Мини-олимпиада по теме "Основы языка программирования. Способы организации действий на языке программирования, организация данных"

Разделы: Информатика


Задача урока (для учителя):

  • стимулирование познавательного интереса учащихся;
  • активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы;
  • практическое применение знаний;
  • развитие умственной деятельности, памяти;
  • развитие умения применять ПК и информационные технологии для оформления работ и решения задач в соответствии с современными требованиями.

Задача урока (для ученика): Ученик должен убедить себя в том, что:

  • может справиться с решением практических задач по теме “Основы языка программирования. Реализация способов организации действий на языке программирования, реализация в нем основных способов организации данных”
  • компьютер – инструмент для выполнения поставленных задач;
  • хорошая команда – залог успеха;
  • решать творческие задачи интереснее, чем стандартные.

Цели урока:

Воспитательная:

  • развитие познавательного интереса учащихся;
  • развитие основ коммуникационного общения;
  • развитие уверенности в собственных силах;
  • возможность “найти себя”, “стать успешным”.
  • Развитие ответственности за коллективное решение.

Обучающая:

  • проверка знаний через повышение интереса к изучению предмета;
  • актуализировать субъектный опыт учащихся;
  • воспитание навыка быстрого мышления;
  • практическое применение современных информационных технологий и ПК при решении поставленных задач.

Развивающая:

  • развитие познавательных интересов;
  • развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, сравнение);
  • развитие памяти (лучше всего запоминается то, что связано с практическим применением, преодолением затруднений);
  • развитие творческой активности учащихся (активная деятельность способствует лучшему усвоению и закреплению материала).

Тип урока: повторительно – обобщающий урок (комплексное применение знаний и способов действий)

План урока:

  1. Организационный момент (приветствие, цели, задачи урока) – 2 мин.
  2. Разминка – 3 мин.
  3. Работа в команде (повторение основных алгоритмических структур с помощью домашних презентаций и конкурс капитанов – составь программу выводящую на экран приветствие участникам “мини-олимпиады” – 15 минут.
  4. Работа в команде – конкурс по фрагменту блок-схемы узнай фрагмент программы и ответ на тест на компьютере (повторение способов организации данных) – 5 минут.
  5. Работа в команде по выполнению задания на выбор и практическое выполнение фрагментов общей программы Итоговое обсуждение в команде, “сборка” программы из фрагментов – 10минут.
  6. представление рабочей программы, тестирование и оценивание – 6 минут.
  7. Домашнее задание и рефлексия – 2 минуты.
  8. Объявление результатов – 2 минуты.
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Здравствуйте ребята. На предыдущих уроках мы изучали алгоритмизацию и основы языков программирования сегодня у нас обобщающий урок по теме “Алгоритмизация и программирование”, на котором мы повторим и обобщим наши знания. Запишите тему в тетрадь. Записывают тему в тетрадь.
Сегодня на уроке каждый из вас должен убедить себя в том, что (Цель урока на мультимедийном экране)

“Убеди себя в том, что:

  1. Можешь справиться с решением задачи;
  2. Решать творческие задачи интереснее, чем стандартные;
  3. Современные технологии и компьютер – универсальный инструмент для выполнения поставленных задач;
  4. Хорошая команда залог успеха;
  5. Тема над которой мы будем сегодня работать “Алгоритмизация и программирование” усвоена.

Тема, которую мы сегодня повторяем и обобщаем занимает одно из ведущих мест в курсе школьной информатики, например, среди заданий ЕГЭ особое внимание уделяется темам “Алгоритмизация и программирование” и “Технологии программирования”, а классические олимпиады по информатике на различных уровнях проводятся тоже по программированию. Этот урок мы проведем в виде игрового урока “командной мини-олимпиады”. На прошлом уроке были организованы 4 команды, каждая из которых получила задание на создание презентаций, с помощью которых мы и повторим основные алгоритмические конструкции.

Внимательно слушают.
Сегодня мне помогут провести урок (Называю ребят – как правило, участников олимпиады городского уровня один или два ученика), они будут фиксировать баллы, составлять протокол нашей олимпиады в электронных таблицах. (Приложение 1) Ребята прошу вас занять компьютер учителя.

