Математика в 1-м классе: "Литр"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Актуализировать знания разных единиц измерения: массы, длины; ввести новую величину - вместимость - и единицу ее измерения - литр;
  • Учить детей формулировать проблему, выдвигать гипотезы и находить правильное решение; содействовать развитию у учащихся умений наблюдать;
  • Развивать логико-математическую речь;
  • Воспитывать коммуникативные навыки.

Методы обучения:

По источнику получения знаний:

  • Словесные;
  • Наглядные;
  • Практические.

По дидактическим целям:

  • Методы приобретения новых знаний.

По уровню включения учащихся в продуктивную деятельность:

  • Объяснительно- иллюстративный.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

  • Учебник "Математика" (авт. Моро М.И., Волкова С.И.);
  • Сосуды с водой для измерения вместимости: кастрюля, ваза, трёхлитровая банка (во всех налито по 1 л воды);
  • Мерки для измерения: стаканы, пол-литровая банка, кружки;
  • Пустые двухлитровые и литровые банки для каждой группы (для сливания жидкости во время измерения);
  • Карточки для разминки и физминутки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Я очень рада видеть вас сегодня на уроке. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Математики. Удачи вам и новых открытий!

II. Подведение к теме урока. Разминка.

1. "Внимание" (Учитель на короткое время показывает карточки с геометрическими фигурами. Фигуры изображены разными цветами).

Когда карточки закрываются, учащиеся зарисовывают их по памяти. При проверке учитель задаёт вопросы: 

Учитель: Что вы заметили?

Ответы детей: 

- Все фигуры состоят из прямых линий. 
- Все фигуры расположены на плоскости. 
- Я знаю названия всех фигур и могу показать и перечислить: луч, отрезок, прямая, ломаная.

Учитель: А какого цвета был луч? отрезок? прямая? ломаная? (Большинство детей, верно, называют цвета фигур).

(По ходу проверки карточки снова выставляются на доску).

Учитель: Какие задания вы предлагаете выполнить, используя эти фигуры?

- Я предлагаю найти лишнюю фигуру.
- Можно измерить длину каждой фигуры.

Учитель: Все согласны с предложенными заданиями?

- Мне кажется, что второе задание не всегда можно выполнить, ведь прямая бесконечна, как же измерить ее длину!
- Тогда и длину луча нельзя измерить, ведь он тоже в одну сторону бесконечен.
- Я хочу предложить такое задание: выбрать фигуры, длину которых можно измерить и узнать их длину. 

Учитель:

- Молодцы, ребята! А какие единицы измерения длины мы знаем? (Сантиметр, метр, дециметр).
- А какой единицей измерения удобнее пользоваться в этом случае? (Сантиметром).

2. Задачи на смекалку:

- Что становится легче, когда его наполняют? (Шар)
- Среди трёх футбольных мячей красный мяч тяжелее коричневого, а коричневый тяжелее зелёного. Какой мяч тяжелее всех? (Красный)
- Когда мы говорим "легче" или "тяжелее", что мы имеем в виду? Какую единицу измерения массы мы уже знаем? (Килограмм)

III. Знакомство с новой единицей измерения – литром.

1. Практическая работа в группах. Проблемная ситуация.

Перед детьми на столах находятся разные сосуды с водой. В каждый сосуд учитель налил 1 л воды, но из-за разной формы сосуда дети не могут сравнить количество жидкости.

Учитель: Что вы видите у себя на столах? Какие задания можете предложить для работы с тем, что стоит у вас? 
Маша: Я предлагаю узнать, сколько воды в каждом сосуде.
Саша: Можно ещё узнать, сколько всего воды во всех сосудах.
Ира: А лучше всего выяснить, где воды больше всего. А где меньше?
Максим: Я думаю, что мы не сможем сразу выполнить задание Саши и Иры, потому что мы не знаем, сколько воды в каждом сосуде.
Саша: Я предлагаю взять ведро, слить всю воду вместе и измерить её количество.
Ира: Я не согласна с предложением Саши. Если мы всю воду объединим, тогда мы не сможем сравнить количество воды в разных сосудах. 
Учитель: А как ты, Ира, предлагаешь сравнивать количество воды в разных сосудах?
Ира: Можно поставить все сосуды в один ряд и измерить высоту воды линейкой. 
Саша: Я хочу возразить Ире. Ира, ты посмотри внимательно на стол. Вот баночка широкая, а ваза высокая, но узкая. А в кастрюле вообще не видно, сколько там воды налито. Я думаю, нужно взвесить воду, и сразу станет ясно, где масса воды больше.
Маша: Ну да, кастрюля сделана из металла, она сама по себе очень тяжёлая.
Учитель: Итак, мы с вами сошлись на мнении, что нужно измерить количество воды в сосудах. Чем мы всегда пользуемся для измерения? (Нужна мерка)

Учащиеся выбирают разные мерки: стаканы, маленькие банки, кружку. Начинают переливать воду в 2-литровые банки, считая количество мерок. Самостоятельная работа в группах.

Проверка:

1 группа - 5 стаканов (0,2 литра);
2 группа - 4 кружки (0,25 литра);
3 группа - 2 банки (пол-литровые).

