Цели:
Формировать умение у учащихся работать по
алгоритму.
Оборудование: пакеты с заданиями для корпоративно - групповой работы; сигнальные карточки; карточки для игры “Гусеница”; таблица “Физминутки для глаз”; таблица для самооценивания; алгоритмы; памятка “Если хочешь быть здоров – закаляйся!”; записи на доске; магнитофон; аудиозапись песни “Пин и Гвин”.
Ход урока
I. Орг. момент.
- Ребята, сейчас урок математики. Какова проблема урока и тема вы определите потом сами. В конце урока вы должны будете оценить свою работу и доказать почему вы поставили именно эту оценку.
- А ещё, на сегодняшнем уроке, мы поговорим о том, как сохранить и укрепить наше здоровье. Мы очень много говорили с вами по данной теме. Я бы хотела, чтобы вы сказали девиз нашего класса гостям.
(Я здоровье сберегу, сам себе я помогу).
II. Актуализация знаний учащихся.
- А сейчас мы выполним упражнения, которые подготовят нас к изучению новой темы.
1. Игра на внимание.
1 ряд (7) 13 19 25 31 37 43 49 55 61 67
- Я называю число, вы к каждому последующему числу прибавляете число 6, если в числе будет цифра 3, то вы должны поднять руку.
2 ряд (8) 13 18 23 28 33 38 43 48 53
- Я называю число, вы к каждому последующему числу прибавляете число 5, если число делится на 2, то хлопаете в ладоши.
3 ряд (6) 10 14 18 22 26 30 34 38 42 46
- Я называю число, вы к каждому последующему числу прибавляете число 4, если число круглое, то встаете.
2. Игра “Гусеница” (Повторение таблицы умножения).
Ход игры:
Каждый ряд распределяется по вариантам (1 вариант, 2 вариант)
Учащиеся 1 варианта сидят на месте (они проверяемые)
Учащиеся второго варианта (проверяющие)
У каждого проверяющего карточка с таблицей умножения. Они, проверив таблицу умножения, пересаживаются на следующую парту и снова проверяют учащихся первого варианта и так далее, пока не вернутся на свое место. Затем наоборот 1 вариант проверяющие, 2 вариант проверяемые.
- Откройте тетради, запишите число и классная работа. Обратите внимание на посадку.
III. Постановка и решение проблемы.
- На доске записаны примеры:
681 х 5 =
963 х 25 =
1. Решение примера изученного вида.
- Прочитайте первый пример.
- Назовите вид примера. (Умножение
многозначного числа на однозначное)
- Решите пример, проговаривая алгоритм решения.
(Алгоритм появляется на доске)
Алгоритм.
- Читаю пример.
- Записываю пример в столбик, называя множители.
- Умножаю первый множитель на второй множитель.
- Читаю ответ.
2. Решение примера нового вида с составлением алгоритма.
- Посмотрите на второй пример. Решали ли вы
примеры такого вида? (Нет)
- Предположите, как можно назвать примеры этого
вида? (Умножение многозначного числа на
двузначное)
- Назовите, мне проблему урока. (Как умножать
многозначные числа на двузначные?)
- Какова тема урока? (Умножение многозначного
числа на двузначное)
- Рассмотрите данный пример. Чем он похож на
первый, а чем они отличаются? Мы должны решить
этот пример и составить к нему алгоритм.
- Предположите с чего начнем решение, используя
алгоритм решения первого примера?
(Учитель записывает решение примера на доске с помощью учащихся. При этом одновременно корректируется алгоритм, добавляются новые пункты).
Алгоритм.
- Читаю пример.
- Записываю пример в столбик, называя множители.
- Умножаю I мн. на число единиц II мн.
- Называю первое неполное произведение
- Умножаю I мн. на число десятков II мн. (Начнем подписывать второе неполное произведение под десятками).
- Называю второе неполное произведение.
- Складываю неполные произведения.
- Читаю ответ.
IV. Изучение нового материала.
1. Решение примеров у доски и с места, с комментированием.
7461 х 42 =
9374 х 68 =
5347 х 12 =
- Как вы думаете, где “опасное место” при
решении таких примеров?
- Посмотрите на пример. Где допущена ошибка?
(рисунок 1)
(Ошибка в том, что второе неполное произведение подписано не под десятками, а под единицами).
- Молодцы, вы правильно определили ошибку. Я надеюсь, что в дальнейшем вы не будете допускать ошибки такого рода.
Физминутка. (Танец под песню “Пин и Гвин”)
- Каким болезням, чаще всего, подвержены люди
зимой?
