Системно-деятельный подход в обучении

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Системно-деятельностный подход - это стандарты обучения второго поколения. Это: чему учить? Зачем учить? Как учить? Это метод XXI века. Мы - учителя-должны выпустить из школы учащихся не столько богатых знаниями, а культурных личностей, умеющих самостоятельно принимать решения, выходить из трудных ситуаций, приспосабливаться к любым условиям современной жизни.

"Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал.
Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения.
Изложение,считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся..."
(А. Дистервег)

Поэтому в начальной школе получил большое распространение системно-деятельностный подход. Он разработан Ассоциацией "Школа 2000:". Руководитель д.п.н., профессор Л.Г.Петерсон.

На своих уроках "открытия" знаний я применяю вариант технологии деятельностного метода:

  • мотив;
  • актуализация;
  • выявление затруднения;
  • выход из затруднения;
  • реализация;
  • закрепление;
  • самостоятельная работа;
  • включение в систему знаний и повторение;
  • рефлексия;

а также алгоритм построения урока:

  1. Выделить и сформулировать новое знание.
  2. Смоделировать способ открытия нового знания.
  3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.
  4. Определить необходимые ЗУН ы и способы их повторения.
  5. Подобрать упражнения для этапа актуализации .
  6. Смоделировать затруднение .
  7. Смоделировать диалог или проблемную ситуацию.
  8. Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.
  9. Определить приёмы организации первичного закрепления.
  10. Подобрать задания на этап повторения по уровням.
  11. Провести анализ урока.

СДП - это нововведение, инновация, развивающее обучение. Оно опирается на зону ближайшего развития, а не базируется на принципе доступности. Учащийся действует как субъект, а не в роли объекта. Инновационное обучение развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания, а не развивает обыденное мышление. А также формирует личность, способную к самостоятельной творческой деятельности. Тогда как традиционное обучение формирует человека, способного только к исполнительской деятельности.

В свернутой форме новая методическая система РО выстраивается в триединой формуле:

системы - системный подход - деятельность

Объединение их позволило определить подход, составляющий ее основу как системно-деятельностный.

Концепция СДПбазируется на следующих основополагающих тезисах. Окружающий мир - объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы, то соответствующим подходом их изучения является системный.

В УД указанные принципы должны преобразовываться для учащихся в доступной форме в правила познания:

  • изучи предмет в целом;
  • раздели предмет на части, изучи каждую;
  • соедини изученные части, рассмотри, как они взаимодействуют.

Указанные правила позволяют учащимся составлять опорные планы изучения объектов и самостоятельно продвигаться от более высокого ранга к конкретному приближению к сущности предметов. Концепция СДП позволяет сформулировать краткое определение РО: развивающим можно назвать обучение, в котором у учащихся на базе обыденного мышления и интеллектуальных способностей формируется теоретическое мышление и творческие способности.

Литература.

1. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Собр. Соч. т.2,-М.,1982

2. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников.-СПБ.РГПУ им. А.И.Герцена, 2004

3. Давыдов В.П. Теория развивающего обучения. М., 1996