Учитель: Интересно, у кого же больше воды? Почему? Все приходят к выводу, что у ребят 1 группы налито больше воды, ведь в кастрюле налито 5 мерок, а это больше, чем 4 и 2.
Учитель: А теперь маленький фокус. (Банки всех групп выставляются на один стол в ряд). Что вы заметили? 
Ира: Можно сказать, что количество воды в банках получилось одинаковое, а мерки были разные. 
Учитель: Ваши мысли по этому поводу?
Саша: Я понял, мы же взяли разные мерки, а нужно было всем выбрать мерки одинаковые. 
Учитель: Может, кто-то уже знает, какую мерку используют в жизни для измерения жидкости?
Дети: Это литр.

Учитель показывает детям литровую банку и предлагает перелить воду в литровые банки. Дети убеждаются, что у всех групп было одинаковое количество жидкости. 

Учитель: Где вы уже встречались с этой единицей измерения вместимости? 

Ответы детей:

- В магазине продают сок в коробках 1 литр, 2 литра.
- Мама покупает молоко, кефир в пакетах 1 литр.
- Папа заправляет машину на заправке бензином, ему автомат заливает 10 литров, 20 литров. Учитель: Правильно. В литрах можно измерить ёмкость жидкости. В математике слово “литр” принято писать сокращённо л. Например 5л.,3л., 10л.

2. Работа по учебнику.

Учитель: Откройте учебник на стр. 36, найдите задании №1 и прочитайте его жужжащим чтением. Что нового вы узнали?
Дети: Мы узнали, что такое вместимость и чем ее измеряют.
Учитель: Кто уже догадался и может сформулировать тему нашего урока?

Учитель после ответов детей выставляет на доске табличку: 

ВМЕСТИМОСТЬ И ЕДИНИЦА ЕЕ ИЗМЕРЕНИЯ

Учитель: Выполним устно №2
Учитель: Проверим, правильно ли вы выполнили задание. Сколько литров воды нужно добавить в ведро?  
Учитель: Найдите задание №4 и прочитайте его. Все ли вам понятно в задании? Сможете вы его выполнить самостоятельно дома? (Дети прочитывают задание и утверждают, что им все понятно).
Учитель: Прочитайте одно предложение, в котором говорится не о вместимости.
Маша: "Из кастрюли отлили 2 л компота." Здесь говорится не о вместимости, ведь вместимость - это все количество жидкости, которое помещается в сосуде, а в предложении только о том, сколько отлили, значит, в кастрюле еще сколько-то осталось.

3. Рефлексивный анализ.

Учитель: Замечательно. А теперь обратите внимание на запись темы нашего урока. Кто бы хотел её поправить, изменить, дополнить?
В соответствии с ответами детей учитель на доске завершает запись темы урока, которая приобретает такой вид:

ВМЕСТИМОСТЬ И ЕДИНИЦА ЕЕ ИЗМЕРЕНИЯ - ЛИТР (1 л)

Учитель: Теперь мы знаем точную тему нашего урока. Давайте попробуем сформулировать задачи. Чему нам нужно научиться, чтобы хорошо освоить эту тему?

Предложения детей:

- Мы должны научиться измерять количество жидкости в сосудах, сравнивать и находить их сумму или разность. 
- Мы должны уметь решать задачи, когда там встретятся литры.

Физминутка.

Учитель показывает карточки с названиями единиц измерения разных величин и предлагает игру на внимание. Если на карточке записано число:

  • Означающее вместимость - учащиеся садятся на свои места;
  • Означающее массу - прыгают на двух ногах;
  • Означающее длину - шагают по классу.

Детям предложены карточки: 14 см, 8 кг, 5 л, 3м, 25 см, 15 кг, 2 м, 7 л.

Учитель: Выполняя движения, что мы с вами сделали?
Ответ: Мы разделили числа на три группы: длину, массу, вместимость.
Учитель: Я наблюдала за вами, и мне очень приятно, что вы у меня очень внимательные. Готовы работать дальше?

IV. Детям предлагается самостоятельная работа.

1) Выполнение №5 стр.36
2) Выполнение №6 стр.36
3) Логическая задача: В левом и правом кармане у Тани 10 орехов. 4 ореха он переложил из одного кармана в другой. Сколько орехов в двух карманах?

Проверка. Дети доказывают решение каждого задания.

V. Итог урока помогает подвести ролевая игра "В магазине".

Один из учащихся выступает в роле продавца, другие (3-4 ученика) в роле покупателей. “Покупатели” просят “продавца” налить им в бидон 1л.(2л.,3л.) “ молока”.Остальные дети наблюдают за тем, чтобы “продавец” верно отпустил “товар”.

VI. Д/З.

- Выполнить № 4, стр. 36;
- Творческое: А вот вам подарок - загадка:

За водой идут -
Песни звонкие поют.
А в дом идут
Слёзы льют.
Из избы идут – пляшут,
А в избу идут плачут.

(Ведро)

Как вы думаете, ведро является мерой измерения вместимости? Узнайте у родителей или в библиотеке, чем раньше измеряли жидкость.

VII. Рефлексия.

У вас на столе лежат кружочки. Нарисуйте в них, личико, которое показывало бы ваше настроение сейчас. Мне очень приятно видеть, что у большинства из вас личико получилось весёлое, улыбающиеся. Спасибо вам за хорошую работу на уроке.