- Какие вы знаете средства для борьбы с простудой?
- Каким способом можно победить простуду без
лекарств?
- А сейчас мы с вами отправимся в Арктику к очень
закаленным необычным птицам. Кто это? (пингвины)
- Давайте отдохнем, потанцуем.
- Пину и Гвину вы очень понравились, и они решили
подарить вам памятки (рисунок 7), которые помогут
вам закалить свой организм.
(рисунок 7)
2. Корпоративно-групповая работа.
- У меня в руках пакеты с заданиями, каждая группа должны будет выполнить по 3 задания. Пакеты передаем по моему сигналу. После выполнения заданий будет проверка.
1 пакет.
Составите алгоритм умножения многозначного числа на двузначное.
(Учащимся предлагается пустая таблица, в которую они должны приклеить “шаги” алгоритма в правильном порядке).
(рисунок 2)
2 пакет.
Решите примеры на умножение многозначного числа на двузначное. Выберите каждый себе пример, в соответствии со степенью сложности.
(рисунок 3)
3 пакет.
Найдите ошибки в примерах и исправьте их.
(рисунок 4)
Проверка всех заданий с использованием сигнальных карточек.
(Правильно – зелёный сигнал. Неправильно – красный сигнал).
3. Беседа.
- А теперь давайте поговорим о нашем здоровье.
- Как можно сохранить и сформировать наше
здоровье? (Закаливание, профилактические
прививки, правильное питание, выполнение режима
дня, занятие спортом…)
- Какие виды спорта вы знаете?
- Зачем люди занимаются спортом?
- Какими видами спорта занимаетесь вы? Почему?
Физминутка для глаз.
- На доске цветные круги с буквами, необходимо собрать слова.
(рисунок 5)
- Если вы расшифруете запись, то узнаете, чем будем заниматься дальше.
(Реши задачу).
4. Решение задачи.
- Прочитайте задачу.
В спортивной школе легкой атлетикой занимается 56 человек. Это в 3 раза меньше занимающихся футболом. А занимающихся хоккеем на 68 человек меньше, чем футболом. Сколько человек занимается в спортивной школе?
- О ком говориться в задаче? (О ребятах,
занимающихся в спортивной школе).
- Что известно в задаче? (56 человек занимаются
лёгкой атлетикой. Это в 3 раза меньше
занимающихся футболом. А занимающихся хоккеем на
68 человек меньше, чем футболом).
- Какой вопрос задачи? (Сколько человек
занимается в спортивной школе?)
- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет)
- Почему? (Потому что мы не знаем сколько
человек занимается футболом и хоккеем).
- А можем узнать сколько человек занимается
футболом? (Да. Если легкой атлетикой занимаются
в 3 раза меньше человек, то футболом в 3 раза
больше).
- Как теперь узнать сколько человек занимается
хоккеем? (Мы теперь знаем, что футболом
занимается 168 человек, а хоккеем на 68 человек
меньше. Значит необходимо от 168 вычесть 68,
получится 100 человек).
- А теперь можем ответить на главный вопрос
задачи? (Да. Необходимо сложить все части).
- 56 х 3 = 168 (ч.) – футболом.
- 168 – 68 = 100 (ч.) – хоккеем.
- 56 + 168 + 100 = 324 (ч.)
- Запишите решение и ответ задачи.
Смехотерапия (воздушный шарик)
- А вы знаете, что лучшее лекарство – это смех. Говорят, когда человек смеется, он продлевает себе жизнь. Давайте проведем небольшой сеанс смехотерапии. Учитель подбрасывает шарик к верху и пока он в воздухе дети смеются, как только он в руках учителя дети замолкают.
V. Рефлексия деятельности.
- Какую проблему мы решали на сегодняшнем уроке?
- Что нам может помочь при решении примеров
такого вида? (алгоритм)
- Проговорите алгоритм.
- Решите пример самостоятельно. 859 х 27
Самостоятельное оценивание учащихся своей работы, при помощи сигнальных карточек с доказательством.
(рисунок 6)
- Ещё о чем мы сегодня говорили на уроке? (О нашем
здоровье)
- Знаете ли вы пословицы о здоровье?
- У меня начало пословицы, а вы должны найти
концовку к ней на ваших столах.
В здоровом теле – здоровый дух.
Здоровье дороже богатства.
Здоров будешь – всё добудешь.
Здоровьем слаб, так и духом не герой.
Ешь, да не жирей – будешь здоровей.
Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
- Чего бы вы хотели пожелать своим друзьям и нашим гостям? (Будьте здоровы).