Смотры знаний по русскому языку в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Обобщить и закрепить знания учащихся в определении падежа имен существительных;
  • Отрабатывать умения самостоятельно и в комплексе применять ЗУН и переносить их в новые условия;
  • Развивать орфографическую зоркость и эрудицию учащихся, воспитывать бережное отношение к языку, культуру общения.

Оборудование:

  • УМК Т.Г.Рамзаевой;
  • медиапроектор;
  • компьютер;
  • сигнальные карточки;
  • схемы-опоры.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Ход урока Управление учебной деятельностью
1. Организация класса.

Цель: создать настрой на самоорганизацию.

- Сегодня мы проводим смотр знаний по русскому языку под девизом: “Мой верный друг-язык мой русский!”

Нам предстоит выявить знатоков русского языка. А лучший из лучших получит приз- “мудрую сову”.

Ведь сова-это символ мудрости.

Чем дружнее вы будете работать, тем ярче будет наше солнышко, а его улыбка будет дарить нам радость и надежду на успех.

2. Минутка чистописания.

Дети пишут показ в тетради и предложение:

Люби, цени и знай свой язык. Он создан народом.

- Объясните смысл этих предложений.

 

- Великий русский писатель И. С. Тургенев говорил о русском языке такие слова:

Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык.

(Объяснить значение слов).

Задание: списать предложение и обозначить изученные орфограммы, проверить

Сообщение темы урока:

“Упражнение в определении падежа имен существительных”.

- У каждого падежа своя история.

Родительный падеж древние римляне называли падежом родства и применяли его в тех случаях, когда нужно было обозначить родство: сын своего отца, дочь своей матери.

Дательный падеж – “щедрый” падеж. Так называли его древние римляне ( подарок маме, улыбку другу )

Предложный падеж – всегда употребляется с предлогом. А его родоначальником был “ местный падеж”

“Во славном во городе во Муроме, во селе Карачарово жил богатырь Илья Муромец…”- читаем мы в былинах, летописях, в легендах.

Вот мы и посмотрим, как живется нашим падежам в современном 21 веке.

Помогут нам в этом произведения А.С.Пушкина.

Осень – любимое время года поэта. Именно ему он посвятил множество своих стихотворений .

Вспомним одно из них.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Звуко-буквенный анализ слова “ноябрь”.

 

 

Выборочное списывание.

Задание: выписать из текста словосочетания и обозначить падеж существительных.

Тянулся к югу ( Д.п ), ложился на поля ( В.п. ), дышало осенью ( Т.п), стоял у двора( Р.п), обнажалась с шумом (Т.п).

 

 

 

Запись предложения.

В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь.

Задание: обозначьте орфограммы, определите падежи имен существительных в этом предложении.

Словарная работа.

Цель: проверить умение находить среди множества слов слова с непроверяемыми написаниями.

- Сегодня словарь представлен “Волшебным квадратом ” , в котором спрятались словарные слова.

Найдите и назовите их.

Ноябрь, осина, обед, лагерь, около.

Физминутка.

Поработали мы дружно,
Отдохнуть немножко нужно.
Дружно встанем, тихо сядем
И закроем все глаза.
Наступает, наступает, наступает тишина.
Вылетает на охоту
Наша мудрая сова.

Работа по учебнику.

Задание: Спиши. Определи падеж выделенных существительных. Упр. 158, с. 83

Цель: совершенствовать умение самостоятельно работать с учебником, понимать и принимать задачу .

Проверка работы у доски.

Петушок (И. п.) вспорхнул со спицы (Р. П.),

К колеснице ( Д. п.) полетел.

(А. Пушкин “Сказка о Золотом петушке”).

Задание:

  1. Обозначь падеж имен существительных.
  2. Подчеркни грамматическую основу предложения.
  3. 3Объясни значение слова “колесница”

Колесница – в старину: большой колесный экипаж.

Задание: образовать от существительного “колесница” однокоренные слова такие, чтобы одно было прилагательным, а другое- глаголом.

Колесница, колесный, колесить.

Работа с текстом.

Цель: учить работать с текстом, определять его тему и основную мысль.

Компьютер ( ) помогает людям разных профессий ( ). Его можно найти в разных приборах и аппаратах. Он очень облегчает жизнь. В современном автомобиле ( ) компьютер управляет работой ( ) двигателя, вычисляет скорость ( ) , измеряет расстояние ( ). Может предупредить водителя об опасности ( ) на дороге ( ).

Задание:

  1. Определите тему и основную мысль текста.
  2. Озаглавьте текст.
  3. Обозначьте падежи существительных.
  4. Дополните текст 1-2 предложениями о том, для чего вам нужен компьютер, чем и как он вам помогает в учебе.

Запишите и прочитайте свои предложения.

- Мне сегодня он тоже помог на уроке. И я думаю, что урок у нас получился интересным и полезным.

Итог урока.

Оглашение знатоков русского языка, вручение символа урока

Тот, кто больше,
лучше знает –
Тот награду получает !

Рефлексия.

Самоорганизация.

 

Слайд 1

 

Слайд 2

 

 

 

Слайд 3

Письмо в тетради.

Слайд 4

Проводится беседа о любви к родному языку.

 

 

Слайд 5

Чтение предложения хором с установкой на запоминание.

 

Конкретизируется тема урока.

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды 7, 8

Ученик читает стихотворение Пушкина

(Эмоциональный настрой)

Слайд 9

 

 

Письмо с комментированием. Двое учащихся работают у доски (индивидуальное задание).

Памятка определения падежа имени существительного.

Сигнальные карточки.

 

 

 

 

 

Слайд 10

 

Слайд 11

 

 

 

Слайд 12

Слайд 13

 

 

 

Работа по вариантам.

 

 

 

 

Чтение отрывка.

Слайд 14

Работа с толковым словарем.

 

 

 

 

Проверка.

Слайды 15, 16

 

 

 

Слайд 17

 

 

 

 

 

 

Рассуждают о роли компьютера в учебном процессе, делают выводы.

 

 

Слайды 18, 19