Цели урока:
1) образовательные:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме;
- отработать навыки и умения решения задач по данной теме.
2) развивающие: развить у учащихся наглядно-образное, абстрактное мышление, интерес к математике, смекалку, устную математическую речь, произвольное внимание.
3) воспитательные: воспитать чувство коллективизма, товарищества, взаимопонимания.
Оборудование: жетоны, карточки с заданиями, “рыбки”, кубик.
План проведения урока “Математическая мозаика”:
- Организационный момент (3 мин)
- Пространственная эстафета (7 мин)
- а) разминка (5 мин); б) конкурс капитанов (15 мин)
- “Теоретическая рыбалка” (12 мин)
- Физкультминутка (3 мин)
- “Собери слово” (15 мин)
- “Подумай, прежде чем ответить!” (10 мин)
- “Математическая рулетка” (15 мин)
- Подведение итогов урока и завершение урока (5 мин)
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте! Сегодня у нас будет не обычный урок, а обобщающий урок-соревнование по теме “Углы в пространстве”. Для этого вам необходимо разделиться на 2 команды, придумать название, выбрать капитана и представителей жюри по 2 человека от каждой команды.
Начнем соревнование с пространственной эстафеты.
2. Пространственная эстафета.
Предъявляются рисунки по рассмотренной теме (на доске). Учащиеся должны по очереди (от каждой команды) назвать известные им элементы и показать их: полуплоскость, наклонная, углы при пересечении плоскостей и т.д. За верный ответ - жетоны.
3. Конкурс капитанов.
Учитель: Этот конкурс оценивается в 5 баллов. Для начала – разминка. На столе лежат 2 карточки с заданиями. Вам, капитаны, необходимо выбрать одну из карточек, но право выбора предоставляется тому, кто первым ответит на вопросы и наберет необходимое количество баллов. Итак, играем до 3-х очков, а жюри следит, чтобы не было подсказок.
- Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
- Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? (я сам)
- У семерых братьев по одной сестре. Сколько всего сестер? (1)
- Чему равно произведение всех цифр? (0)
- Где вода стоит столбом? (в стакане)
- В каком слове 40 гласных? (сорока – 40а)
Примечание: если капитан затрудняется в ответе, можно взять помощь из зала.
Карточки:
- Докажите, что у правильной пирамиды все боковые ребра наклонены к основанию под равными углами.
- Докажите, что плоскости боковых граней правильной пирамиды равнонаклонены к плоскости ее основания.
4. “Теоретическая рыбалка”.
Учитель: А пока капитаны у доски готовятся, мы с вами повторим теоретический материал по теме “Углы в пространстве”, который будет нам необходим при решении задач.
Итак, на столе лежат “рыбки”. На них – вопросы по теоретическому материалу темы “Углы в пространстве”.
Учащиеся по очереди (от каждой команды) подходят к столу, берут любую рыбку и отвечают на вопросы. За правильный ответ – жетон.
Вопросы:
- Чему равен угол между взаимно перпендикулярными прямой и плоскостью?
- Что называется углом между прямой и плоскостью?
- Острый или тупой угол между наклонной и плоскостью?
- У какой пирамиды все боковые ребра наклонены к основанию под равными углами?
- Сколько вертикальных двугранных углов образуют две пересекающиеся плоскости в пространстве?
- Что называется двугранным углом? Гранями двугранного угла, ребром? Изобразить двугранный угол.
- Что называется величиной двугранного угла?
- Зависит ли величина линейного угла от выбора его вершины на ребре двугранного угла?
- Величина какого из образованных пересекающимися плоскостями двугранных углов берется в качестве угла между ними?
- Напишите, как обозначается угол между плоскостями ? и ?.
- Как наклонены плоскости боковых граней правильной пирамиды к плоскости ее основания?
- Какие плоскости называются взаимно перпендикулярными?
- Сформулируйте признак перпендикулярности плоскостей.
- Приведите примеры использования этого признака на практике.
Учитель: Хорошо, молодцы! Капитаны, готовы? Слушаем ваши ответы, а первым партам даем задачи, за правильное решение которых команды получают по 1 баллу.
1 команда. АВ – перпендикуляр к плоскости альфа,
АС – наклонная к ней. Определите угол между АС и
плоскостью альфа, если АВ=3, АС=6.
2 команда. Та же задача, но АВ= , АС=2.
Учитель: Есть ли у жюри вопросы к капитанам? Если нет, то капитаны занимают свои места в команде, и мы проверяем задачи, которые решали первые парты. Скажите ваши ответы! Хорошо. Жюри, прибавьте по 1 баллу командам!.
5. Физкультминутка.
6. “Собери слово”.