Наше соревнование будет состоять из следующих этапов:

1. Разминка.

2. Подготовительная работа в команде, состоящая из:

2.1. представление презентации;
2.2. конкурс капитанов;
2.3. конкурс “Узнай и назови по фрагменту блок-схемы, фрагмент программы”;
2.4. компьютерное тестирование, по программе созданной Глазковым Константином.

3. Я хочу отметить, что именно эти этапы помогут нам повторить основные понятия темы, необходимые для достижения цели урока.

4. Следующие два этапа:

5. Работа в команде по выполнению задания и практическое выполнение фрагментов общей программы.

Итоговое обсуждение в команде, “сборка” программы из фрагментов, тестирование позволят увидеть как наша цель достигнута

И последний этап –объявление результатов и домашнее задание.

Правила проведения конкурсов, критерии оценок у вас на столах, вы всегда их можете посмотреть и уточнить. (Приложение 2)

Ребята мне хочется пожелать вам успеха! У нас всё получится!

Ребята – жюри садятся за компьютер.

Все внимательно слушают.

Итак, начинаем разминку. Ответьте мне на следующие вопросы: Обучающиеся отвечают на вопросы
1. Какая организация данных возможна на языке программирования? С помощью простой переменной и с помощью индексированной переменной т.е. массива
2. Как формируется имя переменной? лат. буква, несколько лат. букв, лат. буквы и цифры
3. Каких типов данные используются на языке программирования? числовые, логические, символьные.
4. Как определяют тип данных на языке Qbasic при написании имени переменной? за именем следуют суффиксы %– целые, & –длинные целые, ! – вещественные обычной точности, # – вещественные двойной точности, $ – символьные.
5. Продолжите фразу: Переменная в программировании полностью характеризуется: именем, значением и типом.
6. Назовите способы описания алгоритма словесный, блок-схема, алгоритмический.
7. Сколько способов организации действий на языке программирования? четыре.
8. Назовите основные алгоритмические структуры) линейная, ветвление, цикл, вспомогательный алгоритм.
9. Что является характерным признаком линейной программы строго последовательное выполнение операторов в порядке их записи.
10. Что является характерным признаком программы с ветвлением ход выполнения программы зависит от истинности тех или иных условий.
11. Что является характерным признаком циклической программы многократное повторение одних и тех же действий.
12. Что является характерным признаком вспомогательного алгоритма программы независимый вычислительный процесс, оформленный специальным образом, который выполняется при обращении к нему.
Спасибо (Анализ правильности ответов) Ребята – жюри считают средний балл вносят оценки в протокол.
Переходим ко второму этапу представление и оценка презентаций и параллельно конкурс капитанов. Задание капитанам на столе у компьютеров. (Приложение 3)

На представление презентации отводится 3 минуты. Оставшиеся представители команд представляют нам свою презентацию. Участники других команд внимательно слушают, возникающие вопросы и замечания фиксируют в тетради задают вопросы после защиты. Команда-оппонент оценивает презентацию, используя критерии. Баллы за защиту начисляются как средний балл состоящий из балла учителя и команды-оппонента.

Пожалуйста, защищаем презентацию “Линейный алгоритм”

Вопросы. Оценка команды оппонента. Анализирую и оцениваю презентацию.

Пожалуйста, защищаем презентацию “Алгоритм ветвления”

Вопросы. Оценка команды оппонента. Анализирую и оцениваю презентацию.

Пожалуйста, защищаем презентацию “Циклический алгоритм”

Вопросы. Оценка команды оппонента. Анализирую и оцениваю презентацию.

Пожалуйста, защищаем презентацию “Вспомогательный алгоритм”

Вопросы. Оценка команды оппонента. Анализирую и оцениваю презентацию.

Результат вашей коллективной работы позволил за короткое время повторить структуры, с помощью которых решается любая задача по программированию. Вопросы есть? Анализирую насколько глубоко проработан материал учащимися с моей точки зрения.

Участники одной команды защищают домашние презентации – участники других команд внимательно слушают , возникающие вопросы и замечания фиксируют в тетради задают вопросы после защиты.

Ребята – жюри считают средний балл вносят оценки в протокол.

