Цель: формирование умений работать над выявлением роли определений в текстах разных стилей речи: научном, официально-деловом, художественном.
Задачи:
- Повторить знания учащихся о стилях речи; выработать навыки использования эпитетов для придания речи выразительности, точности, ясности;
- Развивать умение анализировать тексты разных стилей, определять лексическое значение слова и его роль в тексте;
- Воспитывать уважительное отношение к православной культуре.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Вид урока: урок-исследование.
Форма: коллективная.
Оборудование: компьютерная презентация, отпечатанные тексты №1, 2, 3, 4.
Содержание этапов урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация деятельности учащихся.
На прошлом уроке мы начали подробно изучать второстепенные члены предложения. Назовите их.
- Что такое определение?
- В каком значении употребляется слово “определение”, если, например, учитель химии скажет: “Выучите все определения в п.5 наизусть”?
(Показ слайда “Определение”)
- Как называются такие слова?
- На какие группы делятся определения?
3. Активизация знаний, постановка цели.
Но сегодня речь пойдёт о стилистической роли определений.
- Как вы понимаете тему урока?
- Какие стили вам известны?
- Во всех ли стилях используются определения?
Итак, цель нашего урока: анализируя тексты разных стилей, выяснить, какую роль играют определения в них.
4. Деятельность учащихся на уроке.
1) Работа с текстом № 1 (показ слайда “Текст №1”) (Приложение 1)
- Перед вами текст №1, прочитайте его внимательно.
- О чём он?
- Как вы думаете, откуда он взят?
- К какому стилю относится?
- Почему?
- Используются ли определения? Подчеркните карандашом их. Какова их роль?
- Какие используются определения – согласованные или несогласованные?
- Прямое или переносное значение имеют определения?
Итак, мы увидели, что в тексте научного стиля используются и согласованные и несогласованные определения для передачи точных отличительных признаков предметов.
2) Работа с текстом №2 (показ слайда “Текст №2”) (Приложение 1)
А теперь представим себе такую ситуацию. Крупный супермаркет Москвы накануне нового учебного года, много покупателей, как детей, так и взрослых. Взволнованная женщина подходит к службе охраны магазина, и через несколько минут по громкой связи звучит следующее.
- Прочитайте текст №2.
- Каков стиль текста?
- Почему?
- Используются ли в тексте определения? Какие?
- Какова их роль?
- Допускается ли переносное значение слов?
Итак, в тексте официально-делового стиля используются согласованные и несогласованные определения, распространённые и нераспространённые для точной передачи информации.
3) Работа с текстом № 3 (показ слайда №3) (Приложение 1)
Ребята, совсем скоро наступит любимый праздник –Новый год. А вместе с ним и главный христианский праздник – Рождество. Давайте на несколько минут почувствуем настроение этого праздника.
- Прочитайте текст №3. О чём он?
- Почувствовали его настроение?
- К какому стилю он относится?
- Почему это текст художественного стиля?
- Найдите определения. Помогают ли они создать образную картину?
- Как называются такие слова? (Показ слайда “Эпитет”)
Ребята, автор текста, Иван Сергеевич Шмелёв, был глубоко верующим человеком. Образ морозного зимнего утра рисуется православным мастером слова и рисуется иконописными красками. Какими?
4) Работа с иллюстрацией.
- А теперь посмотрите на икону. (Показ слайда “Рождество”).
- Как она называется?
- Какими красками она нарисована?
Итак, благодаря эпитетам, мы видим не просто картину зимнего утра, а утро Рождества – великого Праздника.
4. Подведение итогов урока.
- Какую роль играют определения в текстах разных стилей? (вывод делают учащиеся)
5. Домашнее задание.
Перед вами ещё один текст №4 (Приложение 1)
- Определите его стиль.
- Выпишите определения и укажите их роль в тексте.