Урок русского языка по теме "Стилистическая роль определений"

Разделы: Русский язык


Цель: формирование умений работать над выявлением роли определений в текстах разных стилей речи: научном, официально-деловом, художественном.

Задачи:

  1. Повторить знания учащихся о стилях речи; выработать навыки использования эпитетов для придания речи выразительности, точности, ясности;
  2. Развивать умение анализировать тексты разных стилей, определять лексическое значение слова и его роль в тексте;
  3. Воспитывать уважительное отношение к православной культуре.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Вид урока: урок-исследование.

Форма: коллективная.

Оборудование: компьютерная презентация, отпечатанные тексты №1, 2, 3, 4.

Содержание этапов урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация деятельности учащихся.

На прошлом уроке мы начали подробно изучать второстепенные члены предложения. Назовите их.

  • Что такое определение?
  • В каком значении употребляется слово “определение”, если, например, учитель химии скажет: “Выучите все определения в п.5 наизусть”?

(Показ слайда “Определение”)

  • Как называются такие слова?
  • На какие группы делятся определения?

3. Активизация знаний, постановка цели.

Но сегодня речь пойдёт о стилистической роли определений.

  • Как вы понимаете тему урока?

  • Какие стили вам известны?
  • Во всех ли стилях используются определения?

Итак, цель нашего урока: анализируя тексты разных стилей, выяснить, какую роль играют определения в них.

4. Деятельность учащихся на уроке.

1) Работа с текстом № 1 (показ слайда “Текст №1”) (Приложение 1)

  • Перед вами текст №1, прочитайте его внимательно.
  • О чём он?
  • Как вы думаете, откуда он взят?
  • К какому стилю относится?
  • Почему?
  • Используются ли определения? Подчеркните карандашом их. Какова их роль?
  • Какие используются определения – согласованные или несогласованные?
  • Прямое или переносное значение имеют определения?

Итак, мы увидели, что в тексте научного стиля используются и согласованные и несогласованные определения для передачи точных отличительных признаков предметов.

2) Работа с текстом №2 (показ слайда “Текст №2”) (Приложение 1)

А теперь представим себе такую ситуацию. Крупный супермаркет Москвы накануне нового учебного года, много покупателей, как детей, так и взрослых. Взволнованная женщина подходит к службе охраны магазина, и через несколько минут по громкой связи звучит следующее.

  • Прочитайте текст №2.
  • Каков стиль текста?
  • Почему?
  • Используются ли в тексте определения? Какие?
  • Какова их роль?
  • Допускается ли переносное значение слов?

Итак, в тексте официально-делового стиля используются согласованные и несогласованные определения, распространённые и нераспространённые для точной передачи информации.

3) Работа с текстом № 3 (показ слайда №3) (Приложение 1)

Ребята, совсем скоро наступит любимый праздник –Новый год. А вместе с ним и главный христианский праздник – Рождество. Давайте на несколько минут почувствуем настроение этого праздника.

  • Прочитайте текст №3. О чём он?
  • Почувствовали его настроение?
  • К какому стилю он относится?
  • Почему это текст художественного стиля?
  • Найдите определения. Помогают ли они создать образную картину?
  • Как называются такие слова? (Показ слайда “Эпитет”)

Ребята, автор текста, Иван Сергеевич Шмелёв, был глубоко верующим человеком. Образ морозного зимнего утра рисуется православным мастером слова и рисуется иконописными красками. Какими?

4) Работа с иллюстрацией.

  • А теперь посмотрите на икону. (Показ слайда “Рождество”).

  • Как она называется?
  • Какими красками она нарисована?

Итак, благодаря эпитетам, мы видим не просто картину зимнего утра, а утро Рождества – великого Праздника.

4. Подведение итогов урока.

  • Какую роль играют определения в текстах разных стилей? (вывод делают учащиеся)

5. Домашнее задание.

Перед вами ещё один текст №4 (Приложение 1)

  • Определите его стиль.
  • Выпишите определения и укажите их роль в тексте.