства?"

Ученик: Япония. Две буквы Я и лошадка пони.

Я пони Я

Учитель: Составьте слово на доске (даются буквы).

Пока ученик составляет слово, открывается наглядность на доске и специальных стендах.

Учитель: Так как же будет называться тема урока?
Ученик: "Культура Японии".
Учитель: С какими культурами и цивилизациями мы уже познакомились?
Ученик: С культурой Древней Греции.
Учитель: Скажите, как принято называть Японию?
Ученик: Страной восходящего солнца.
Учитель: Почему?
Ученик: Она находится на востоке от России.
Учитель: Подскажите мне, где располагается Япония на материке, на полуострове или на острове?

Ответ: Япония расположена на четырех крупных островах и 3х тысячах маленьких. Крупные острова: Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку.

(Демонстрируется на карте).

Учитель: Кто-то из вас помнит, как выглядит флаг Японии?
Ученик: На белом полотнище красный круг. (Ученик прикрепляет красный круг к белому полотнищу).
Учитель: Назовите столицу Японии.
Ученик: Т О К И О.
Учитель: Чем же сейчас славится Япония?
Ученик: Компьютерными технологиями, машинами и боевыми искусствами.
Учитель: Но Япония известна не только своими современными технологиями. Она сумела сохранить свою самобытную культуру. Как вы думаете, в чем она проявляется?

Ученик: В устройстве жилья, в чайных церемониях, в трепетном отношении к одежде.

(Если дети не могут ответить на вопросы, то учитель помогает им или дополняет ответы).

Учитель: Какая национальная одежда характерна для Японцев?

Ученик:

КИМОНО – платье-халат мужской и женский.
ОБИ – широкий женский пояс,
САБО – обувь на деревянной подошве (Таблички со словами вывешиваются на доске).

Учитель: Помимо одежды, культуры боевых искусств, икебаны в нашу жизнь вошли и Н Э Ц К Э. (Табличка)

Что это такое?

Ответ: Это подвески похожие на брелоки.
Учитель: Зачем они были нужны японцам?
Ответ: В традиционной одежде японцев не было карманов, и нэцкэ использовался противовесом для кошелька, косметички, веера. Их перебрасывали через пояс.
Учитель: Японцы отличаются также трепетным отношением к природе.

Они обожают самую высокую и красивую вершину своих гор

Ф У Д З И или по- другому ФУДЗИЯМА. Молитвенно созерцая ее красоту. Из Японии по всему миру также распространилось искусство составления букетов. Как оно называется?

Ученик: И К Е Б А Н А (Табличка со словом вывешивается на доске).
Учитель: А догадываетесь ли вы, когда в Японии бывает больше всего туристов?
Ученик: Во время цветения деревца дикой вишни - С А К У Р Ы. (Табличка)
Учитель: Это чудесное деревце воспето в стихах и песнях. Сакура это не просто дерево, это воплощение молодости, женственности, красоты.

(Звучит народная японская песня “Вишня”).

А мы с вами постараемся его изобразить необычным способом – способом выдувания, а цветы будем изображать при помощи ушных палочек.

(Демонстрируется способ выдувания).

Перед практической работой проводится физкультминутка. Дети создают образ скромницы луны, спрятавшейся за облака, которые спрятались за цветущую ветку вишни или ливня, ствола бамбука и спешащих муравьев. Для образа используется трехстрочное выразительное хокку.

За вишней в цвету
Спряталась за облака
Скромница луна

(Басё)

Ливень вечерний –
На землю спешат муравьи
По стволам бамбука.

(Дзёсо)

Практическая работа:

На лист формата “А-3” обуженного, чтобы подчеркнуть вертикальность капается клякса туши. Затем клякса гонится вверх при помощи выдувания через трубочку. Сначала трубочка накланяется под очень острым углом к листу бумаги, чтобы основные стволики бежали вверх. После на капли, оставшиеся на кончиках веточки, необходимо подуть сверху, чтобы создалось причудливое переплетение тонких веточек. Рядом со светлым стволиком создается более темный ствол. Поучается игра света и тени.

На втором этапе работы на палитре составляются пастельные цвета различных розовых оттенков для изображения лепестков цветов сакуры. Для изображения тычинок используется желтый и коричневый цвет. Цветы изображаются при помощи ушных палочек методом тычка.

Надо сказать, что фон для работы готовился на предыдущем уроке. При этом краска, разведенная на палитре, наносилась на формат “А-3” при помощи скомканного листа тетрадной бумаги. Комок оставляет на бумаге непредсказуемые, но фантастически красивые следы.

Когда веточка или деревце сакуры готово, то работа дополняется написанием самых распространенных иероглифов, образцы и значение которых объясняется учителем.

Счастье

Сакура

Любовь

Итог урока: В конце урока учащиеся выставляют свои работы для просмотра и любования. Можно выслушать мнение о конкретных работах. Почему некоторые работы получились выразительнее и интереснее по композиции, по цвету, по колориту.

Затем идет закрепление новых слов изученных на уроке и их написаний. Таблички со словами по ходу урока вывешивались на доске.

Учитель: Какие слова вам уже были знакомы?

Что нового узнали?

НЭЦКЭ, ИКЕБАНА, ОБИ, САКУРА, КИМОНО.

Таким образом, культура японского народа входит в жизнь россиян, становится ближе, понятней и используется в быту. Вместе с этим воспитывается уважение к традициям японской культуры и расширяется мировоззрение.

Практика показала исключительную увлеченность детей такой работой.

Нетрадиционные способы изображения, которые можно иногда использовать в работе, позволяют активизировать интерес к изобразительной деятельности и стимулируют творчество.

В конце урока учитель благодарит за активность и интересные работы.