Цель урока: Сформировать у учащихся представление о средневековом обществе.
Задачи:
Образовательные:
- Ознакомить учащихся с понятиями, характеризующими средневековое общество.
- Показать положение, условия жизни и быта разных слоёв средневекового общества: крестьянства , феодалов.
- Способствовать формированию познавательного интереса к изучению истории других народов.
Развивающие:
- Развивать познавательные процессы обучающихся (память, внимание, восприятие, речь).
- Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделять главное, добывать материал из различных источников, делать вывод.
Воспитательные:
- Воспитывать у обучающихся коммуникативные качества (умение слушать, излагать свои мысли, выступать перед аудиторией).
- Сформировать уважение у школьников к труду.
Оборудование:
- Учебник "История средних веков" Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. - М.: Просвещение", 2011.
- Словари, энциклопедии.
- Раздаточный материал.
Оформление доски:
- Тема урока.
- Основные понятия и термины: сословия, сеньоры, вассалы, повинности, оброк, барщина, феод, феодальная лестница, феодальная вотчина.
Тип урока: Урок изучения нового материала с использованием дополнительного материала.
Технология: проблемное обучение.
Основные этапы урока:
- Вступительное слово учителя. Целеполагание.
- Изучение нового материала: работа учащихся в группах, сообщения учащихся, работа в тетрадях, с иллюстрациями учебника и энциклопедиями.
- Закрепление изученного материала (тест "Да - нетка").
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
План организации учебной деятельности:
I. План вводной беседы.
- Христианское учение о равенстве всех перед Богом.
- Было ли средневековое общество обществом равных?
- Жизнь крестьян: полуголодное существование, нищета, унижения и т.п.
- Жизнь сеньоров: роскошь, развлечения и др.
Вступительное слово учителя. Мотивация: (5 мин.)
Христианство учило, что перед Богом все равны, христианская вера господствовала в средневековой Европе, но средневековое общество не было обществом равных. Наоборот, его разделяли очень высокие перегородки между знатными и незнатными, богатыми и бедными. Крестьяне видели, как живут их сеньоры, и иногда между этими основными сословиями феодального общества вспыхивали острые конфликты. Но почему-то ничего не менялось на протяжении столетий, феодалы и крестьяне продолжали сосуществовать.
Формулировка проблем уроков:
- Почему равенство перед Богом не сделало людей равными на Земле?
- Почему крестьяне не могли освободиться от власти феодалов?
II. Работа в группах. (20 мин.)
Группа 1. На какие три основные группы
разделялось феодальное общество и что было
основанием для такого деления?
Группа 2. В замке феодала.
Группа 3. Ценности рыцарей.
Группа 4,5. Жизнь крестьян.
Группа 6. Работа с понятиями и терминами.
Отчет групп: (30 мин)
После такой работы возвращаемся к проблемным вопросам.
Ожидаемый результат: учащиеся должны придти к следующему выводу: перейти из одного сословие с другое было невозможно, т.к. все три сословия имели перед обществом свои права и обязанности; отношения между сословиями регулировались обычаем и правом; сословная принадлежность зависела от рождения.
III. Закрепление изученного материала. Контрольный тест.
- Все три сословия имели перед обществом свои права и обязанности. (+)
- Отношения между сословиями регулировались обычаем и правом. (+)
- Основными сословиями феодального общества были землевладельцы-феодалы, рабы и свободные крестьяне. (-)
- Сословная принадлежность зависела от рождения. (+)
- Для улучшения своего положения в обществе требовалось только разбогатеть. (-)
- Крестьяне работали на феодалов в силу принуждения и согласно устоявшимся обычаям. (+)
- Феодалы охраняли и защищали "своих" крестьян.(+)
- Граница между крестьянами и феодалами была легко преодолимой. (-)
- Феодалы были сословием воинов, а крестьяне не умели воевать. (+)
- Крестьяне и феодалы мало отличались друг от друга по своему образу жизни. (-)
IV. Домашнее задание: Параграфы 2, 11-12; термины и понятия наизусть.
V. Рефлексия.
Рефлексия осуществляется через такие приемы:
1) Незаконченное предложение:
Самым интересным для меня было..., потому что...;
Сегодня на уроке я узнал(а)...;
Мне понравилось..., потому что...;
Мне не понравилось...;
2) "Точка зрения".