Переходим к повторению основных способов организации данных на языке программирования.

Этап состоит из двух параллельных заданий:

  1. Конкурс “Узнай и назови по фрагменту блок-схемы, фрагмент программы”, в котором участвуют два члена команды.
  2. И компьютерного теста по массивам, на который отвечает третий участник.

Ребята, отвечающие на вопросы теста, займите место за компьютером, около которого стоит табличка с названием вашей команды. (Приложение 8) Начинаем конкурс “Узнай и назови по фрагменту блок-схемы, фрагмент программы”, критерии оценок у вас есть. (Приложение 2) Я анализирую правильность ответов в ходе конкурса, переворачиваю лист с блок-схемой, т.к. на обороте каждой блок-схемы одномерного массива фрагмент программы но уже для двумерного массива.(повторение и одномерных и двумерных массивов)

Итак, время пошло:

  1. блок-схема
    “Формирование элементов массива случайными целыми числами из отрезка от А до В”.
  2. “Формирование с клавиатуры.
  3. блок-схема
    “Суммирование всех элементов”.
  4. блок-схема
    “Произведение четных элементов массива”.
  5. блок-схема
    “Количество положительных элементов массива”.
  6. блок-схема
    “Нахождение минимального элемента массива”.
  7. блок-схема
    “Сортировка элементов массива по возрастанию”.
  8. блок-схема
    “Вывод элементов массива”.

Молодцы мы повторили и одномерные и двумерные массивы, а ребята зафиксировали баллы. Проверим тест.( правильные ответы на листочках переверните их и сверьте. (Приложение 4) Ребята поднимите руку, кто на все вопросы ответил правильно. А теперь, те у кого есть неправильные ответы, скажите какую оценку поставил вам компьютер и проверим только те вопросы, на которые вы ответили неправильно. Объясняю почему этот ответ не правильный.

Отвечают на тест.

Угадывают фрагменты.

Ребята – жюри фиксируют баллы, следят, кто первым поднял руку.

Проверяют тест.

Подготовительная работа закончена. И я вижу, что вы поняли и повторили теоретический материал, умеете сравнивать, знаете способы организации данных и основные алгоритмические структуры. А теперь будем применять наши знания на практике. Вам предлагается текст задачи, (Приложение 5) решение которой необходимо разбить на фрагменты. Фрагменты набираете на соседних компьютерах в течении 10 минут, сохраняете, и по сети, переносите на ПК капитана, корректируете, тестируете и показываете работающую программу, которая начинается с программы приветствия капитана. На объединение фрагментов у вас 4 минут. Если кто-то закончил свой фрагмент раньше, вы можете подойти помочь товарищу по команде. Время пошло.

Время закончилось. Пока мы с ребятами проверяем программы. и выставляем баллы, а затем они оформляют окончательный протокол, я прошу вас открыть конверт, найти листок со своей фамилией, (Приложение 6) прочитать внимательно и выбрать вариант, соответствующий ваши ощущениям после нашего урока

Листочки вложите обратно в конверт и оставьте на столе, я их проанализирую, и мы с вами об этом поговорим на следующем уроке. Листок с домашним заданием, (Приложение 7) которое состоит из набора задач, возьмите с собой. Обязательно нужно решить две задачи, но помните, большее количество решенных задач – залог успеха. И прежде чем объявить результаты я хочу напомнить ещё раз, что сегодня мыс вами повторили, обобщили и применили на практике знания о способах организации данных и действий на языке программирования.

Итак, слово жюри.

Исходя из результатов, я объявляю отметки за урок. Поздравляю победителей, благодарю всех участников нашей олимпиады за работу, прошу ещё раз обратить внимание на мультимедийный экран и спрашиваю одного из участников нашей олимпиады: – “исходя из тех баллов, что заработали ваши команды, убедил ли наш урок, тебя в том что написано на зкране”. И каждый ответьте себе мысленно на этот вопрос. Спасибо за урок. До свидания.

Работа за компьютером.

Ребята – жюри фиксируют баллы, на листочках и оформляют протокол, объявляют результаты.

Один из участников нашей олимпиады отвечает на мой последний вопрос.