Цели урока:
- дать понятие определения, способы выражения определения,
- формирование умений находить определение в тексте, употреблять его в речи,
- воспитание эстетического отношения к языковым единицам, любви к природе и прекрасному.
План урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Повторение.
- Окончания существительных.
- Работа по вариантам.
- Новая тема.
- Дополнительный материал.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
(падеж имени существительного):
На выставке | П.п. | |
цветов | Р.п. | |
астрами | Т.п. | |
георгинами | Т.п. | |
хризантемами | Т.п. | |
победителей | Р.п. | |
цветоводы | И.п. | |
лица | И.п. | |
песнями | Т.п. | |
беседа | И.п. | |
знамёна | И.п. | |
дети | И.п. |
Найдите орфограммы в словах:
Развеваются знамёна
Развиваются дети.
II. Работа по теме урока.
К доске вызываю двух учащихся.
Выпишите из предложений словосочетания глагол+существительное:
В лесу дети увидели ежа.
(Увидели в лесу; увидели ежа.)
Сегодня я встретился с дроздом.
(Встретился сегодня; встретился с дроздом.)
Запишем загадку:
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.
– Выделить грамматическую основу, дать характеристику предложению. (Прост., двусост., повеств., невоскл., распр.)
– О чем идет речь в загадке? (О месяц)
– В каком падеже слово? (П.п.)
– Перфокарты:
1. Говорили об альбоме | об истории | о дороге. | ||
2. Шли к избушке | по линии | к чаще. | ||
3. Побывали в зоопарке | в Сибири | в музее. | ||
4. Бежали по аллее | по тропинке | по дорожке. | ||
5. Росли на берёзе | на тополе | на сирени. | ||
6. Призывать к осторожности | к выдержке | к смелости. | ||
7. Рассказать о книге | о повести | о случае. |
К доске вызываю двух учащихся.
Вернемся к нашему предложению.
– Выпишите:
I вариант | II вариант | |
Глагольные словосочетания | Именные словосочетания | |
Висит над избушкой | Краюшка хлеба, над бабушкиной избушкой. |
– Что такое краюшка?
– Выделите в слове суффикс и разберите по составу:
Избушка.
- Изба
- Избенка
- Избушечка
– Придумайте слова с таким же суффиксом. (старушка, завитушка)
– А что это за член предложения, который отвечает на вопрос: «какой?», выражается именем прилагательным? (бабушкиной)
Читаем определение в учебнике:
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и какой ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
– Посмотрите, перед вами стихотворение «Огоньки-снегири»:
Огоньки-снегири
Откуда в дремучем лесу огоньки?
Садятся на ветки, на снег, на сучки.
Что ж ветки от тех огоньков не горят?
Не тает нисколько их снежный наряд.
То с ветки сосновой, то с ёлки мохнатой
Вспорхнёт огонёк красногрудый, крылатый.
В беретиках чёрных и с грудкой румяной
Летают их стайки над снежной поляной.
В репьях над снегами – для них семена.
В морозном и снежном лесу – тишина.
(Е. Трутнева)
– Какие слова помогли автору так ярко, образно описать картину леса и огоньков – снегирей?
– Каков стиль данного стихотворения? (Худож.)
– А теперь попробуем сами добавить в тексты опеределения. Делаем упражнение из учебника на выбор учителя.
– Но только ли прилагательное может быть определением?
Замените данные словосочетания сочетания сущ.+ сущ.
На доске: кирпичный дом- дом из кирпича
- Стальная труба –
- Малиновое варенье –
- Стеклянная труба –
- Апельсиновый сок –
Вывод: определение может быть выражено и именем существительным.
III. Итог урока.
Домашнее задание: упражнение на усмотрение учителя.
Выставление оценок.
Дополнительный материал.
-
Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко,
Уши моет серой лапкой. -
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.