Семинар-практикум "Повторяя арифметическую и геометрическую прогрессии, повторяем алгебру"

Разделы: Математика


Цель урока: Уметь применять знания по арифметической и геометрической прогрессиям при решении задач.

Задания представлены в двух вариантах и систематизированы по темам. Варианты могут быть использованы в самостоятельной работе, в работе по группам, в коллективной работе класса, в качестве индивидуальных заданий.

Системы уравнений

Вариант 1

  1. В геометрической прогрессии сумма первого и второго членов равна 132, а сумма второго и третьего членов равна 110. Найдите три первые члена этой прогрессии.
  2. Найдите четвертый член возрастающей арифметической прогрессии, в которой сумма первых десяти членов равна 155, а произведение ее первого и десятого членов равно 58.
  3. В магазине в конце августа продали 1200 тетрадей трех видов по цене соответственно: 2 руб, 4 руб и 6 руб на сумму 4200 рублей. Сколько тетрадей каждого вида было продано в магазине , если количество проданных тетрадей соответственно каждого вида образуют арифметическую прогрессию?

Вариант 2

  1. Найдите первые три члена геометрической прогрессии, если сумма первых ее трех членов равна 10,5 , а разность первого и четвертого членов равна 31,5.
  2. Сумма первого и пятого членов возрастающей арифметической прогрессии равна 26, а произведение ее второго и четвертого членов равно 160. Найдите сумму первых шести членов прогрессии.
  3. Цена поездки на электричке внутри города постоянна, а проезд в каждую пригородную зону увеличивает цену билета на одно и тоже число рублей. Рекламному агенту из города пришлось в понедельник ехать в первую зону, во вторник ехать во вторую зону, в среду в третью и т.д.. Каждый день он возвращался тоже на электричке. В понедельник и вторник он потратил на билеты 52 рубля, в среду и четверг – 84 рубля, а все его билеты стоили 322 рубля. Сколько дней подряд ездил агент.

Ответы и комментарии к заданиям.

Вариант 1

1. Решая составленную систему уравнений разделим почленно левую и правую части уравнений системы. При этом q = -1 не является решением системы, так как правые части обоих уравнений системы отличны от нуля. Ответ: b1=72, b2=60,b3=50.

2. По теореме, обратной теореме Виета (если сумма двух чисел равна -p, а произведение равно q, то эти числа являются корнями уравнения +px+ q=0). Решением системы является пара корней квадратного уравнения -31x+58=0. Решениями будут числа 2 и 29. Так как арифметическая прогрессия возрастающая по условию, то , =29 Ответ : 4=11.

3. Решить эту систему можно либо способом подстановки, либо способом сложения Ответ: 550,400,250 тетрадей.

Вариант 2

1. При решении системы уравнений применяется формула разности кубов. Ответ: b1=3,5 , b2= -7, b 3=14.

2. Ответ: =87.

3. Пусть 1 р. потратил рекламный агент в понедельник, во вторник – 2 р., в среду – 3 и т.д. , тогда Так как , то 2n2+9n-161=0 , n=7

Ответ: 7 дней.

Неравенства

Вариант 1

  1. Найдите первый положительный член арифметической прогрессии: - 10,2 ; -9,5 ; … .
  2. Найдите сумму всех двузначных чисел , которые при делении на 7 дают в остатке 1.
  3. Укажите наибольшее число членов арифметической прогрессии : 3, 5, 7, … , сумма которых не превосходит 120.

Вариант 2

  1. Найдите первый отрицательный член арифметической прогрессии : 15,6 ; 15 ; … .
  2. Найдите сумму всех натуральных чисел , кратных 3, заключенных в промежутке от 100 до 200.
  3. Укажите наибольшее число членов арифметической прогрессии: 17, 14, 11,… , при сложении которых получится положительное число.

Ответы и комментарии к заданиям.

Вариант 1

1. n ; -10,2+0,7(n-1) ; n >15 , следовательно а16 – первый положительный член арифметической прогрессии Ответ: 16 =0,3.

2. n = 7(n+1)+1 ; 7(n+1)+199 ; n13 ; S13 = 741 Ответ : 741.

3. Ответ: 10.

Вариант 2

1. Ответ 28 = -0,6.

2. 100< n<200 ; 100<3n <200 ; 33 <n<66 ; 34n66 ; Sn=*33=4950 Ответ: 4950.

3. Ответ: 12.

