Урок по теме "Умножение многозначного числа на двузначное". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Формировать умение у учащихся работать по алгоритму.
  • Научить решать примеры нового вида: умножение многозначного числа на двузначное.
  • Формировать умение у учащихся оценивать свою деятельность на уроке.
  • Развивать математическую речь, внимание, память, мышление.
  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, чувство коллективизма.

Оборудование: пакеты с заданиями для корпоративно - групповой работы; сигнальные карточки; карточки для игры “Гусеница”; таблица “Физминутки для глаз”; таблица для самооценивания; алгоритмы; памятка “Если хочешь быть здоров – закаляйся!”; записи на доске; магнитофон; аудиозапись песни “Пин и Гвин”.

Ход урока

I. Орг. момент.

- Ребята, сейчас урок математики. Какова проблема урока и тема вы определите потом сами. В конце урока вы должны будете оценить свою работу и доказать почему вы поставили именно эту оценку.

- А ещё, на сегодняшнем уроке, мы поговорим о том, как сохранить и укрепить наше здоровье. Мы очень много говорили с вами по данной теме. Я бы хотела, чтобы вы сказали девиз нашего класса гостям.

(Я здоровье сберегу, сам себе я помогу).

II. Актуализация знаний учащихся.

- А сейчас мы выполним упражнения, которые подготовят нас к изучению новой темы.

1. Игра на внимание.

1 ряд (7) 13 19 25 31 37 43 49 55 61 67

- Я называю число, вы к каждому последующему числу прибавляете число 6, если в числе будет цифра 3, то вы должны поднять руку.

2 ряд (8) 13 18 23 28 33 38 43 48 53

- Я называю число, вы к каждому последующему числу прибавляете число 5, если число делится на 2, то хлопаете в ладоши.

3 ряд (6) 10 14 18 22 26 30 34 38 42 46

- Я называю число, вы к каждому последующему числу прибавляете число 4, если число круглое, то встаете.

2. Игра “Гусеница” (Повторение таблицы умножения).

Ход игры:

Каждый ряд распределяется по вариантам (1 вариант, 2 вариант)

Учащиеся 1 варианта сидят на месте (они проверяемые)

Учащиеся второго варианта (проверяющие)

У каждого проверяющего карточка с таблицей умножения. Они, проверив таблицу умножения, пересаживаются на следующую парту и снова проверяют учащихся первого варианта и так далее, пока не вернутся на свое место. Затем наоборот 1 вариант проверяющие, 2 вариант проверяемые.

- Откройте тетради, запишите число и классная работа. Обратите внимание на посадку.

III. Постановка и решение проблемы.

- На доске записаны примеры:

681 х 5 =
963 х 25 =

1. Решение примера изученного вида.

- Прочитайте первый пример.
- Назовите вид примера. (Умножение многозначного числа на однозначное)
- Решите пример, проговаривая алгоритм решения. (Алгоритм появляется на доске)

Алгоритм.

  1. Читаю пример.
  2. Записываю пример в столбик, называя множители.
  3. Умножаю первый множитель на второй множитель.
  4. Читаю ответ.

2. Решение примера нового вида с составлением алгоритма.

- Посмотрите на второй пример. Решали ли вы примеры такого вида? (Нет)
- Предположите, как можно назвать примеры этого вида? (Умножение многозначного числа на двузначное)
- Назовите, мне проблему урока. (Как умножать многозначные числа на двузначные?)
- Какова тема урока? (Умножение многозначного числа на двузначное)
- Рассмотрите данный пример. Чем он похож на первый, а чем они отличаются? Мы должны решить этот пример и составить к нему алгоритм.
- Предположите с чего начнем решение, используя алгоритм решения первого примера?

(Учитель записывает решение примера на доске с помощью учащихся. При этом одновременно корректируется алгоритм, добавляются новые пункты).

Алгоритм.

  1. Читаю пример.
  2. Записываю пример в столбик, называя множители.
  3. Умножаю I мн. на число единиц II мн.
  4. Называю первое неполное произведение
  5. Умножаю I мн. на число десятков II мн. (Начнем подписывать второе неполное произведение под десятками).
  6. Называю второе неполное произведение.
  7. Складываю неполные произведения.
  8. Читаю ответ.

IV. Изучение нового материала.

1. Решение примеров у доски и с места, с комментированием.

7461 х 42 =
9374 х 68 =
5347 х 12 =

- Как вы думаете, где “опасное место” при решении таких примеров?
- Посмотрите на пример. Где допущена ошибка?

(рисунок 1)

(Ошибка в том, что второе неполное произведение подписано не под десятками, а под единицами).

- Молодцы, вы правильно определили ошибку. Я надеюсь, что в дальнейшем вы не будете допускать ошибки такого рода.

