Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?
Жуковский.
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление — цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.
В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Это чувство, которое мы впитываем с детства "с молоком матери".
Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.
Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению Отечеству - одна из задач педагогического коллектива учебного заведения, военно-патриотической работы в школе.
Создание системы военно-патриотической работы в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Система военно-патриотической работы в школе включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.
Система военно-патриотической работы в школе.
Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах российского общества, а также новыми условиями современного мира, что обуславливает гибкость в управлении системой военно-патриотического воспитания в школе.
Управление системой военно-патриотической работы в школе
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Оно направленно на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность учебного заведения по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Цель патриотического воспитания – развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности.
Одним из важных направлений работы школы является патриотическое воспитание, основная задача которого - воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, и уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества.
Цель: реализация государственной политики в области патриотического воспитания подрастающего поколения.
Задачи:
- формирование знаний об исторических фактах и явлениях;
- формирование способности объективной оценки исторических фактов и явлений;
- формирование представления о социальном явлении;
- формирование привычки поступать согласно принятым в обществе нормам и правилам;
- формирование навыков работы с учебной литературой, энциклопедиями, картами, статистическими данными, наглядными пособиями;
- формирование умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности;
- стимулирование умственной активности учащихся, их любознательности, творческой деятельности;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную и историко-социальную информацию;
- развивать способность определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить её с исторически возникшими мировоззренческими системами.
Средства реализации проекта:
- использование материально-технической базы школы;
- привлечение специалистов и преподавателей по профильным дисциплинам и организация занятий по ним;
- использование материально-технической базы 16 ВВС.
Методы реализации проекта:
- работа в группах;
- индивидуальная работа;
- работа над социальными проектами.
Формы реализации проекта:
- практикумы;
- лекции;
- симпозиумы-дискуссии;
- исторические журналы;
- конференции;
- круглые столы;
- концерты;
- уроки-рассуждения;
- уроки-версии;
- семинары;
- уроки-мужества;
- общешкольные линейки;
- военно-учебные сборы.
Примерное содержание программы “Воспитание патриотизма на уроках ОБЖ”
5 класс | 6 класс | 10 класс | 11 класс | ||
Сентябрь | Экскурсия в музей авиационной техники аэродрома “Кубинка” | Классный час “Мировые имена аэродрома “Кубинка” | Круглый стол “Патриоты Отечества” | Интегрирован-ный урок (ОБЖ, история) в музее авиационной техники аэродрома “Кубинка” по теме “Герои Великой Отечественной войны” | |
Октябрь | Познавательно-развивающая игра “Знатоки Великой Отечественной войны” | Конференция “Поисково-спасательная служба МЧС России”
|
|||
Ноябрь | Литературно-музыкальная композиция “Времён связующая нить” | Интегрирован-ный урок (ОБЖ, история) “Патриотизм участников Куликовской битвы” | Исторический журнал “Герои битвы под Москвой” | ||
Декабрь | Урок-мужества “Битва под Москвой” | Экскурсия в музей МОУ Васильевской СОШ в честь битвы под Москвой | Подготовка и проведение лекции “Битва под Москвой” | Вечер, посвященный битве под Москвой | |
Январь | Военно-спортивна игра “Зарничка” | Круглый стол “Назначение вооруженных сил” | Дискуссия “Воинская обязанность граждан” | ||
Февраль | Беседы с военнослужащими о службе в рядах Российской армии | Семинар “Открытка ветерану” | Дискуссия “Служба в Российской армии” | Военно-спортивный конкурс “А ну-ка, парни!” | |
Март | Устный журнал “Националь-ные герои русского народа – Минин и Пожарский” | Интегрированный урок (ОБЖ, история) “историческое значение победы русского оружия над немецкими и шведскими рыцарями” | Круглый стол “Патриотизм, верность воинскому долгу, честь солдата – источник духовных сил воина” | Круглый стол “Основы обороны государства” | |
Апрель | Игра “Отважные умные быстрые” | Исторический журнал “Навеки памятью дано” | |||
Май | Общешкольная линейка
“Поклонимся великим тем годам”; Акция памяти “Цветы на граните” |
Военно-учебные сборы юношей | Семинар “Военные учебные заведения Российской Федерации” |