Уравнения

Вариант 1

  1. Является ли число -78 членом арифметической прогрессии ( n) , в которой 1=20 и 7= - 22.
  2. Решите уравнение 1+х+х23+…+х99=0.
  3. Решите уравнение, в котором слагаемые в сумме, записанной в левой части уравнения, составляют арифметическую прогрессию: 1+7+13+…+х=280.

Вариант 2

  1. В геометрической прогрессии (bn) b1=11 ; bn=88 ; Sn=165 Найдите q и n.
  2. Решите уравнение: 1+х+х23+…+х100=0.
  3. Решите уравнение: (x+1)+(x+4)+( x+7)+…+(x+28)=155.

Ответы и комментарии к заданиям.

Вариант 1

1. 7= 1+6 d ; d= -7 ; -78=20-7(n-1) ; n =15 ; nN Ответ : да.

2. b1=1 ; q=x ; S100= ; S100=0 ; x?1 ; x= -1 Ответ :-1.

3. Sn=280 ; *n =280 ; 1=1; d=6 ; 3n 2-2n-280=0 , так как n>0 , то n =10 ; 10=55 Ответ: 55.

Вариант 2

1. ; q=2 ; 2n -1=8 ; n=4 Ответ : q=2 ; n=4.

2. b1=1; q=x ; S101= ;S101=0 , так как x 1, то решений нет . Ответ: x.

3. 1+4+7+…+28+xn=155 ; Sn+xn =155 ; 28=1+3(n-1) ; n=10 ; S10=145 ; 145+10x=155 ; x =1 Ответ: 1.

Среднее арифметическое и среднее геометрическое чисел

Вариант 1

  1. В арифметической прогрессии ( n) m+ n=72 ; m-n=8. Найдите m.
  2. В геометрической прогрессии (bn) b19*b27=32 . Чему равно b23?
  3. Могут ли длины сторон прямоугольного треугольника составлять арифметическую прогрессию.

Вариант 2

  1. В геометрической прогрессии (bn) bm+n=72 ; bm- n=8. Найдите bm.
  2. В арифметической прогрессии ( n) 11+ 25=39 . Чему равно 18?
  3. Числа , b,c являются последовательными членами арифметической прогрессии. Докажите, что числа 2+ b+b2, 2+ c+c2, b2+ bc+c2 также являются последовательными членами некоторой арифметической прогрессии.

Ответы и комментарии к заданиям.

Вариант 1

1. m= m+ n - d* n ; m= m -n + d *n ; m = ; m = ; m =40 . Каждый член арифметической прогрессии является средним арифметическим предыдущего и последующего членов, а также симметрично расположенных членов относительно данного . Ответ: 40.

2. b23 = ± = ±4 , так как b 19 и b27 расположенны симметрично относительно b23 Ответ: ±4 .

3. Пусть 1 2 - длины катетов, а3 – длина гипотенузы, тогда +()2 = ; 5+2 1 3-3=0 ; ( 1-3) ( 1+ 3)=0 ; ( 1-3) ( 1+ d)=0 ; 1+d=0; 1= - d. Так как 1>0, то d <0, что не удовлетворяет условию задачи, следовательно, 1 = 3, 2=(3 + 3)=3 ; 1 : 2 : 3 = : : 1. Ответ : да, если они относятся , как : : 1. Например треугольники со сторонами 3,4,5 ; 6,8,10; 9,12,15; ….

Вариант 2

1. Каждый член геометрической прогрессии является средним геометрическим предыдущего и последующего членов, а также симметрично расположенных членов относительно данного.

bm= ; bm= bm-n *qn ;| bm|=, так как знаки членов последовательности могут чередоваться. bm = ±24 . Ответ: ±24 .

2. 18= =19,5, так как 11 и 25 расположенны симметрично относительно a18 .Ответ:19,5.

3. По свойству арифметической прогрессии b = ; 2+ c+c2 = ; 2+ c +c2 = ; 2+ c+ c2 = ( 2+c2+( +c )2) ; 2+ c+c 2 = 2+ c+c2 .

Изображение членов последовательности на координатной плоскости

Вариант 1

  1. На рисунке (рисунок 1) изображены точками первые восемь членов арифметической прогрессии. Найдите 21.
  2. Изобразите на координатной плоскости первые пять членов арифметической прогрессии ( n) и напишите уравнение прямой , на которой лежат построенные точки, если известно, что 10= - 10 ; 15 = - 17,5.
  3. Известно, что b7= ; b10= - . Найдите первые шесть членов геометрической прогрессии ( bn) и изобразите их на координатной плоскости. Определите характер монотонности функции, на графике которой лежат построенные точки.

