Задача урока (для учителя):
- стимулирование познавательного интереса учащихся;
- активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы;
- практическое применение знаний;
- развитие умственной деятельности, памяти;
- развитие умения применять ПК и информационные технологии для оформления работ и решения задач в соответствии с современными требованиями.
Задача урока (для ученика): Ученик должен убедить себя в том, что:
- может справиться с решением практических задач по теме “Основы языка программирования. Реализация способов организации действий на языке программирования, реализация в нем основных способов организации данных”
- компьютер – инструмент для выполнения поставленных задач;
- хорошая команда – залог успеха;
- решать творческие задачи интереснее, чем стандартные.
Цели урока:
Воспитательная:
- развитие познавательного интереса учащихся;
- развитие основ коммуникационного общения;
- развитие уверенности в собственных силах;
- возможность “найти себя”, “стать успешным”.
- Развитие ответственности за коллективное решение.
Обучающая:
- проверка знаний через повышение интереса к изучению предмета;
- актуализировать субъектный опыт учащихся;
- воспитание навыка быстрого мышления;
- практическое применение современных информационных технологий и ПК при решении поставленных задач.
Развивающая:
- развитие познавательных интересов;
- развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, сравнение);
- развитие памяти (лучше всего запоминается то, что связано с практическим применением, преодолением затруднений);
- развитие творческой активности учащихся (активная деятельность способствует лучшему усвоению и закреплению материала).
Тип урока: повторительно – обобщающий урок (комплексное применение знаний и способов действий)
План урока:
- Организационный момент (приветствие, цели, задачи урока) – 2 мин.
- Разминка – 3 мин.
- Работа в команде (повторение основных алгоритмических структур с помощью домашних презентаций и конкурс капитанов – составь программу выводящую на экран приветствие участникам “мини-олимпиады” – 15 минут.
- Работа в команде – конкурс по фрагменту блок-схемы узнай фрагмент программы и ответ на тест на компьютере (повторение способов организации данных) – 5 минут.
- Работа в команде по выполнению задания на выбор и практическое выполнение фрагментов общей программы Итоговое обсуждение в команде, “сборка” программы из фрагментов – 10минут.
- представление рабочей программы, тестирование и оценивание – 6 минут.
- Домашнее задание и рефлексия – 2 минуты.
- Объявление результатов – 2 минуты.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Здравствуйте ребята. На предыдущих уроках мы изучали алгоритмизацию и основы языков программирования сегодня у нас обобщающий урок по теме “Алгоритмизация и программирование”, на котором мы повторим и обобщим наши знания. Запишите тему в тетрадь. | Записывают тему в тетрадь. |
Сегодня на уроке каждый из вас должен
убедить себя в том, что (Цель урока на
мультимедийном экране) “Убеди себя в том, что:
Тема, которую мы сегодня повторяем и обобщаем занимает одно из ведущих мест в курсе школьной информатики, например, среди заданий ЕГЭ особое внимание уделяется темам “Алгоритмизация и программирование” и “Технологии программирования”, а классические олимпиады по информатике на различных уровнях проводятся тоже по программированию. Этот урок мы проведем в виде игрового урока “командной мини-олимпиады”. На прошлом уроке были организованы 4 команды, каждая из которых получила задание на создание презентаций, с помощью которых мы и повторим основные алгоритмические конструкции. |
Внимательно слушают. |
Сегодня мне помогут провести урок
(Называю ребят – как правило, участников
олимпиады городского уровня один или два
ученика), они будут фиксировать баллы, составлять
протокол нашей олимпиады в электронных таблицах.
(Приложение 1) Ребята прошу вас
занять компьютер учителя. Наше соревнование будет состоять из следующих этапов: 1. Разминка. 2. Подготовительная работа в команде, состоящая из:
3. Я хочу отметить, что именно эти этапы помогут нам повторить основные понятия темы, необходимые для достижения цели урока. 4. Следующие два этапа: 5. Работа в команде по выполнению задания и практическое выполнение фрагментов общей программы. Итоговое обсуждение в команде, “сборка” программы из фрагментов, тестирование позволят увидеть как наша цель достигнута И последний этап –объявление результатов и домашнее задание. Правила проведения конкурсов, критерии оценок у вас на столах, вы всегда их можете посмотреть и уточнить. (Приложение 2) Ребята мне хочется пожелать вам успеха! У нас всё получится! |
Ребята – жюри садятся за компьютер. Все внимательно слушают. |
Итак, начинаем разминку. Ответьте мне на следующие вопросы: | Обучающиеся отвечают на вопросы |
1. Какая организация данных возможна на языке программирования? | С помощью простой переменной и с помощью индексированной переменной т.е. массива |
2. Как формируется имя переменной? | лат. буква, несколько лат. букв, лат. буквы и цифры |
3. Каких типов данные используются на языке программирования? | числовые, логические, символьные. |
4. Как определяют тип данных на языке Qbasic при написании имени переменной? | за именем следуют суффиксы %– целые, & –длинные целые, ! – вещественные обычной точности, # – вещественные двойной точности, $ – символьные. |
5. Продолжите фразу: Переменная в программировании полностью характеризуется: | именем, значением и типом. |
6. Назовите способы описания алгоритма | словесный, блок-схема, алгоритмический. |
7. Сколько способов организации действий на языке программирования? | четыре. |
