Цели урока:
- Обобщить и закрепить знания учащихся в определении падежа имен существительных;
- Отрабатывать умения самостоятельно и в комплексе применять ЗУН и переносить их в новые условия;
- Развивать орфографическую зоркость и эрудицию учащихся, воспитывать бережное отношение к языку, культуру общения.
Оборудование:
- УМК Т.Г.Рамзаевой;
- медиапроектор;
- компьютер;
- сигнальные карточки;
- схемы-опоры.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Ход урока | Управление учебной деятельностью |
1. Организация класса. Цель: создать настрой на самоорганизацию. - Сегодня мы проводим смотр знаний по русскому языку под девизом: “Мой верный друг-язык мой русский!” Нам предстоит выявить знатоков русского языка. А лучший из лучших получит приз- “мудрую сову”. Ведь сова-это символ мудрости. Чем дружнее вы будете работать, тем ярче будет наше солнышко, а его улыбка будет дарить нам радость и надежду на успех. 2. Минутка чистописания. Дети пишут показ в тетради и предложение: Люби, цени и знай свой язык. Он создан народом. - Объясните смысл этих предложений.
- Великий русский писатель И. С. Тургенев говорил о русском языке такие слова: Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. (Объяснить значение слов). Задание: списать предложение и обозначить изученные орфограммы, проверить Сообщение темы урока: “Упражнение в определении падежа имен существительных”. - У каждого падежа своя история. Родительный падеж древние римляне называли падежом родства и применяли его в тех случаях, когда нужно было обозначить родство: сын своего отца, дочь своей матери. Дательный падеж – “щедрый” падеж. Так называли его древние римляне ( подарок маме, улыбку другу ) Предложный падеж – всегда употребляется с предлогом. А его родоначальником был “ местный падеж” “Во славном во городе во Муроме, во селе Карачарово жил богатырь Илья Муромец…”- читаем мы в былинах, летописях, в легендах. Вот мы и посмотрим, как живется нашим падежам в современном 21 веке. Помогут нам в этом произведения А.С.Пушкина. Осень – любимое время года поэта. Именно ему он посвятил множество своих стихотворений . Вспомним одно из них. Уж небо осенью дышало, Звуко-буквенный анализ слова “ноябрь”.
Выборочное списывание. Задание: выписать из текста словосочетания и обозначить падеж существительных. Тянулся к югу ( Д.п ), ложился на поля ( В.п. ), дышало осенью ( Т.п), стоял у двора( Р.п), обнажалась с шумом (Т.п).
Запись предложения. В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь. Задание: обозначьте орфограммы, определите падежи имен существительных в этом предложении. Словарная работа. Цель: проверить умение находить среди множества слов слова с непроверяемыми написаниями. - Сегодня словарь представлен “Волшебным квадратом ” , в котором спрятались словарные слова. Найдите и назовите их. Ноябрь, осина, обед, лагерь, около. Физминутка.
Работа по учебнику. Задание: Спиши. Определи падеж выделенных существительных. Упр. 158, с. 83 Цель: совершенствовать умение самостоятельно работать с учебником, понимать и принимать задачу . Проверка работы у доски. Петушок (И. п.) вспорхнул со спицы (Р. П.), К колеснице ( Д. п.) полетел. (А. Пушкин “Сказка о Золотом петушке”). Задание:
Колесница – в старину: большой колесный экипаж. Задание: образовать от существительного “колесница” однокоренные слова такие, чтобы одно было прилагательным, а другое- глаголом. Колесница, колесный, колесить. Работа с текстом. Цель: учить работать с текстом, определять его тему и основную мысль. Компьютер ( ) помогает людям разных профессий ( ). Его можно найти в разных приборах и аппаратах. Он очень облегчает жизнь. В современном автомобиле ( ) компьютер управляет работой ( ) двигателя, вычисляет скорость ( ) , измеряет расстояние ( ). Может предупредить водителя об опасности ( ) на дороге ( ). Задание:
Запишите и прочитайте свои предложения. - Мне сегодня он тоже помог на уроке. И я думаю, что урок у нас получился интересным и полезным. Итог урока. Оглашение знатоков русского языка, вручение символа урока
Рефлексия. |
Самоорганизация.
Письмо в тетради. Проводится беседа о любви к родному языку.
Чтение предложения хором с установкой на запоминание.
Конкретизируется тема урока.
Ученик читает стихотворение Пушкина (Эмоциональный настрой)
Письмо с комментированием. Двое учащихся работают у доски (индивидуальное задание). Памятка определения падежа имени существительного. Сигнальные карточки.
Работа по вариантам.
Чтение отрывка. Работа с толковым словарем.
Проверка.
Рассуждают о роли компьютера в учебном процессе, делают выводы.
|