Рисунок 1

Вариант 2

  1. На рисунке (рисунок 2) изображены точками первые пять членов арифметической прогрессии. Найдите 24.
  2. Известно, что с16=7 , с23=11,2 . Изобразите на координатной плоскости первые шесть членов арифметической прогрессии (сn) и напишите уравнение прямой на которой лежат построенные точки.
  3. Найдите первые пять членов геометрической прогрессии (dn) и изобразите их на координатной плоскости, если известно, что d6= ; d9 = . Определите характер монотонности функции, на графике которой лежат построенные точки.

Рисунок 2

Ответы и комментарии к заданиям.

Вариант 1

1. Так как n=kn +l , где k =d , l = 1 – d, то арифметическая прогрессия является линейной функцией y=kn + l на множестве натуральных чисел , d=и равно , где - угол наклона прямой к оси абсцисс. Ответ : 21 = 9.

2. 1=3,5 ; d= - 1,5 ; 2=2 ; 3=0,5 ; 4= - 1 ; 5= -2,5 ; y =dx+( 1-d ) ; y= - 1,5x +5 . Ответ: y= - 1,5 x+5.

3. q3= ; q= ; b 1= - 4 ; b2= - 2 ; b3 = - 1 ; b4 = - ; b5 = - ; b6 = - . Ответ: функция возрастает.

Вариант 2

1. d= - ; Ответ: 24= - 22,75.

2. c1 = - 2 ; d=0,6 ; c2= -1,4 ; c3 = -0,8 ; c4 = - 0,2 ; c 5= 0,4 ; c6 =1 ; y=0,6x -2,6 . Ответ: y=0,6 x-2,6.

3. q3= ; q= ; d 1=9 ; d2=3 ; d3=1 ; d 4 = ; d5= . Ответ: функция убывает.

Текстовые задачи

Вариант 1

  1. Клиент взял в банке кредит на сумму 800000 рублей под 12 % годовых на 3 года. Какова прибыль банка?
  2. При делении амебы , если она размножается без ограничений, получается две новые особи. Какое количество делений должно произойти для увеличения особей на 51100%?
  3. Число радиоактивных атомов по истечении определенного периода времени (период полураспада) уменьшается в два раза. Сколько процентов атомов радиоактивного йода останется спустя три периода полураспада?

Вариант 2

  1. Клиент открыл вклад на сумму 60000 рублей . Спустя два года он снял все проценты по вкладу, что в денежном эквиваленте составило 19350 рублей. Сколько процентов ежегодно начисляет банк по вкладу?
  2. При делении гидры, если она размножается без ограничений , получаются пять новых особей. По истечении некоторого времени одна особь составляла 0,16% от всех особей. Сколько делений произошло за это время?
  3. Число радиоактивных атомов по истечении определенного периода времени (период полураспада) уменьшается в два раза. Какая доля радиоактивных атомов некоторого элемента распадется за два периода полураспада?

Ответы и комментарии к заданиям.

Вариант 1

1. b1=800000 ; q=1,12 ; b4= b1q 3 ;b4=800000*(1,12)3=1123942,4 р, следовательно прибыль банка 1123942,4-800000=323942,4р. Ответ: 323942,4р .

2. Ответ: 9делений.

3. N4=N 1q3 ; q= ; N4= 1 . Ответ: 12,5%.

Вариант 2

1. b1=60000 ; b3=19350+60000=79350 ; b 3=b1 q2 ; q 2= = 1,3225 ;q=1,15 . Значит процентная ставка по этому вкладу составляла 15% годовых . Ответ: 15%.

2. Ответ : 4 деления.

3. N3=N 1q2 ; q= ; N3=N 1 ; N1- N3=N1 ; Ответ : 0,75.

Подведение итогов урока.

Повторяя арифметическую и геометрическую прогрессии, мы повторили способы решения систем уравнений; решение линейных неравенств, неравенств второй степени, двойных неравенств; среднее арифметическое и среднее геометрическое чисел; функциональную зависимость.

Оценивается работа учащихся.

Литература:

  1. Алгебра 9 класс, учебник, под редакцией С.А.Теляковского.
  2. Алгебра и начала анализа, 9 и 11 выпускные классы, Е.В.Якушева и др..
  3. Алгебра, 9 класс . Дополнительные главы к школьному учебнику, Ю.Н. Макарычев , Н.Г.Миндюк.
  4. Алгебра 9 класс , ГИА, 2010 г. Типовые тестовые задания , ФИПИ. В.В. Мирошин.