8. Назовите основные алгоритмические структуры) | линейная, ветвление, цикл, вспомогательный алгоритм. |
9. Что является характерным признаком линейной программы | строго последовательное выполнение операторов в порядке их записи. |
10. Что является характерным признаком программы с ветвлением | ход выполнения программы зависит от истинности тех или иных условий. |
11. Что является характерным признаком циклической программы | многократное повторение одних и тех же действий. |
12. Что является характерным признаком вспомогательного алгоритма программы | независимый вычислительный процесс, оформленный специальным образом, который выполняется при обращении к нему. |
Спасибо (Анализ правильности ответов) | Ребята – жюри считают средний балл вносят оценки в протокол. |
Переходим ко второму этапу
представление и оценка презентаций и
параллельно конкурс капитанов. Задание
капитанам на столе у компьютеров. (Приложение
3) На представление презентации отводится 3 минуты. Оставшиеся представители команд представляют нам свою презентацию. Участники других команд внимательно слушают, возникающие вопросы и замечания фиксируют в тетради задают вопросы после защиты. Команда-оппонент оценивает презентацию, используя критерии. Баллы за защиту начисляются как средний балл состоящий из балла учителя и команды-оппонента. Пожалуйста, защищаем презентацию “Линейный алгоритм” Вопросы. Оценка команды оппонента. Анализирую и оцениваю презентацию. Пожалуйста, защищаем презентацию “Алгоритм ветвления” Вопросы. Оценка команды оппонента. Анализирую и оцениваю презентацию. Пожалуйста, защищаем презентацию “Циклический алгоритм” Вопросы. Оценка команды оппонента. Анализирую и оцениваю презентацию. Пожалуйста, защищаем презентацию “Вспомогательный алгоритм” Вопросы. Оценка команды оппонента. Анализирую и оцениваю презентацию. Результат вашей коллективной работы позволил за короткое время повторить структуры, с помощью которых решается любая задача по программированию. Вопросы есть? Анализирую насколько глубоко проработан материал учащимися с моей точки зрения. |
Участники одной команды защищают
домашние презентации – участники других команд
внимательно слушают , возникающие вопросы и
замечания фиксируют в тетради задают вопросы
после защиты. Ребята – жюри считают средний балл вносят оценки в протокол. |
Переходим к повторению основных
способов организации данных на языке
программирования. Этап состоит из двух параллельных заданий:
Ребята, отвечающие на вопросы теста, займите место за компьютером, около которого стоит табличка с названием вашей команды. (Приложение 8) Начинаем конкурс “Узнай и назови по фрагменту блок-схемы, фрагмент программы”, критерии оценок у вас есть. (Приложение 2) Я анализирую правильность ответов в ходе конкурса, переворачиваю лист с блок-схемой, т.к. на обороте каждой блок-схемы одномерного массива фрагмент программы но уже для двумерного массива.(повторение и одномерных и двумерных массивов) Итак, время пошло:
Молодцы мы повторили и одномерные и двумерные массивы, а ребята зафиксировали баллы. Проверим тест.( правильные ответы на листочках переверните их и сверьте. (Приложение 4) Ребята поднимите руку, кто на все вопросы ответил правильно. А теперь, те у кого есть неправильные ответы, скажите какую оценку поставил вам компьютер и проверим только те вопросы, на которые вы ответили неправильно. Объясняю почему этот ответ не правильный. |
Отвечают на тест. Угадывают фрагменты. Ребята – жюри фиксируют баллы, следят, кто первым поднял руку. Проверяют тест. |
Подготовительная работа закончена. И я
вижу, что вы поняли и повторили теоретический
материал, умеете сравнивать, знаете способы
организации данных и основные алгоритмические
структуры. А теперь будем применять наши знания
на практике. Вам предлагается текст задачи, (Приложение 5) решение которой
необходимо разбить на фрагменты. Фрагменты
набираете на соседних компьютерах в течении 10
минут, сохраняете, и по сети, переносите на ПК
капитана, корректируете, тестируете и
показываете работающую программу, которая
начинается с программы приветствия капитана. На
объединение фрагментов у вас 4 минут. Если кто-то
закончил свой фрагмент раньше, вы можете подойти
помочь товарищу по команде. Время пошло. Время закончилось. Пока мы с ребятами проверяем программы. и выставляем баллы, а затем они оформляют окончательный протокол, я прошу вас открыть конверт, найти листок со своей фамилией, (Приложение 6) прочитать внимательно и выбрать вариант, соответствующий ваши ощущениям после нашего урока Листочки вложите обратно в конверт и оставьте на столе, я их проанализирую, и мы с вами об этом поговорим на следующем уроке. Листок с домашним заданием, (Приложение 7) которое состоит из набора задач, возьмите с собой. Обязательно нужно решить две задачи, но помните, большее количество решенных задач – залог успеха. И прежде чем объявить результаты я хочу напомнить ещё раз, что сегодня мыс вами повторили, обобщили и применили на практике знания о способах организации данных и действий на языке программирования. Итак, слово жюри. Исходя из результатов, я объявляю отметки за урок. Поздравляю победителей, благодарю всех участников нашей олимпиады за работу, прошу ещё раз обратить внимание на мультимедийный экран и спрашиваю одного из участников нашей олимпиады: – “исходя из тех баллов, что заработали ваши команды, убедил ли наш урок, тебя в том что написано на зкране”. И каждый ответьте себе мысленно на этот вопрос. Спасибо за урок. До свидания. |
Работа за компьютером. Ребята – жюри фиксируют баллы, на листочках и оформляют протокол, объявляют результаты. Один из участников нашей олимпиады отвечает на мой последний вопрос. |