Физминутка. (Танец под песню “Пин и Гвин”)

- Каким болезням, чаще всего, подвержены люди зимой?
- Какие вы знаете средства для борьбы с простудой?
- Каким способом можно победить простуду без лекарств?
- А сейчас мы с вами отправимся в Арктику к очень закаленным необычным птицам. Кто это? (пингвины)
- Давайте отдохнем, потанцуем.
- Пину и Гвину вы очень понравились, и они решили подарить вам памятки (рисунок 7), которые помогут вам закалить свой организм.

(рисунок 7)

2. Корпоративно-групповая работа.

- У меня в руках пакеты с заданиями, каждая группа должны будет выполнить по 3 задания. Пакеты передаем по моему сигналу. После выполнения заданий будет проверка.

1 пакет.

Составите алгоритм умножения многозначного числа на двузначное.

(Учащимся предлагается пустая таблица, в которую они должны приклеить “шаги” алгоритма в правильном порядке).

(рисунок 2)

2 пакет.

Решите примеры на умножение многозначного числа на двузначное. Выберите каждый себе пример, в соответствии со степенью сложности.

(рисунок 3)

3 пакет.

Найдите ошибки в примерах и исправьте их.

(рисунок 4)

Проверка всех заданий с использованием сигнальных карточек.

(Правильно – зелёный сигнал. Неправильно – красный сигнал).

3. Беседа.

- А теперь давайте поговорим о нашем здоровье.
- Как можно сохранить и сформировать наше здоровье? (Закаливание, профилактические прививки, правильное питание, выполнение режима дня, занятие спортом…)
- Какие виды спорта вы знаете?
- Зачем люди занимаются спортом?
- Какими видами спорта занимаетесь вы? Почему?

Физминутка для глаз.

- На доске цветные круги с буквами, необходимо собрать слова.

(рисунок 5)

- Если вы расшифруете запись, то узнаете, чем будем заниматься дальше.

(Реши задачу).

4. Решение задачи.

- Прочитайте задачу.

В спортивной школе легкой атлетикой занимается 56 человек. Это в 3 раза меньше занимающихся футболом. А занимающихся хоккеем на 68 человек меньше, чем футболом. Сколько человек занимается в спортивной школе?

- О ком говориться в задаче? (О ребятах, занимающихся в спортивной школе).
- Что известно в задаче? (56 человек занимаются лёгкой атлетикой. Это в 3 раза меньше занимающихся футболом. А занимающихся хоккеем на 68 человек меньше, чем футболом).
- Какой вопрос задачи? (Сколько человек занимается в спортивной школе?)
- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет)
- Почему? (Потому что мы не знаем сколько человек занимается футболом и хоккеем).
- А можем узнать сколько человек занимается футболом? (Да. Если легкой атлетикой занимаются в 3 раза меньше человек, то футболом в 3 раза больше).
- Как теперь узнать сколько человек занимается хоккеем? (Мы теперь знаем, что футболом занимается 168 человек, а хоккеем на 68 человек меньше. Значит необходимо от 168 вычесть 68, получится 100 человек).
- А теперь можем ответить на главный вопрос задачи? (Да. Необходимо сложить все части).

  1. 56 х 3 = 168 (ч.) – футболом.
  2. 168 – 68 = 100 (ч.) – хоккеем.
  3. 56 + 168 + 100 = 324 (ч.)

- Запишите решение и ответ задачи.

Смехотерапия (воздушный шарик)

- А вы знаете, что лучшее лекарство – это смех. Говорят, когда человек смеется, он продлевает себе жизнь. Давайте проведем небольшой сеанс смехотерапии. Учитель подбрасывает шарик к верху и пока он в воздухе дети смеются, как только он в руках учителя дети замолкают.

V. Рефлексия деятельности.

- Какую проблему мы решали на сегодняшнем уроке?
- Что нам может помочь при решении примеров такого вида? (алгоритм)
- Проговорите алгоритм.
- Решите пример самостоятельно. 859 х 27

Самостоятельное оценивание учащихся своей работы, при помощи сигнальных карточек с доказательством.

(рисунок 6)

- Ещё о чем мы сегодня говорили на уроке? (О нашем здоровье)
- Знаете ли вы пословицы о здоровье?
- У меня начало пословицы, а вы должны найти концовку к ней на ваших столах.

В здоровом теле – здоровый дух.
Здоровье дороже богатства.
Здоров будешь – всё добудешь.
Здоровьем слаб, так и духом не герой.
Ешь, да не жирей – будешь здоровей.
Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

- Чего бы вы хотели пожелать своим друзьям и нашим гостям? (Будьте здоровы).