Необходимо рассадить команды на 2 ряда (пусть даже за партой будет сидеть по 3 человека) (Можно и задействовать жюри). На каждую парту дается карточка с задачей. Задача содержит 4 варианта ответов под цифрами 1, 2, 3, 4. За каждой цифрой зашифрована буква. Карточки раздаются случайным образом. Задача учащихся: собрать зашифрованное слово. Чья команда быстрее назовет слово, та команда и выигрывает этот конкурс и получает 6 баллов.
1 команда. Слово “ГРАНЬ”:
“Г”: В правильной пирамиде SABC высота SM равна
1 и радиус окружности, вписанной в основание ABC
пирамиды, равен 1. Найдите угол между боковой
гранью и основанием.
“Р”: В правильной четырехугольной пирамиде
боковые ребра наклонены к основанию под углом 30°.
Высота пирамиды 5 см. Найдите длины ребер
пирамиды.
“А”: В правильной пирамиде SABC высота SM равна
3, сторона основания AB равна 18. Найдите угол между
боковой гранью и основанием.
“Н”: SABCD – правильная четырехугольная
пирамида, в которой сторона основания равна 2, а
угол между боковой гранью и основанием равен 45°.
Найдите высоту пирамиды.
“Ь”: Ребра основания прямоугольного
параллелепипеда имеют длину 4 см и 3 см, высота
параллелепипеда равна 5 см. Определите угол между
диагональю и плоскостью основания
параллелепипеда.
2 команда. Слово “РЕБРО” (задачи аналогичные, только другие цифры).
7. “Подумай, прежде чем ответить!”
Учитель: Переходим к следующему конкурсу. Я буду вам задавать вопросы, а вы, если кто знает ответ на этот вопрос, тот поднимает руку и за правильный ответ получает жетон.
- Нарисуйте три плоскости, проходящие через прямую а. Сколько двугранных углов с ребром а образуют эти плоскости?
- Сколько плоскостей, перпендикулярных данной плоскости, можно провести через данную точку? Как их построить?
- Сколько плоскостей, перпендикулярных данной плоскости, можно провести через данную прямую?
- Плоскость и прямая перпендикулярны одной и той же плоскости. Как могут быть расположены относительно друг друга эти прямая и плоскость?
- Пусть ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 – прямоугольный параллелепипед, М – середина ребра АВ. Нарисуйте сечение параллелепипеда плоскостью, проходящей через М и перпендикулярной граням АВС и А1АВ.
8. “Математическая рулетка”.
Учитель: Переходим к следующему конкурсу. На парте лежат 6 задач под номерами 1 – 6. Учащиеся от каждой команды по очереди выходят и подбрасывают кубик, выбирают соответствующий номер задачи. Таким образом, у каждой команды по 3 задачи. Каждая задача оценивается в баллах по мере сложности. Команда, которая решит быстрее все задачи, может получить дополнительные баллы (2 балла). (Желательно участие тех, кто может быть ещё не принимал участие ни в каком конкурсе. Причем 2 задачи учащийся отдает команде, а одну решает сам у доски. После того, как учащиеся решат все задачи, учитель проверяет у них ответы и решение, жюри прибавляет соответствующие баллы).
1. AB – перпендикуляр к плоскости , AC – наклонная к ней. Определите угол между AC и плоскостью, если AB =3, AC =6. (1 балл).
2. Плоскости и пересекаются по прямой а. Известно, что B принадлежит , С принадлежит , ВА перпен-но а (А принадлежит а), СА перпендикулярно а. Определите угол между плоскостями и , если:
а) ВА=ВС=АС. (1 балл)
б) АВС= АСВ=30° (2 балла)
в) ВА=3, АС=4, ВС=5
3. В прямоугольном параллелепипеде АВС DA 1 B 1 C 1 D 1 ребро АВ=2, ребро АА1=4. Найдите тангенс угла наклона диагонального сечения AB 1 C 1 D 1 к основанию. (2 балла).
4. В правильной пирамиде SABC радиус вписанной в основание окружности равен 1, а угол между боковой гранью и основанием равен 30°. Найдите высоту пирамиды и расстояние от вершины S до стороны основания. (3 балла).
5. В правильной пирамиде SABC высота SM =1 и радиус окружности, вписанной в основание ABC пирамиды, равен 1. Найдите угол между боковой гранью и основанием. (2 балла).
9. Подведение итогов урока и завершение урока.
В конце урока предоставляется слово жюри, которое подводит итоги урока и объявляет победителя, который получает грамоту.
Учащимся, активно работающим на уроке, а также тем, кто получил наибольшее количество жетонов, выставляются отметки в журнал.